• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
ФКН
Contacts

Dean — Ivan Arzhantsev

 

First Deputy Dean — Tamara Voznesenskaya

 

Deputy Dean for Research and International Relations — Sergei Obiedkov

 

Deputy Dean for Methodical and Educational Work — Ilya Samonenko

 

Deputy Dean for Development, Finance and Administration — Irina Plisetskaya

Phone: +7 (495) 772-95-90 * 12332

computerscience@hse.ru

125319, Moscow, 3 Kochnovsky Proezd (near metro station 'Aeroport'). 

The Development of Computing in the USSR in Comparison with the USA and Other Western Countries

Valery Shilov

Professor, Programme Academic Supervisor: Software Engineering, National Research University Higher School of Economics

 

There is a wide spread opinion — both among general public and in literature — that the USSR lived through a “golden age” in the development of computing machines. Some believe that it ended with the collapse of the Soviet Union, others — that its decline began with the start of mass production by IBM (big and medium-sized computers) and DEC (small computers) clones. Yet, proponents of either point of view tend to exaggerate the real (though often indeed prominent) achievements of Soviet computing and to explain the fact that the USSR was lagging behind the West, which had already become obvious by the early 1980s, not by objective factors (common for all Soviet industries) but by “CIA special operations,” “fifth column conspiracy,” etc.

Unfortunately, the history of Soviet computing is mostly researched by journalists. Usually they receive information not from archives, but former developers directly. Developers, in their turn, recall the past nostalgically and often subjectively. In Russia, there are only few works, which use documentary sources.

Moreover, one should understand that during the confrontation with the West Soviet state propaganda used to exaggerate the country’s real achievements while the existence of any problems wasn’t just hushed down but actually denied. Therefore it is now impossible to understand the real picture based on official Soviet sources only. For example, front page of Pravda newspaper for 27 November 1953 contains an article about “Soviet constructors’ important achievement”: namely, the creation of T-5 tabulator. The article mentioned that the new tabulator was made of 110,000 pieces, contained 5 km of cables, etc., but of course it did not mention the fact that the new machine was inferior to its western analogues built some 15-20 years earlier, i.e., before the war (for example, T-5 could not perform multiplication and division functions). The main goal of such publications or news on radio and TV was to make the audience believe that Soviet computing was prospering.

Documents describing the situation objectively (various reviews, reports or private letters to the highest party and state organs) were classified. Most of them still remain unpublished.

It is difficult to write the full history of the development of Soviet computing in one short text, especially since its top inventions were indeed world-level achievements (e.g., Sergey Lebedev’s BESM-6) or had no analogues abroad at all (Nikolay Brusentsov’s Setun ternary computer, Israil Akushsky and Davlet Yuditsky’s modular computers). So the current paper presents an attempt to analyze various expert opinions on the real state and level of Soviet computer.

The “Short Review on Computing Machines” (which was classified) is probably the first such document. It was released in April 1953 by Special Design Bureau № 245 (SKB-245) of the Soviet Machine Building and Instrument Making Ministry; SKB-245 developed the country’s first computer of serial production — Strela. The document contains a rather detailed description of the functional scope of computers and of both Soviet and US developments. I will cite several conclusions made by the authors of the review:

“The Soviet Union has created a base for research, construction and production of domestic mathematical machines… Several types of mathematical machines are currently being developed: those are machines for both universal and specialized use. The analysis of comparable technical parameters shows that there are machines with cutting edge technical parameters are being developed in the Soviet Union. In some cases our constructors choose their own unique ways by creating machines with radically different structural schemes.”

It might seem that everything is fine though the authors are not entirely sincere when they write about “cutting edge technical parameters” and do not mention the fact that Soviet engineers often had to find new ways due to severe lack of equipment. Nevertheless, the review continues like this:

“On the whole, the state and tempo of mathematical machine development in the Soviet Union cannot be called satisfactory due to the following reasons. The scale of machine construction is obviously not large enough. There is not enough research… The capacity of the Machine Building Ministry plant involved in the production of mathematical machines is not big enough. The capacity of the plants affiliated with the Ministry of Electrical Power Stations and Electrical Industry is not big enough in terms of the development of certain elements and devices…”

At the end of the review it was mentioned that only some Moscow- and Leningrad-based research centers would be equipped with mathematical machines. Distribution plans did not mention any other of the country’s major research or industrial centers.

The document also contains the following figures: in the USA there were 20 machines of 16 types in use; machines of 10 more types were under development. At the same time, in the USSR there were two computers in trial use (one in SKB-245 and one in Lebedev’s Institute of Precision Mechanics and Computer Engineering (IPMCE)). It was planned that SKB-245 would develop and produce 9 more machines by 1955 but by 1957 it had managed to produce and install only 7 machines.

A similar review (dated 2 March 1955) was written by Professor Dmitry Panov of IPMCE, who sent it to the Department of Science and Culture of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union. This classified document contained a detailed description of US computing machines of various types and comparative analysis of Soviet and American machines. The expectations listed in the 1953 review did not come true: by the time the 1955 report was written the USSR only had 4 machines of 4 different types while the US had 2284 electronic computers, including 60 big and 110 medium-sized ones. This led the authors to some rather non-optimistic conclusions:

“The gap between the USA and the USSR in terms of developing digital computing machines and control devices continues to grow. We are behind both in terms of the number of such machines and their parameters, we are also behind in terms of technology and use of computing devices, particularly in the military sphere. The gap in analog machines is smaller… Still, we are behind in this sphere as well in terms of the development of new principles and technologies.”

Despite the fact that the number of computing machines in the USSR was growing, the situation in the following years did not change much, and the problems that existed were actually getting worse. In 1967 famous Russian researcher colonel Anatoly Kitov sent an analytic report to Leonid Brezhnev, General Secretary of the Central Committee of the Communist Party, titled “On the State of Electronic Computing Equipment in Our Country.” The paper gave a very realistic description of the situation:

“The state of electronic computing equipment development in our country is currently very bad. Our lagging behind the USA and other capitalist countries is not getting any better — on the contrary, it is quickly getting worse. Nowadays there are nearly 30,000 highly reliable computers in the USA, they are equipped with all the necessary external devices and a well-developed system of mathematical software. In our country the development and production of computers is still spread across several ministries whose works in not in any way coordinated; there is unhealthy hidden competition between ministries. We have slightly more than 1000 computing machines, many of which are outdated and inefficient. We have no data input and output devices which would meet demands of the modern world and which are necessary for economic use of computers. Machines are produced without relevant mathematical software and therefore cannot be used efficiently. The situation with magnetic tapes, which are unreliable and cannot ensure long-term data storage, is catastrophic. Still, even such tapes are produced in insufficient quantities… The memory of the machines that are produced is small…”

Such assessment could not be published in mass media of course but on the whole, the country’s professional community did understand that despite all official optimism there was absolutely no parity with the US in terms of computers. I would like to cite a curious statement by one of the country’s leading researchers that I heard approximately in 1979 at a rather high-level discussion about military use of computers: “There has been a positive trend recently. The rate of our lagging behind the US has stabilized!”

It is widely known that in the post-war years the USSR managed to reach parity with the US in terms of nuclear weapons development and to compete with the US in the sphere of space research until mid-1960s. Yet in the area of computers the USSR was always trying to catch up. For a long time computers were not considered to be crucial for national development; it was believed that this industry was important but lacked independent value.

In the beginning, the development of new-generation computing equipment (i.e., electronic) did not go easily. Even many professionals were skeptical about its prospects, while the industry’s management believed that the lack of machines could be compensated by additional resources, i.e., people equipped with arithmometers and desk calculators. So, the first stages of research were conducted by teams of self-motivated scientists who had to operate despite lack of financial and material resources.

When scientists finally convinced the country’s leadership that a number of computing machines would be required for the development of nuclear weapons and means of nuclear delivery, anti-ballistic missile systems and missile attack warning systems, such machines were indeed created. The country had enough resources, including scientific talent, to maintain parity with the US in these crucial areas.

There was, however, no parity whatsoever in terms of civil use of computing equipment. There were no economic or social conditions for the promulgation of cheap yet high quality computers in the USSR, so computer revolution of the late 1980s caught the country unawares. Serious social cataclysms that followed soon afterwards led to the fact that the gap with the West in the sphere of computer development was removed from the agenda for a long time.

Some articles on Soviet computing:

Crowe G. D., Goodman S. E. S. A. Lebedev and the Birth of Soviet Computing // IEEE Annals of the History of Computing. 1994. Vol. 16. № 1. Pp. 4-24.

Brusentsov N P., Ramil Alvarez J. Ternary Computers: The Setun and the Setun 70 // Perspectives of Soviet and Russian Computing. IFIP AICT, vol. 357. Springer, 2011.  Pp. 74-80

Malashevich B. M., Malashevich D. B. Modular: The Super Computer // Perspectives of Soviet and Russian Computing. IFIP AICT, vol. 357. Springer, 2011.  Pp. 164-173.

Davis N. C., Goodman S. E. The Soviet Bloc’s Unified System of Computers // Computing Surveys. 1978. Vol. 10. № 2. Pp. 93-122.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: +7 (495) 772-95-90 * 12332

computerscience@hse.ru

125319, Москва, Кочновский проезд, д. 3 (недалеко от станции метро "Аэропорт"). 

 

Руководство

Декан — Аржанцев Иван Владимирович

 

Первый заместитель декана факультета — Вознесенская Тамара Васильевна

 

Заместитель декана по научной работе и международным связям — Объедков Сергей Александрович

 

Заместитель декана по административно-финансовой работе — Плисецкая Ирина Александровна

Развитие и состояние вычислительной техники в СССР в сравнении с США и другими западными странами

Шилов Валерий Владимирович

Академический руководитель образовательной программы “Программная инженерия”

 

Господствующие не только в массовом сознании, но и в литературе мнения утверждают, что в области разработки ЭВМ у СССР “была великая эпоха”. По мнению одних, она окончилась только с распадом Советского Союза, по мнению других – начала клониться к закату еще после принятия решения о массовом производстве аналогов зарубежных компьютеров компаний IBM (большие и средние ЭВМ) и DEC (малые ЭВМ).

При этом приверженцы обеих точек зрения склонны как преувеличивать реальные (хотя подчас действительно выдающиеся) достижения, так и объяснять уже очевидное к началу 1980-х годов отставание от Запада не влиянием объективных факторов, общих для всех развития любой отрасли советской техники, а спецоперацией ЦРУ, происками “пятой колонны” и т.д.

К сожалению, историей отечественной вычислительной техники занимаются в основном не историки, а журналисты, опирающиеся на общение с самими разработчиками, которые, естественно, ностальгически вспоминают собственное прошлое и смотрят на него сквозь розовые очки. В России существует крайне мало исследований, привлекающих документальные источники.

Кроме того, следует понимать, что в условиях острого противостояния с Западом государственная пропаганда всячески превозносила реальные достижения, а факты наличия каких-либо серьезных проблем не только умалчивала, но и прямо отрицала. Поэтому составить сегодня представление о реальном положении дел только по официальным советским публикациям совершенно невозможно. Например, 27 ноября 1953 года на первой странице газеты “Правда” появилось сообщение о “важном достижении” советских конструкторов – создании нового табулятора Т-5. В заметке приводилось количество деталей в табуляторе - 110 тысяч, длина проводов – 5 километров и пр. Но о том, что по всем параметрам он уступал даже довоенным зарубежным аналогам пятнадцати-двадцатилетней давности (например, в Т-5 не было возможности выполнять операции умножения и деления), естественно, не говорилось.

Основной задачей публикаций в массовой прессе, сообщений по радио и телевидению было создание впечатления у читателей (зрителей, слушателей) о процветании нашей техники.

Те же документы, в которых авторы достаточно объективно описывали реальное положение дел (в основном различные обзоры, докладные записки и частные письма в высшие партийные и государственные инстанции), имели грифы секретности. Они до сих пор в своей массе не опубликованы и достоянием широкой общественности не стали.

Рассказ о путях исторического развития советской вычислительной техники, вершинные достижения которой действительно находились на мировом уровне (БЭСМ-6 С.А. Лебедева) или даже не имели аналогов (троичная машина “Сетунь” Н.П. Брусенцова, модулярные ЭВМ И.Я. Акушского и Д.И. Юдицкого), тяжело уместить в рамки одного текста. Поэтому целью данной статьи является разбор и анализ сделанных в разное время экспертных оценок действительного состояния и уровня развития вычислительной техники в СССР.

Вероятно, одним из первых документов такого рода был “Краткий обзор по математическим машинам” (имеющий гриф “Совершенно секретно”), выпущенный в апреле 1953 года Специальным конструкторским бюро №245 (СКБ-245) Министерства машиностроения СССР, разработчиком первой отечественной серийной ЭВМ “Стрела”. Он содержит достаточно подробное описание возможностей электронной вычислительной техники и ведущихся в США и СССР разработок. Приведем несколько тезисов из заключительного раздела отчета:

“В Советском Союзе создана база для исследования, проектирования и выпуска отечественных математических машин… В настоящее время ведется создание математических машин различных классов: как универсальных, так и специализированных. Сопоставление сравнимых технических параметров… показывает, что в Советском Союзе создаются машины с передовыми техническими параметрами. В ряде случаев наши конструктора начинают идти своими самобытными путями, создавая принципиально отличные структурные схемы машин”.

Вроде бы всё в порядке, хотя насчет “передовых параметров” авторы отчета несколько лукавят, а о том, что идти самобытными путями наших конструкторов зачастую заставлял жесточайший дефицит оборудования, умалчивают. Однако читаем дальше:

“В целом состояние и темпы развертывания работ по математическим машинам в Советском Союзе нельзя признать удовлетворительным по следующим причинам: Явно недостаточны общие масштабы развертывания работ по созданию машин. Недостаточно ведутся исследовательские работы… Недостаточна производственная мощность завода, занятого изготовлением математических машин в Министерстве Машиностроения. Крайне недостаточно развернуты на предприятиях Министерства электростанций и электропромыщленности работы по созданию отдельных элементов и устройств…”

Наконец, указывается, что оснащение математическими машинами планируется лишь отдельных исследовательских центров в Москве и частично в Ленинграде. Другие крупные научные и промышленные центры страны в плане поставок отсутствуют.

В отчете приведены такие цифры: в США в эксплуатации находятся 20 машин 16 типов, машины еще 10 типов проектируются. Соответственно в СССР проходят опытную эксплуатацию по одной машине в СКБ-245 и Институте точной механики и вычислительной техники им. С.А. Лебедева РАН (ИТМиВТ). Правда, к 1955 году СКБ-245 обещал спроектировать и изготовить 9 машин (даже эти скромные планы не были выполнены, – до 1957 г. были изготовлены и установлены только 7 машин).

Аналогичный обзор, подготовленный сотрудником ИТМиВТ профессором Д.Ю. Пановым, датированный 2 марта 1955 года, был направлен в отдел науки и культуры Центрального комитета Коммунистической партии Советского союза (ЦК КПСС). В нем (под грифом “Секретно”) было дано описание американских вычислительных машин разных типов и проведено их сравнение с машинами советскими. Прогноз отчета двухлетней давности не подтвердился: в СССР к этому моменту имелось лишь по одной машине четырех типов, в то время  как в США общее количество электронных компьютеров достигло 2284, из которых около 60 – большие, а 110 – средние. Это заставило автора сделать не слишком утешительные выводы:

“Отставание по сравнению с США работ по цифровым вычислительным и управляющим устройствам, ведущихся в СССР, продолжает увеличиваться. Мы отстаем как по количеству машин, так и по их параметрам, мы отстаем также в области технологии и в области применения вычислительных устройств, в частности военных. По моделирующим устройствам отставание меньше… Однако и здесь мы отстаем в области разработки новых принципов и технологии”.

В последующие годы, несмотря на то, общее количество ЭВМ в СССР росло, ситуация принципиально так и не изменялась, а проблемы, скорее, даже усугублялись. Выдающийся российский ученый А.И. Китов направил в 1967 году Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу аналитическую записку “О состоянии электронной вычислительной техники в нашей стране”, в которой это состояние было охарактеризовано без прикрас:

“В настоящее время положение в области электронной вычислительной техники в нашей стране крайне тяжелое. Наше отставание от США и других капиталистических стран не только не сокращается, но резко увеличивается. Сейчас в США около 30,000 ЭВМ, высоконадежных, оснащенных необходимыми внешними устройствами и развитой системой математического обеспечения. Разработка и производство ЭВМ у нас до сих пор разобщены между рядом Министерств, работа которых практически никем не координируется; между ними имеет место скрытая нездоровая конкуренция. Мы имеем немногим более 1000 ЭВМ, включая устарелые малопроизводительные машины. У нас нет устройств ввода и вывода данных, соответствующих современным требованиям и крайне необходимых для экономических применений ЭВМ. Машины выпускаются без математического обеспечения и поэтому не могут эффективно использоваться. Совершенно катастрофическое положение с магнитными лентами, которые ненадежны, не обеспечивают длительного хранения информации. И даже таких лент выпускается крайне мало… Выпускаемые машины имеют малые объемы запоминающих устройств…”

Разумеется, такие оценки не появлялись на страницах прессы, но профессиональное сообщество в целом понимало, что, вопреки официально выражаемому оптимизму ни о каком паритете с США в области вычислительной техники речи не могло быть. Здесь хочется привести знаменательную фразу, которую я услышал примерно в 1979 году на весьма солидном совещании по вопросам военного применения вычислительной техники из уст одного из ведущих разработчиков: “В последнее время в этой области наметилась позитивная тенденция. Скорость нашего отставания от США стабилизировалась!”

Всем известно, что в послевоенные годы Советскому Союзу удалось добиться паритета с США в создании ядерного оружия и вплоть до середины 1960-х годов конкурировать с США в космической гонке. Однако научно-техническое развитие СССР в области вычислительной техники всегда носило догоняющий характер. Вычислительная техника очень долго не рассматривалась государством как ключевой элемент развития, считалось, что это отрасль хотя и важная, но не имеющая самостоятельного значения.

Вычислительная техника нового поколения – электронная - поначалу не без труда пробивала себе дорогу. Ее перспективы вызывали скепсис даже у многих специалистов и не были понятны руководителям, полагавшим, что нехватку техники можно компенсировать дополнительными ресурсами вооруженных арифмометрами людей. Поэтому на начальной стадии исследования велись отдельными инициативными группами ученых, в условиях дефицита финансирования и материальных ресурсов.

Когда руководству страны под влиянием ученых стало понятно, что в некотором количестве ЭВМ необходимы для работ в области ядерного оружия и средств его доставки, для создания систем противоракетной обороны и систем предупреждения о ракетном нападении – такие ЭВМ действительно были созданы. Ресурсов страны и таланта разработчиков хватало для того, чтобы на этих критических участках также поддерживать паритет с США.

Однако в области гражданского применения вычислительной техники такого паритета не было изначально. Экономические и социальные предпосылки массового распространения дешевых и качественных компьютеров в стране отсутствовали, поэтому компьютерная революция начала 1980-х годов фактически застала ее врасплох. А вслед за компьютерной революцией произошел и социальный катаклизм, после которого вопрос об отставании от Запада в области компьютеров был надолго снят с повестки дня.