Машинное обучение, языки программирования и экскурсии в IT компании — чем запомнилась Летняя школа для учителей информатики
На школе поднимались вопросы о практике внедрения коллаборативных технологий в учебный процесс, об организации олимпиадной среды в школе, об отличиях программирования в университете и в IT–компаниях. Круглые столы, семинары и лекции вели ведущие преподаватели факультета и сотрудники Яндекса.
О том, как прошли 10 дней обучения, чем запомнилась школа, и какие практические навыки удалось приобрести, рассказывают сами участники школы.
Знакомство с основными областями компьютерных наук
"В первый день школы профессор департамента программной инженерии Ефим Гринкруг дал нам представление о том, что такое программная инженерия, — рассказывает учитель информатики из Донецка Анастасия Квиткина. — Это было увлекательное путешествие в мир новых технологий. Программная инженерия — это область компьютерных наук и технологий, которая занимается созданием программных систем, настолько больших и сложных, что для этого требуется участие слаженных команд разработчиков. В презентации был продемонстрирован рейтинг языков программирования на данный момент, что способствовало желанию преподавать ребятам в школе более актуальный язык программирования. Также лектор показал интересные инструменты для мотивации учеников. Далее, Александр Рубцов рассказал о теоретической информатике и о том, как она находит применение в практике. Были рассмотрены интересные задачи, на которые ещё нет ответа в науке».
Изучение языков программирования
"Основу большинства олимпиад по информатике составляют задания по программированию, — рассказывает Алексей Ксенофонтов, учитель информатики МБОУ СОШ №2 г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, —В этом году вопросам обучения школьников программированию уделяли особое внимание, поскольку это неотъемлемая часть знаний будущих IT-специалистов. Хочется поблагодарить Ольгу Максименкову, которая на протяжении трех дней школы смогла дать основы языка С++ и рассказать об особенностях его преподавания в средней школе. Очень важно то, что большое внимание было уделено решению задач на практике. Даже те, кто хорошо знаком с С++, нашли для себя что-то новое".
Один из дней на летней школе был посвящен языку Python, который всё больше входит в школы. Сотрудник Яндекса Лука Павлюк провел лекции и семинары по темам "Введение в программирование на Python" и "Основы веб-программирования".
"В течение дня Python мы получили очень много информации, которую можно действительно применять на практике в школе. Спасибо большое Луке за понятность и легкость в изложении темы. После летней школы я сделал вывод, что хочу начать преподавать программирование именно на Python», — делится Алексей Ксенофонтов. — За эти 10 дней удалось узнать очень много нового. Хочется поблагодарить организаторов из Высшей школы экономики и коллег, с которыми мы за эти дни познакомились, сдружились и могли обмениваться опытом в перерывах между занятиями".
День Яндекса
В рамках уже традиционного "Дня Яндекса" участники школы посетили московский офис компании и прослушали лекции ее сотрудников.
"Хочу выразить благодарность за организацию и проведение занятий школы в Яндексе, — поделилась впечатлениями учитель информатики Школы №33 города Калининграда Ольга Замятина, — Замечательные лекции и семинары были очень полезны. Интересно было узнать, чем реально живет такая компания, как организована работа и какие есть направления исследований. Занятия, проводимые в самой компании Яндекс, были окружены атмосферой рабочей команды. В процессе экскурсии мы удивились приятному и живому интерьеру: разнообразный по цветовой гамме и стилю, удобный и практичный офис создает отличную рабочую атмосферу".
День Машинного обучения
На шестой день школы сотрудники Яндекса Евгений Соколов, Даниил Яшков и Петр Ромов ответили на вопросы «что такое машинное обучение и анализ данных, каковы основные инструменты анализа данных», и рассказали о соревнованиях по машинному обучению.
"В субботу нам рассказали про машинное обучение, — рассказывает учитель информатики и ИКТ ГБОУ гимназии №171 Санкт-Петербурга Людмила Подшибякина, — интересное и увлекательное мероприятие, на котором мы пытались ответить на глобальный вопрос «Зачем анализировать данные?». После небольшого экскурса в историю Евгений Соколов на доступных примерах рассказал о понятии машинного обучения и основные алгоритмы. Из преподавателей этого дня особенно запомнился Петр Ромов, который дал не только сравнительную характеристику олимпиадным движениям по программированию и по машинному обучению, но и подробно рассказал о киберспорте. Огромное спасибо всем, кто организовал это день. Я, конечно же, знала, что машинное обучение — это обширный подраздел искусственного интеллекта, изучающий методы построения алгоритмов, способных обучаться, но в этот день я открыла еще очень много нового. Теперь я больше знаю про анализ данных, прогнозирование, обучающие выборки, бинарные деревья и решающие леса. В сентябре обязательно поделюсь со своими учениками полученными знаниями про искусственный интеллект, прогнозную аналитику и алгоритмы машинного обучения".
День олимпиадного программирования
"В День Олимпиадного программирования с нами делился опытом директор Центра студенческих олимпиад ФКН Михаил Густокашин, — рассказывает Рамиль Аглямзанов, учитель информатики Лицея-интерната №2 города Казань, — в начале дня спикер представил нам рейтинг олимпиад по информатике, показав взгляд «изнутри» – какие из них хорошо зарекомендовали себя для отбора абитуриентов, а какие теряют свою репутацию. Мысль про поступление в университет по олимпиадам, которую я для себя вынес – готовиться к олимпиадам намного интереснее и полезнее, чем тратить столько же времени на подготовку к ЕГЭ. Далее рассказ перешел к описанию схемы организации олимпиадной подготовки в школе – темы, формат занятий, рекомендации из опыта. Михаил особо подчеркнул необходимость и бонусы создания “тусовки” и подготовки к олимпиадам в группах. После перерыва нас познакомили с форматом Московской олимпиады школьников по информатике, немного ломающей стереотипы обычных олимпиад по программированию. Меня очень впечатлило, что некоторые задания можно решить в Excel, не используя сложнейшие алгоритмы, если всего лишь взглянуть на задачу out-of-the-box. Подводя итоги школы, хочу сказать, что в этот день мы получили очень ценный «инсайдерский» опыт, который сильно мотивировал меня как молодого преподавателя, и, я думаю, многих моих коллег. Про Михаила могу сказать, что он очень позитивный, открытый и заряжает энергией. Побед Вышке на студенческих олимпиадах!".
С подробной программой Школы для учителей информатики можно ознакомиться на сайте факультета компьютерных наук.
Гринкруг Ефим Михайлович
Рубцов Александр Александрович