• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 125319, г. Москва, 
Кочновский проезд, д. 3 (станция метро "Аэропорт").

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12332

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство

Декан Аржанцев Иван Владимирович

Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна

Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович

Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич

Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна

Мероприятия
12 июня – 14 июня
submission: 1 May 2019 
17 июня – 22 июня
Ранняя регистрация: до 15 апреля Закрытие регистрации: 15 мая 
1 июля – 10 июля
Прием заявок — до 21 апреля 
26 августа – 6 сентября
Регистрация – до 12 мая 
26 августа – 30 августа
Registration and Poster Submission deadline — May 1, 2019 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
110/80/15
110 бюджетных мест
80 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета "Прикладной анализ данных"

4 года
Очная форма обучения
70/12
70 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
80/70/15
80 бюджетных мест
70 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
55/15/6
55 бюджетных мест
15 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/8
25 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
20/5/4
20 бюджетных мест
5 платных мест
4 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
35/3
35 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
Unconstrained and Curvature-Constrained Shortest-Path Distances and Their Approximation

Arias-Castro E.

Discrete and Computational Geometry. 2019. P. 1-28.

Статья
Relations between counting functions on free groups and free monoids

Hartnick T., Talambutsa Alexey.

Groups, Geometry, and Dynamics. 2018. Vol. 12. No. 4. P. 1485-1521.

Статья
Reduced vs. standard dose native E. coli-asparaginase therapy in childhood acute lymphoblastic leukemia: long-term results of the randomized trial Moscow–Berlin 2002

Karachunskiy A., Tallen G., Roumiantseva J. et al.

Journal of Cancer Research and Clinical Oncology. 2019.

Статья
Branching rules related to spherical actions on flag varieties
В печати

Roman Avdeev, Petukhov A.

Algebras and Representation Theory. 2019.

Статья
Minimax theorems for American options without time-consistency

Belomestny D., Kraetschmer V., Hübner T. et al.

Finance and Stochastics. 2019. Vol. 23. P. 209-238.

Статья
Separable discrete functions: Recognition and sufficient conditions

Boros E., Cepek O., Gurvich V.

Discrete Mathematics. 2019. Vol. 342. No. 5. P. 1275-1292.

Машинное обучение, языки программирования и экскурсии в IT компании — чем запомнилась Летняя школа для учителей информатики

С 27 июня по 7 июля в Высшей школе экономики проходили школы для учителей. На площадке факультета компьютерных наук по традиции собрались преподаватели информатики.
Широкая география школы открыла пространство для общения коллегам-учителям со всей России и из стран СНГ. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ереван, Донецк, Калининград, Мурманск, Нижнекамск, Салават, Казань, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Череповец — это только часть городов, из которых 40 учителей приехали на школу.

В течение 10 дней насыщенной программы участники школы изучали языки программирования и машинное обучение, разбирали олимпиадные задачи и знакомились с новыми областями компьютерных наук, ходили на экскурсии в IT-компании и вновь ощущали себя студентами.

Традиция проведения Летних школ для учителей «Преподавание информатики в школе. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам» в Высшей школе экономики заложена в 2012 году на отделении программной инженерии. С тех пор школы ежегодно проводятся сотрудниками факультета совместно с Дирекцией по профориентации и работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ и ведущими IT компаниями.
Программа мероприятия каждый год обновляется, отвечая требованиям времени, тенденциям в IT-образовании, а также согласуясь с запросами участников школы. Так, год назад по просьбам учителей, которые хотели увидеть «как же будут работать их выпускники», в программу был включен «День Яндекса», а в этом году также «День машинного обучения» и экскурсия в компанию Рамблер.

На школе поднимались вопросы о практике внедрения коллаборативных технологий в учебный процесс, об организации олимпиадной среды в школе, об отличиях программирования в университете и в  IT–компаниях. Круглые столы, семинары и лекции вели ведущие преподаватели факультета и сотрудники Яндекса.

О том, как прошли 10 дней обучения, чем запомнилась школа, и какие практические навыки удалось приобрести, рассказывают сами участники школы. 

Знакомство с основными областями компьютерных наук

"В первый день школы профессор департамента программной инженерии Ефим Гринкруг дал нам представление о том, что такое программная инженерия,  рассказывает учитель информатики из Донецка Анастасия Квиткина. — Это было увлекательное путешествие в мир новых технологий. Программная инженерия  это область компьютерных наук и технологий, которая занимается созданием программных систем, настолько больших и сложных, что для этого требуется участие слаженных команд разработчиков. В презентации был продемонстрирован рейтинг языков программирования на данный момент, что способствовало желанию преподавать ребятам в школе более актуальный язык программирования. Также лектор показал интересные инструменты для мотивации учеников. Далее, Александр Рубцов рассказал о теоретической информатике и о том, как она находит применение в практике. Были рассмотрены интересные задачи, на которые ещё нет ответа в науке».

Изучение языков программирования

"Основу большинства олимпиад по информатике составляют задания по программированию,  рассказывает Алексей Ксенофонтов, учитель информатики МБОУ СОШ №2 г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, В этом году вопросам обучения школьников программированию уделяли особое внимание, поскольку это неотъемлемая часть знаний будущих IT-специалистов. Хочется поблагодарить Ольгу Максименкову, которая на протяжении трех дней школы смогла дать основы языка С++ и рассказать об особенностях его преподавания в средней школе. Очень важно то, что большое внимание было уделено решению задач на практике. Даже те, кто хорошо знаком с С++, нашли для себя что-то новое".

Один из дней на летней школе был посвящен языку Python, который всё больше входит в школы. Сотрудник Яндекса Лука Павлюк провел лекции и семинары по темам "Введение в программирование на Python" и "Основы веб-программирования".

 "В течение дня Python мы получили очень много информации, которую можно действительно применять на практике в школе. Спасибо большое Луке за понятность и легкость в изложении темы. После летней школы я сделал вывод, что хочу начать преподавать программирование именно на Python», — делится Алексей Ксенофонтов.  За эти 10 дней удалось узнать очень много нового. Хочется поблагодарить организаторов из Высшей школы экономики и коллег, с которыми мы за эти дни познакомились, сдружились и могли обмениваться опытом в перерывах между занятиями".

День Яндекса

В рамках уже традиционного "Дня Яндекса" участники школы посетили московский офис компании и прослушали лекции ее сотрудников.

"Хочу выразить благодарность за организацию и проведение занятий школы в Яндексе,  поделилась впечатлениями учитель информатики Школы №33 города Калининграда Ольга Замятина,  Замечательные лекции и семинары были очень полезны. Интересно было узнать, чем реально живет такая компания, как организована работа и какие есть направления исследований. Занятия, проводимые в самой компании Яндекс, были окружены атмосферой рабочей команды. В процессе экскурсии мы удивились приятному и живому интерьеру: разнообразный по цветовой гамме и стилю, удобный и практичный офис создает отличную рабочую атмосферу".

День Машинного обучения

На шестой день школы сотрудники Яндекса Евгений Соколов, Даниил Яшков и Петр Ромов ответили на вопросы «что такое машинное обучение и анализ данных, каковы основные инструменты анализа данных», и рассказали о соревнованиях по машинному обучению.

"В субботу нам рассказали про машинное обучение,  рассказывает учитель информатики и ИКТ ГБОУ гимназии №171 Санкт-Петербурга Людмила Подшибякина,  интересное и увлекательное мероприятие, на котором мы пытались ответить на глобальный вопрос «Зачем анализировать данные?». После небольшого экскурса в историю Евгений Соколов на доступных примерах рассказал о понятии машинного обучения и основные алгоритмы. Из преподавателей этого дня особенно запомнился Петр Ромов, который дал не только сравнительную характеристику олимпиадным движениям по программированию и по машинному обучению, но и подробно рассказал о киберспорте. Огромное спасибо всем, кто организовал это день. Я, конечно же, знала, что машинное обучение — это обширный подраздел искусственного интеллекта, изучающий методы построения алгоритмов, способных обучаться, но в этот день я открыла еще очень много нового. Теперь я больше знаю про анализ данных, прогнозирование, обучающие выборки, бинарные деревья и решающие леса. В сентябре обязательно поделюсь со своими учениками полученными знаниями про искусственный интеллект, прогнозную аналитику и алгоритмы машинного обучения".

День олимпиадного программирования

"В День Олимпиадного программирования с нами делился опытом директор Центра студенческих олимпиад ФКН Михаил Густокашин,  рассказывает Рамиль Аглямзанов, учитель информатики Лицея-интерната №2 города Казань,  в начале дня спикер представил нам рейтинг олимпиад по информатике, показав взгляд «изнутри» – какие из них хорошо зарекомендовали себя для отбора абитуриентов, а какие теряют свою репутацию. Мысль про поступление в университет по олимпиадам, которую я для себя вынес – готовиться к олимпиадам намного интереснее и полезнее, чем тратить столько же времени на подготовку к ЕГЭ. Далее рассказ перешел к описанию схемы организации олимпиадной подготовки в школе – темы, формат занятий, рекомендации из опыта. Михаил особо подчеркнул необходимость и бонусы создания “тусовки” и подготовки к олимпиадам в группах. После перерыва нас познакомили с форматом Московской олимпиады школьников по информатике, немного ломающей стереотипы обычных олимпиад по программированию. Меня очень впечатлило, что некоторые задания можно решить в Excel, не используя сложнейшие алгоритмы, если всего лишь взглянуть на задачу out-of-the-box. Подводя итоги школы, хочу сказать, что в этот день мы получили очень ценный «инсайдерский» опыт, который сильно мотивировал меня как молодого преподавателя, и, я думаю, многих моих коллег. Про Михаила могу сказать, что он очень позитивный, открытый и заряжает энергией. Побед Вышке на студенческих олимпиадах!".


 

С подробной программой Школы для учителей информатики можно ознакомиться на сайте факультета компьютерных наук.