• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я стремлюсь к улучшению качества математических курсов и расширению их пула

Я стремлюсь к улучшению качества математических курсов и расширению их пула

Из личного архива Артема Максаева

Мы поговорили с новым заместителем руководителя департамента больших данных и информационного поиска Артемом Максаевым. Артем рассказал нам о том, как пришел на ФКН и о своей новой роли

Бэкграунд

Я вырос в академической среде: мои родители — ученые-химики, работают в Российской академии наук. Безусловно, это могло повлиять на мое решение пойти в науку, но я считаю, что сделал осознанный выбор. 

Математика начала интересовать меня с 6-7 класса школы., Еще школьником я твердо уверился в том, что математика для меня интереснее всего остального. Я поступил на мехмат МГУ, где еще больше полюбил эту науку. Там же, на кафедре высшей алгебры, я занялся научными исследованиями и впервые опубликовался в математическом журнале. 

Летом прошлого года я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Характеризации гомоморфизмов графов матричных отношений». Это послужило дополнительным стимулом к развитию, и теперь у меня есть много научных целей и планов, проектов на будущее.

Фактически я всегда занимался тем, что мне было интересно. Тем не менее, за прошедшее время я пробовал и другие направления деятельности, например, работал учителем в школе и обучался в Школе анализа данных Яндекса. Однако работа со школьниками и анализ данных не так захватывали меня, как научная деятельность и преподавание студентам.

Преподавание для меня — это прежде всего передача своего опыта студентам и общение с ними. Ученый-математик часто работает один, и преподавать нужно, чтобы не замыкаться в себе и своей области. Кроме того, на занятиях чувствуешь себя моложе, а у студентов часто возникает много свежих идей. Так что я не только учу, но и сам чему-то учусь. 

Научные интересы 

Мои научные интересы вращаются вокруг матриц. С одной стороны, это комбинаторная теория матриц: она изучает матрицы с комбинаторной точки зрения и связывает их с другими объектами, например, с графами и конечными автоматами. С другой стороны, более алгебраической — это теория отображений, сохраняющих матричные инварианты. В математике, особенно в алгебре, важно классифицировать объекты. К примеру, все наши первокурсники изучают теорему о строении конечных абелевых групп. Но не менее полезно классифицировать отображения этих объектов - это позволяет лучше понять структуру объектов и обнаружить их новые свойства. Отображения бывают разными: линейные операторы, гомоморфизмы групп, автоморфизмы графов и другие. В моем случае объекты - это матрицы. Одна из первых подобных задач была решена еще Фробениусом и состояла в описании линейных отображений квадратных матриц, не меняющих определитель - у нее довольно элегантный ответ. Это стало зерном теории линейных отображений, сохраняющих матричные инварианты.

С одним из своих исследований я недавно выступил на AUA-UAEU Workshop on Graph Theory, Combinatorics and Applications. Впечатления от поездки у меня крайне позитивные, и я очень рад, что даже при высокой загруженности удалось вырваться на научное мероприятие. Конференция проходила в Университете ОАЭ — это мое первое посещение Эмиратов и, конечно, мне было особенно интересно посмотреть, чем живет эта страна, пообщаться с местными преподавателями и научными работниками. Здесь я расширил сеть своих академических контактов. 

Для коллег из многих стран, равно как и для меня, это первая заграничная командировка за три года — в их странах совсем недавно сняли коронавирусные ограничения. Конференция была недолгой, но насыщенной. Основной тематикой стала теория графов и комбинаторика. География докладчиков была обширной, а доклады — высокого уровня. Например, среди участников был Хао Хуанг, в 2019 году доказавший гипотезу чувствительности — известную проблему теоретической информатики. Отдельно хочу отметить гостеприимство организаторов и их заботу об участниках конференции. В последний день я побывал в Дубае и получил массу приятных эмоций.

О ФКН

Я узнал о ФКН сразу, как только он был создан. Декан факультета Иван Аржанцев был профессором на кафедре высшей алгебры мехмата МГУ, где я обучался. Но я не сотрудничал с факультетом до 2019 года, когда мне предложили преподавать линейную алгебру. Я с радостью согласился.

Поначалу я волновался, так как в Вышке все устроено совсем иначе, чем в других местах. Но именно это мне сразу и понравилось. В частности, строгие, но справедливые правила, касающиеся оценок и плагиата, а также хорошая коммуникация между лектором и семинаристами. И хотя каждый курс был особенным, ощущалась выстроенная и работающая система. А новый дом факультета на Покровском бульваре и комфортные преподавательские стали приятным бонусом!

Нельзя считать, что с приходом на факультет компьютерных наук я пришел в сами компьютерные науки — это не так. Я изначально занимался математикой и по-прежнему ей занимаюсь, причем область моих научных интересов весьма теоретическая и не связана с анализом данных. На факультете я продолжаю развиваться в этом направлении, а также преподаю основные математические курсы, веду факультативы, руковожу проектными и выпускными работами студентов. При этом считаю, что если сотрудник активно занимается научной деятельностью, то у него не должно быть много преподавания. Поэтому мне очень нравится, что в ВШЭ снижают нагрузку получателям академических надбавок - это демонстрирует ценность науки, и освободившееся время можно потратить на исследования.

О роли заместителя руководителя департамента

Еще с 1 сентября 2022 года я являюсь заместителем руководителя департамента больших данных и информационного поиска. Курсы департамента можно условно разделить на две части: по математике и по программированию/анализу данных, но бывают, конечно, и смешанные курсы. Среди сотрудников есть чистые математики, есть прикладные математики, а также специалисты по анализу данных и машинному обучению. Моя основная задача — курировать и развивать математическую составляющую департамента. При этом, конечно, я воспринимаю департамент как единый коллектив. Работа ожидаемо непростая, но важная.

Глобальную цель моей работы я формулирую как развитие департамента: научное и образовательное. Я стремлюсь к улучшению качества математических курсов и расширению их пула (в частности, курсов по выбору). Мы уделяем много внимания обсуждениям методической составляющей курсов, привлечению новых специалистов и хотим качественно обучать студентов математике. Не менее важно показать примеры ее применения на практике: в компьютерных науках и анализе данных. Поэтому даже в классические математические курсы мы постепенно внедряем практические задания (например, лабораторные работы на Python), и эта тенденция продолжится. 

Что касается научной составляющей, то в составе департамента уже сейчас есть известные ученые, а также лаборатории, где можно полноценно заниматься наукой, где студенты могут стать стажерами-исследователями. Но на этом нельзя останавливаться! Мы планируем развивать существующие научные группы и создавать новые. Чтобы и наши молодые сотрудники со временем стали именитыми.

О хобби

Чаще всего провожу свободное время с семьей или друзьями. Из хобби могу выделить туризм — до пандемии я часто путешествовал по Европе и Азии, но и теперь иногда удается это делать. Также увлекаюсь спортом — настольным теннисом и бадминтоном - однако заниматься систематически не получается. Но мое главное хобби совпадает с основной деятельностью - это математика!