Задание по психологии привело первокурсника в кабинет Касперского
В рамках курса «Психология в IT» на факультете компьютерных наук студенты первого курса бакалавриата получают задание взять интервью у любого руководителя в сфере IT. Задание весьма творческое и предоставляет свободу действий. Если подойти к его выполнению добросовестно, это будет отличная возможность познакомиться с какой-нибудь крупной компанией и её сотрудниками, задать интересующий вопрос человеку из индустрии. Именно так решил поступить студент программы «Прикладная математика и информатика» Александр Проскурин, который отправился на интервью к Евгению Касперскому.
Евгений Касперский человек очень медийный и занятой, но попытка – не пытка. К счастью, он ведет активную жизнь в соцсетях, так что найти его в Facebook и написать сообщение с «технической» точки зрения оказалось очень легко (хотя и непросто с психологической). Как это ни удивительно, Касперский оперативно ответил и согласился встретиться.
Кроме встречи с самим главой компании, Александру удалось пообщаться с сотрудниками штаб-квартиры «Лаборатории» и побывать в самом сердце антивирусной борьбы – Вирусной Лаборатории (ВирЛабе). По словам Александра, ему также было очень интересно увидеть за работой так называемых «дятлов» - вирусных аналитиков, которые разбирают новые вирусы, зарегистрированные по всему миру, классифицируют их и разрабатывают способы борьбы.
С Евгением Касперским разговор зашел об искусственном интеллекте, умении общаться и о том, что делать молодому программисту, чтобы добиться успеха.
— Почему вас привлекла именно защита от компьютерных угроз, ведь в то время, когда вы только начали заниматься этим направлением, оно не было так актуально?
— Мною двигало простое любопытство и страсть разбираться с природой компьютерных вирусов и алгоритмами заражения системы. В далеком 1989 году мой компьютер был впервые заражен – стали осыпаться буквы на экране. До этого я про вирусы только в газетах читал. Я не стал злиться, мне стало интересно и захотелось разобраться в том, как эта зараза устроена. В результате я вылечил компьютер – и пошло-поехало, меня увлекло. Уже больше четверти века прошло, а становится все интереснее и интереснее.
— Что вам нравится в вашей деятельности?
— Технологический международный бизнес, связанный с компьютерной безопасностью, – это очень интересное дело. Захватывает практически все: и технологии, которые защищают наши цифровые системы от киберзловредства, и развитие международного бизнеса, и постоянные перелеты; знакомство не только с бизнес-партнерами, но и с культурой и традициями самых разных стран мира. Кроме этого, мы регулярно оказываем помощь правоохранительным органам: мы занимаемся консультациями и предоставляем техническую экспертизу при расследовании компьютерных преступлений. Без нас многих преступников было бы очень трудно поймать. И это очень азартная работа, потому что зачастую приходится бороться с технически очень продвинутыми и подкованными преступниками, и фактически мы становимся участниками детективных историй. И помогаем тем самым делать мир лучше.
— Какого рода сложности возникают?
— Самая большая сложность — катастрофическая нехватка времени. Хочется сделать максимально много, но на все не хватает ни часов, ни дней в году. Чем успешнее становится компания, тем больше и больше приходится летать и бывать в самых разных частях света, и тем меньше времени проводишь дома. Одна из самых забавных «проблем», которая стоит перед компанией на протяжении всего ее существования, — это очень быстрый рост и как следствие – нехватка офисных площадей.
— Как вы их преодолеваете?
— Это очень общий вопрос, на который трудно дать конкретный ответ. Проблемы решаются по мере их поступления, каждая по-разному, но очень важно никогда не опускать руки. В жизни бывают непростые периоды, но рано или поздно все проходит. Я предпочитаю, чтобы трудное время проходило как можно быстрее и незаметнее. Если есть проблемы, сложности, нужно просто отвлечься. А в этом очень помогает работа, особенно если она любимая.
— Какую роль в вашей работе играет умение общаться?
— Одну из самых главных. Для того чтобы достичь успеха, важно не только делать что-то очень хорошо, лучше всех в мире, необходимо уметь донести результат до остального мира. Как личное общение, так и умение презентовать технологии, продукты и саму компанию целиком, является одним из ключевых факторов успеха.
—Приведите пример, когда навыки общения помогли в реализации сложного проекта.
— Любой сложный проект подразумевает постоянное общение и вовлечение людей самых разных подразделений, необязательно базирующихся в одном месте, одном городе или одной стране. Поэтому большую роль играет знание и умение учитывать в работе особенности менталитета и традиций других стран. Особенно это касается так называемых «экзотических» культур и языков.
—С кем сложнее всего взаимодействовать (коллеги, заказчики) и почему?
— Географически сложнее всего с японцами. Они мыслят совершенно по-другому. Из всех азиатских стран Япония является самой необычной и трудной для нас в плане развития бизнеса. Возникают ситуации, когда очень сложно понять позицию другой стороны, их мотивацию. При этом это замечательная страна, где я очень люблю бывать.
— Что вы делаете, чтобы достичь взаимопонимания и найти решение проблемы?
— Ситуации, когда для достижения взаимопонимания требуются какие-то особые усилия, случаются довольно редко, так как наши партнеры и клиенты являются вполне нормальными, разумными, вменяемыми людьми и компаниями. Поэтому ситуации отсутствия взаимопонимания крайне редки. Если же они случаются, то надо разговаривать, разбираться в природе разногласий, изучать аргументы, строить диалог, стараться понять другую сторону и искать пути, как донести до нее свою позицию.
—Какие аспекты вашей деятельности требуют понимания психологических феноменов и закономерностей?
— Элементарно – борьба с киберпреступностью. Для этого необходимо не только создавать хорошие продукты, технологии и вируслабы. Необходимо еще и понимать логику действий врага, его цели и мотивацию. Это одна из самых интересных частей нашей работы.
— Что вы считаете ключевыми компетенциями для успеха программного инженера?
— Наверное, это применимо не только к софтверным программистам: умение учиться и много работать. Любовь к работе. Программирование – это когда постоянно учишься и развиваешься. Если ты по какой-то причине, например, на пару лет прекращаешь этим заниматься – то оказываешься за бортом. Приходится все начинать нуля. Поэтому здесь, как и в любом другом деле, важно не останавливаться.
—Что бы вы посоветовали начинающему программному инженеру?
— Необходимо определиться сразу, кем вы хотите быть и в какую сторону развиваться:
стать крутым специалистом, продвинутым разработчиком и экспертом в своем деле или же, стремясь вверх по карьерной лестнице, расти как руководитель.
Обе эти модели заслуживают уважения, дают возможности для самореализации, но это все-таки разные дороги. Исходя из этого, нужно постоянно учиться и самосовершенствоваться, но немножко по-разному: либо как технический эксперт, либо как технический руководитель.
Ну и главное: не бояться ошибок, экспериментировать и много работать.
—Я не знаю, приходилось ли вам принимать сотрудников на работу, но если принимали, на что в первую очередь обращали внимание (возможно, помимо профильных знаний)?
— Приходилось, и неоднократно. Два моих самых любимых вопроса: самый большой успех в профессиональной деятельности и самый большой провал. Я предпочитаю смотреть, как человек на это реагирует, как отвечает и что рассказывает. В математике это называется проверка крайними условиями.
—Как вы относитесь к программистам костыльно-подпорочного кодстайла?
— Я к хорошим программистам отношусь с большим профессиональным уважением. Ситуации в работе бывают разными. Иногда нужно делать хороший грамотный код, который будет работать на миллионах компьютеров, а иногда приходится оперативно решать неожиданно возникающие задачи: тут без креатива не обойтись. Бывает, что решение надо найти моментально, для какого то конкретного клиента. Получается, что кропотливо делать качественные продукты и предлагать быстрые решения, но с возможными ошибками, – оба этих умения вполне востребованы.
—Как вы считаете, возможно ли создание искусственного интеллекта? И если да, то как скоро человечество сможет достичь этого?
— Я не знаю определения термина «искусственный интеллект», которое меня бы устроило. Если говорить о создании полноценного искусственного разума, мне неизвестно, когда это случится. Но надеюсь, что до этого момента я не доживу.
— Что нужно делать молодому программисту, чтобы добиться успеха?
— Работать, Саша, надо работать.
— Просто много работать?
— Не много, а эффективно. Далеко не всегда эти понятия идут вместе.