• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 125319, г. Москва, 
Кочновский проезд, д. 3 (станция метро "Аэропорт").

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12332

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство

Декан Аржанцев Иван Владимирович

Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна

Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович

Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич

Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
110/80/15
110 бюджетных мест
80 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета "Прикладной анализ данных"

4 года
Очная форма обучения
70/12
70 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
80/70/15
80 бюджетных мест
70 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
55/15/6
55 бюджетных мест
15 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/8
25 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
20/5/4
20 бюджетных мест
5 платных мест
4 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
35/3
35 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
Infinite transitivity, finite generation, and Demazure roots

Arzhantsev I., Kuyumzhiyan K., Zaidenberg M.

Advances in Mathematics. 2019. Vol. 351. P. 1-32.

Статья
Bias in False Discovery Rate Estimation in Mass-Spectrometry-Based Peptide Identification

Sulimov P., Voronkova A., Danilova Y. et al.

Journal of Proteome Research. 2019. Vol. 18. No. 5. P. 2354-2358.

Статья
Compression of recurrent neural networks for efficient language modeling

Grachev A., Ignatov D. I., Savchenko A.

Applied Soft Computing Journal. 2019. Vol. 79. P. 354-362.

Глава в книге
Numerical Pattern Mining Through Compression

Makhalova T., Kuznetsov S., Napoli A.

In bk.: 2019 Data Compression Conference Proceedings. IEEE, 2019.

Машинное обучение, языки программирования и экскурсии в IT компании — чем запомнилась Летняя школа для учителей информатики

С 27 июня по 7 июля в Высшей школе экономики проходили школы для учителей. На площадке факультета компьютерных наук по традиции собрались преподаватели информатики.
Широкая география школы открыла пространство для общения коллегам-учителям со всей России и из стран СНГ. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ереван, Донецк, Калининград, Мурманск, Нижнекамск, Салават, Казань, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Череповец — это только часть городов, из которых 40 учителей приехали на школу.

В течение 10 дней насыщенной программы участники школы изучали языки программирования и машинное обучение, разбирали олимпиадные задачи и знакомились с новыми областями компьютерных наук, ходили на экскурсии в IT-компании и вновь ощущали себя студентами.

Традиция проведения Летних школ для учителей «Преподавание информатики в школе. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам» в Высшей школе экономики заложена в 2012 году на отделении программной инженерии. С тех пор школы ежегодно проводятся сотрудниками факультета совместно с Дирекцией по профориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ и ведущими IT компаниями.
Программа мероприятия каждый год обновляется, отвечая требованиям времени, тенденциям в IT-образовании, а также согласуясь с запросами участников школы. Так, год назад по просьбам учителей, которые хотели увидеть «как же будут работать их выпускники», в программу был включен «День Яндекса», а в этом году также «День машинного обучения» и экскурсия в компанию Рамблер.

На школе поднимались вопросы о практике внедрения коллаборативных технологий в учебный процесс, об организации олимпиадной среды в школе, об отличиях программирования в университете и в  IT–компаниях. Круглые столы, семинары и лекции вели ведущие преподаватели факультета и сотрудники Яндекса.

О том, как прошли 10 дней обучения, чем запомнилась школа, и какие практические навыки удалось приобрести, рассказывают сами участники школы. 

Знакомство с основными областями компьютерных наук

"В первый день школы профессор департамента программной инженерии Ефим Гринкруг дал нам представление о том, что такое программная инженерия,  рассказывает учитель информатики из Донецка Анастасия Квиткина. — Это было увлекательное путешествие в мир новых технологий. Программная инженерия  это область компьютерных наук и технологий, которая занимается созданием программных систем, настолько больших и сложных, что для этого требуется участие слаженных команд разработчиков. В презентации был продемонстрирован рейтинг языков программирования на данный момент, что способствовало желанию преподавать ребятам в школе более актуальный язык программирования. Также лектор показал интересные инструменты для мотивации учеников. Далее, Александр Рубцов рассказал о теоретической информатике и о том, как она находит применение в практике. Были рассмотрены интересные задачи, на которые ещё нет ответа в науке».

Изучение языков программирования

"Основу большинства олимпиад по информатике составляют задания по программированию,  рассказывает Алексей Ксенофонтов, учитель информатики МБОУ СОШ №2 г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, В этом году вопросам обучения школьников программированию уделяли особое внимание, поскольку это неотъемлемая часть знаний будущих IT-специалистов. Хочется поблагодарить Ольгу Максименкову, которая на протяжении трех дней школы смогла дать основы языка С++ и рассказать об особенностях его преподавания в средней школе. Очень важно то, что большое внимание было уделено решению задач на практике. Даже те, кто хорошо знаком с С++, нашли для себя что-то новое".

Один из дней на летней школе был посвящен языку Python, который всё больше входит в школы. Сотрудник Яндекса Лука Павлюк провел лекции и семинары по темам "Введение в программирование на Python" и "Основы веб-программирования".

 "В течение дня Python мы получили очень много информации, которую можно действительно применять на практике в школе. Спасибо большое Луке за понятность и легкость в изложении темы. После летней школы я сделал вывод, что хочу начать преподавать программирование именно на Python», — делится Алексей Ксенофонтов.  За эти 10 дней удалось узнать очень много нового. Хочется поблагодарить организаторов из Высшей школы экономики и коллег, с которыми мы за эти дни познакомились, сдружились и могли обмениваться опытом в перерывах между занятиями".

День Яндекса

В рамках уже традиционного "Дня Яндекса" участники школы посетили московский офис компании и прослушали лекции ее сотрудников.

"Хочу выразить благодарность за организацию и проведение занятий школы в Яндексе,  поделилась впечатлениями учитель информатики Школы №33 города Калининграда Ольга Замятина,  Замечательные лекции и семинары были очень полезны. Интересно было узнать, чем реально живет такая компания, как организована работа и какие есть направления исследований. Занятия, проводимые в самой компании Яндекс, были окружены атмосферой рабочей команды. В процессе экскурсии мы удивились приятному и живому интерьеру: разнообразный по цветовой гамме и стилю, удобный и практичный офис создает отличную рабочую атмосферу".

День Машинного обучения

На шестой день школы сотрудники Яндекса Евгений Соколов, Даниил Яшков и Петр Ромов ответили на вопросы «что такое машинное обучение и анализ данных, каковы основные инструменты анализа данных», и рассказали о соревнованиях по машинному обучению.

"В субботу нам рассказали про машинное обучение,  рассказывает учитель информатики и ИКТ ГБОУ гимназии №171 Санкт-Петербурга Людмила Подшибякина,  интересное и увлекательное мероприятие, на котором мы пытались ответить на глобальный вопрос «Зачем анализировать данные?». После небольшого экскурса в историю Евгений Соколов на доступных примерах рассказал о понятии машинного обучения и основные алгоритмы. Из преподавателей этого дня особенно запомнился Петр Ромов, который дал не только сравнительную характеристику олимпиадным движениям по программированию и по машинному обучению, но и подробно рассказал о киберспорте. Огромное спасибо всем, кто организовал это день. Я, конечно же, знала, что машинное обучение — это обширный подраздел искусственного интеллекта, изучающий методы построения алгоритмов, способных обучаться, но в этот день я открыла еще очень много нового. Теперь я больше знаю про анализ данных, прогнозирование, обучающие выборки, бинарные деревья и решающие леса. В сентябре обязательно поделюсь со своими учениками полученными знаниями про искусственный интеллект, прогнозную аналитику и алгоритмы машинного обучения".

День олимпиадного программирования

"В День Олимпиадного программирования с нами делился опытом директор Центра студенческих олимпиад ФКН Михаил Густокашин,  рассказывает Рамиль Аглямзанов, учитель информатики Лицея-интерната №2 города Казань,  в начале дня спикер представил нам рейтинг олимпиад по информатике, показав взгляд «изнутри» – какие из них хорошо зарекомендовали себя для отбора абитуриентов, а какие теряют свою репутацию. Мысль про поступление в университет по олимпиадам, которую я для себя вынес – готовиться к олимпиадам намного интереснее и полезнее, чем тратить столько же времени на подготовку к ЕГЭ. Далее рассказ перешел к описанию схемы организации олимпиадной подготовки в школе – темы, формат занятий, рекомендации из опыта. Михаил особо подчеркнул необходимость и бонусы создания “тусовки” и подготовки к олимпиадам в группах. После перерыва нас познакомили с форматом Московской олимпиады школьников по информатике, немного ломающей стереотипы обычных олимпиад по программированию. Меня очень впечатлило, что некоторые задания можно решить в Excel, не используя сложнейшие алгоритмы, если всего лишь взглянуть на задачу out-of-the-box. Подводя итоги школы, хочу сказать, что в этот день мы получили очень ценный «инсайдерский» опыт, который сильно мотивировал меня как молодого преподавателя, и, я думаю, многих моих коллег. Про Михаила могу сказать, что он очень позитивный, открытый и заряжает энергией. Побед Вышке на студенческих олимпиадах!".


 

С подробной программой Школы для учителей информатики можно ознакомиться на сайте факультета компьютерных наук.