• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кибербуллинг, маршруты по Эрмитажу и бот для аукционов: три команды ФКН заняли первые места на Хакатоне ВКонтакте

На прошлых выходных, 21-22 октября, в Санкт-Петербурге состоялся третий Хакатон ВКонтакте, в котором приняло участие сто команд, в том числе три — с факультета компьютерных наук. 48 часов интенсивной разработки, бессонная ночь, использование новых инструментов и капелька везения — вот что позволило командам занять достойные места в этом соревновании.

Кибербуллинг, маршруты по Эрмитажу и бот для аукционов: три команды ФКН заняли первые места на Хакатоне ВКонтакте

Крупнейшая социальная сеть уже не в первый раз проводит подобное соревнование. Первое состоялось еще в 2015 году, однако хакатон 2017 года стал крупнейшим за всю историю проведения мероприятий.

В этом году мы впервые расширили формат и собрали на Хакатоне сразу 300 человек. Многие из них на протяжении трёх дней не покидали площадку. Для нас важно, что большинство участников использовали инструменты ВКонтакте, хоть это и не было обязательным условием. Мы продолжим поддержку молодых разработчиков, поэтому приглашаю всех принять участие в Хакатоне ВКонтакте 2018.

Иван Козлов
Директор по продукту ВКонтакте

Участники соревновались в 5 номинациях: «ФинТех», «Медиа», «Культура», «Благотворительность», «Инфраструктурные проекты», предложенных партнерами хакатона, однако приветствовались и самостоятельные инициативы команд. Призовой фонд составил 1 000 000 рублей.

Факультет компьютерных наук на мероприятии представляли три команды:

SNA (Максим Артемьев, Денис Тарасов, Никита Орлов, ФКН НИУ ВШЭ Даниил Гаврилов, СПБГУ) в направлении «Благотворительность», разработавшая нейронную сеть для распознавания оскорблений в сообщениях и комментариях, обученную на выборке из реальных текстов, и защитную систему для предупреждения и блокировки агрессивных пользователей.

CyberПесцы HSE (Антон Ухлин, Александр Карпов, ФКН НИУ ВШЭ, Юлия Казакова, факультет коммуникаций медиа и дизайна НИУ ВШЭ, Никита Ендальцев, СКОЛТЕХ) в направлении «Культура», представившая приложение для создания индивидуальных маршрутов по Эрмитажу. Рекомендации создаются на основе динамического расчета загруженности залов с помощью компьютерного зрения и анализа профиля VK, а навигация — с использованием технологий iBeacon.

Evolve (Тидва Владимир, Савинова Виктория, ФКН НИУ ВШЭ, Александр Шлемин, выпускник) в направлении «ФинТех», разработавшая систему для организации аукционов на основе денежных переводов ВКонтакте.

Все три команды стали победителями в своих номинациях.


Никита Орлов
Студент 2 курса образовательной программы «Прикладная математика и информатика»,
Разработчик команды SNA

Идея принять участие в Хакатоне была у меня давно. Месяц назад я подошел к Максу Артемьеву и попросил его взять в команду. К моему удивлению, Максим предложил мне поехать сразу на Хакатон ВКонтакте. Первый Хакатон в жизни и сразу такой крупный. Естественно, я был слегка взволнован. Я понимал, что это один из самых популярных хакатонов в России, и на нем соберется более 300 лучших из лучших со всей страны. Опасался, что я не смогу с ними конкурировать. Повторюсь, что опыта подобного рода мероприятий у меня еще не было.

В ночь с четверга на пятницу мы выехали из Москвы в Питер. А в 15 часов — уже заходили на площадку. Хакатон начался в 17:00. Направление разработки определил капитан нашей команды Максим Артемьев. Заранее мы не готовились, это было запрещено правилами. Саму концепцию проекта мы придумали по пути в Питер, но основная работа началась сразу после стартового сигнала. Архитектура, выбор нейронной сети - все это было продумано и воплощено уже на месте.

Мы разработали комплексное решение (бот ВК, телеграмм, сайт и API), которое позволяет проверить текст на «токсичность» — наличие явных и скрытых оскорблений. Для этого мы использовали RNN (рекуррентные нейронные сети) на python. Данные для обучения нейронной сети мы брали из твиттера, ВК. Как это работает? Предположим, у вас есть сообщество в ВКонтакте или чат в Телеграмме и вы не хотите кибербуллинга от пользователей. Для этого вы добавляете в чат или сообщество бот, который просматривает все сообщения на предмет буллинга и, в зависимости от настроек, он может удалить сообщение, забанить пользователя или отправить уведомление администратору. Бот реагирует как на тривиальные оскорбления, так и на завуалированные.

У нас возник вопрос с обучением нейросети — времени мало, а русскоязычного дата сета, размеченного под кибербуллинг, до сих пор нет. Пришлось импровизировать. Мы выбрали наиболее «токсичные» по комментариям сообщества и загрузили комментарии под самыми провокационными записями в базу, сделав ее «эталоном токсичности». Да, это грубое допущение, но у нас не было ресурсов, чтобы выбирать тексты вручную. Будем надеяться, что в обозримом будущем появятся русскоязычные дата сеты, размеченные под наши задачи; на английском языке, например, таких достаточно много. Кстати, нашему приложению все равно на каком языке ведется диалог, если ее обучить на базе (все равно, английской, русской или любой другой), то она будет выхватывать оскорбления сама.

Были и неприятные неожиданности. На Хакатоне изначально я должен был заниматься только бэкэндом, но у нас в команде не было фронтэнд-разработчика, и фронтэндом пришлось заниматься тоже мне, как самому свободному члену команды. Сначала я пытался написать сайт «с нуля», но когда понял, что времени на это не хватит, начал работать в bootstrap studio, который пришлось купить специально для этого.

Пока разрабатывали проект, о победе мы даже не думали, работа занимала все мысли и время — волноваться было некогда. Последняя правка была сделана в 10:29, ровно за минуту до дедлайна. Я умудрился удалить все данные на сервере и осознал это в 10:28. Благо, у меня был бекап (совет от «бывалого хакатонщика» — всегда делайте бекап), и все закончилось хорошо. Но это, наверное, был самый волнующий момент. Так что пока мы ждали объявления результатов, я был уже спокоен.



 
 

Антон Ухлин
Студент 1 курса образовательной программы «Науки о данных»,
Капитан команды CyberПесцы HSE

Мы разработали приложение для создания индивидуальных маршрутов по Эрмитажу. При авторизации в мобильном приложении запрашиваются открытые персональные данные пользователя, на основе которых формируется портрет ценителя искусства. На основе полученного представления составляется ранжированный список залов, которые стоит посетить пользователю приложения. В результате работы, оптимальный маршрут для каждого пользователя отрисовывается на созданной в мобильном приложении карте, по которой удобно узнавать информацию о залах и соответствующих картинах в них. Александр разрабатывал мобильное приложение под операционную систему iOS, Никита занимался анализом данных о пользователях, разработкой механизма рекомендаций к просмотру картин. Я занимался решением задачи Теории массового обслуживания, а Юля – дизайном и игровой логикой приложения. Мы раньше принимали участие в Хакатонах, брали призовые места. У Никиты и Александра уже есть победы на Хакатонах, а у Юли и меня – призовые (2-е место в Хакатоне МТС). Сам проект надо было подать заявкой до начала октября, и потом мы собирались в течение месяца — обсуждали, распределяли обязанности, но само приложение написано было за 2 дня.Реализовать все, что хотели, не получилось, но есть желание продолжать проект. Сложности возникли с отсутствием данных: потратили время, чтобы достать коллекции и расположение залов. Но в итоге получилось вытащить платную базу коллекций из официального приложения. 

Впечатления от Хакатона Вконтакте только положительные! На площадке было много талантливых ребят и было с кем пообщаться в перерывах. Поддержка от менторов из Эрмитажа помогла нам найти необходимые данные и буквально собрать проект по кусочкам. Разработчики ВКонтакте делились практикой работы внутри компании и секретами разработки рекомендательных приложений. 

Особенно сложно было ночью, когда все устали, но надо делать проект. Мы почти не спали во вторую ночь, но, к сожалению, все равно не получилось реализовать геймификацию в приложении, в дальнейшем мы планируем ее добавить. То есть вы не только смотрите на картины, но и отвечаете на вопросы, узнаете новую информацию — это новый формат взаимодействия музея и посетителя.  Проект планируем дорабатывать, чтобы в дальнейшем завершить работу. После хакатона с командой связались представители Вконтакте с просьбой прислать презентацию и выстроить дальнейшее сотрудничество. Представители Эрмитажа заинтересованы в проекте и хотели бы лично ознакомиться с разработкой.  





Владимир Тидва
Студент 3 курса образовательной программы «Программная инженерия»,
Капитан команды Evolve

В общем и целом, мероприятие очень понравилось. Это самый масштабный хакатон, в котором я принимал участие. Было около 100 команд, из 400 изначально подавших заявку. 5 направлений, где можно было бы занять только первое место, плюс 2 дополнительных приза и гран-при самой лучшей команде. Мне кажется, это наилучший способ определять победителей в различных треках, так как сравнивать два проекта из разных направлений неправильно, да и невозможно, у каждого своя целевая аудитория, и закрывают они абсолютно непохожие потребности. Поэтому решение организаторов разделить призовой фонд в каждом из направлений очень логично.

До этого мы с моей командой Evolve уже имели успешный опыт участия в хакатонах — это 2 место на хаке от Сбербанка по блокчейну, и 3 от Альфа-банка. В этот раз мы все же получили первое место в направлении «ФинТех». Безусловно, с учетом такой конкуренции это приятно.

Мы разработали систему для организации аукционов на основе денежных переводов ВКонтакте. Механика следующая: в разделе «Товары» ВКонтакте администратор сообщества оставляет данные о сумме начальной ставки, шаге и времени окончания аукциона. Начинается приём ставок. У каждого участника средства блокируются на карте, а затем возвращаются, если аукцион проигран. Списание происходит у того, кто поставил самую большую сумму. Таким образом гарантируется защита от ложных ставок и спама — администратору аукциона больше не нужно волноваться о честности участников.