Кружок по анализу данных в R для студентов гуманитарных специальностей
Цель проекта “Общеуниверситетский кружок по анализу данных в R” – ознакомить студентов гуманитарных специальностей с возможностями языка R. Этот язык широко используется в статистических исследованиях. Его применение для анализа данных считается хорошим тоном среди психологов, социологов и политологов во всем мире. По итогам решения Совета Фонда поддержки студенческих инициатив проекту Виктории будет оказана административная поддержка.
Виктория Олейник учится на образовательной программе “Прикладная математика и информатика” и работает стажером-исследователем в Международной научно-учебной лаборатории анализа и выбора решений. До ФКН она проучилась 6 модулей на отделении политологии факультета социальных наук, но затем приняла решение перейти на ФКН. У Виктории большой опыт учебного ассистентства на курсе “Математика в политологии” и проведения консультаций для студентов-политологов по теории вероятностей и математической статистике. Помимо преподавательской деятельности, Виктория активно участвует в научных исследованиях. Так, в 2013 году она победила на конкурсе НИРС в номинации «Лучшая работа бакалавра по политологии», а в 2015 году на международной летней школе по машинному обучению MLSS в Киото заняла призовое место на конкурсе Predictive Modeling Challenge.
Виктория Олейник, руководитель кружка
Идея кружка родилась года два назад, когда я уже училась на прикладной математике и информатике. Так получилось, что я для собственных нужд изучила R, и, общаясь с PhD студетами на одной из летних школ, убедилась, что R – это хорошо и нужно. Тогда же я подумала, что было бы неплохо помочь другим освоить этот язык, тем более что от этих самых PhD студентов я слышала, что толковых курсов по R на летних и зимних школах нет.
Можно много спорить о том, какой язык лучше использовать для анализа данных. На моем направлении, например, на курсе Data Analysis and Data Mining использовался Matlab; у политологов, насколько мне известно, есть курсы по анализу данных в Stata. Большой плюс R в том, что он бесплатный. Кроме того, он удобный и мощный. В академическом сообществе к R и к тем, кто в нем работает, относятся с уважением.
Мне нравятся математическая статистика и анализ данных, и я люблю объяснять вещи, связанные с ними. И, конечно, принцип “обучая, учимся” никто не отменял. Это все и дает мне мотивацию преподавать студентам.
Я планирую провести 8-10 занятий. Окончательное их количество в основном будет зависеть от общего уровня группы. Предположительно, занятия будут проходить на Мясницкой, но рассматривается и вариант Кочновского проезда, где сейчас находится ФКН. В форме записи на кружок, которая доступна в группе в ВКонтакте, заинтересовавшиеся студенты могут указать время и место, которые для них удобны. Затем будет выбран вариант, который подходит всем или почти всем. Я не планировала проводить какой-либо отбор, но если желающих будет больше тридцати, то придется вводить некоторые ограничения. Скорее всего, в таком случае кружок будет открыт для тех, кто знает математическую статистику на базовом уровне. А сейчас я призываю всех, кому интересен R, вступать в группу и заполнять форму.
Надеюсь, что в итоге хотя бы десять человек будут посещать кружок регулярно и смогут освоить R на достаточном уровне для того чтобы применять его в своих собственных исследованиях и проектах. Также я ожидаю, что те ребята, которые испытывают трудности со статистикой и анализом данных, почувствуют себя гораздо увереннее, а у тех, кто до этого не программировал, первое впечатление от программирования будет положительным.
Татьяна Ферапонтовна Дубова, директор по работе со студентами и выпускниками НИУ ВШЭ, член Совета Фонда поддержки студенческих инициатив
Проект Виктории мне понравился, поскольку относится к моему любимому типу “win-win-win”. Автор успела до ФКН поучиться на другом факультете в Вышке и не просто понимает, что загадочный язык R будет полезен студентам других факультетов, но готова восполнить этот пробел в их обучении. Кроме основного результата – приумножения знания, что в интересах непосредственных участников и университета, автор приобретает дополнительные компетенции (в данном случае – преподавателя – в качестве бонуса). Карма всех улучшается! Приятно, что в университете есть студенты, которые умеют не только монетизировать полученные компетенции, но и делиться ими. Хочется, чтобы их становилось больше.
Дубова Татьяна Ферапонтовна
Олейник Виктория Валерьевна