• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперт, помощник и друг в одном лице: учебные ассистенты на ФКН

Эксперт, помощник и друг в одном лице: учебные ассистенты на ФКН

На факультете компьютерных наук во второй раз выбрали лучших учебных ассистентов. В голосовании принимали участие не только преподаватели, с которыми ассистенты работали в прошлом семестре, но и студенты, которым они помогали осваивать программу и адаптироваться к учебному процессу. На этот раз победителей выбрали в трех номинациях: лучший ассистент (высокая оценка преподавателя и студентов), лучший помощник преподавателя (высокая оценка от руководителя) и лучший помощник студентов (высокая оценка от студентов). Вот их имена:

в номинации «Лучший учебный ассистент»:

· Гринберг Вадим, 3 курс ПМИ;

· Зубкова Наталья, 2 курс ПИ;

· Ракитин Денис, 2 курс ПМИ;

· Саков Дмитрий, 4 курс ПИ;

в номинации «Лучший помощник преподавателя» :

· Вельдяйкин Николай, 3 курс ПМИ;

· Панаетов Александр, 2 курс ПМИ;

· Саркисян Вероника, 4 курс ПМИ;

· Семенов Михаил, 2 курс ПМИ;

в номинации «Лучший помощник студентов»:

· Карбовская Анна, 2 курс ПИ;

· Кутенин Данила, 3 курс ПМИ;

· Петров Тимур, 2 курс ПМИ;

· Шадрин Михаил, 3 курс ПИ.

На ФКН учебным ассистентам дается возможность не только взять на себя часть работы по проверке домашних заданий и подготовке материалов к занятиям. Они вовлекаются также в процесс коммуникации со студентами и делятся с ними своими знаниями и опытом: принимают или проверяют выполненные задания, проводят консультации и помогают студентам младших курсов разобраться в материале - нередко индивидуально и часто во “внеурочное” время. 
Чем еще ценен опыт работы ассистентом и почему на это стоит тратить время - рассказали победители первого семестра 2017-2018 уч. года:


Вероника Саркисян, 4 курс бакалавриата “Прикладная математика и информатика”,  
ассистент на курсе “Цифровая грамотность”, руководитель - Анна Шишкова

 То, что мою работу ассистентом отметили, стало для меня неожиданностью, но чрезвычайно приятной! У меня не было такого опыта раньше, поэтому  я выбрала курс,  в котором была больше всего уверена относительно своих знаний и навыков. На мой взгляд, это очень важно для студентов, слушающих курс. Если они видят, что ассистенты сами не разбираются в предмете, у них возникает логичный вопрос: почему ассистенты с них что-то требуют?

Мы готовили много творческих домашек: визуализация графа друзей Вконтакте или анализ «Повести временных лет» с помощью регулярных выражений.Такие задания  было по-настоящему интересно проверять и, надеюсь, выполнять тоже. Самым сложным было объяснять какие-то «технические» вещи простым и понятным языком. Очень хотелось, чтобы при изучении  курса студенты овладели технологиями, которые им потом пригодятся в учебе или работе, перестали их бояться.

Мне было очень приятно работать с Анной Шишковой, во втором семестре мы продолжили совместную работу на другом факультете. Хочется также отметить весь преподавательский коллектив дисциплины “Цифровая грамотность”, силами которого создан такой классный курс на стыке технических и гуманитарных областей.





Денис Ракитин, 2 курс бакалавриата “Прикладная математика и информатика”, 
ассистент на курсе “Дискретная математика”, руководитель Любовь Сысоева

Для меня это был первый опыт ассистентства. Мне нравилось общаться с нашими учебными ассистентами на моем первом курсе, Андреем Стороженко и Антоном Савостьяновым, и было интересно познакомиться с нынешними первокурсниками. Дискретную математику выбрал, потому что это был один из любимых предметов.

Сначала больше всего времени занимала проверка домашних заданий, я пытался вчитываться в каждое слово, и проверка одной работы иногда занимала часов 7-8. Потом привык и научился, стал тратить уже меньше времени. Я довольно ответственно подхожу к этой работе, но не могу сказать, что она меня сильно напрягает. Кроме того, довольно часто проходит защита домашних работ, когда ребята объясняют, как решали задачи, чтобы доказать, что не списали. Иногда провожу консультации - первые два раза я назначал ее сам, потом уже общались в режиме: если кто не понимает какой-то материал, то пишут мне  и мы договариваемся о консультации .

Контакт у нас с ребятами налажен хороший, если я встречаю их в “Галерее” (торговый центр), могу подсесть, поболтать. Я очень приятно удивлен, что меня выбрали, тем более что я подходил к этому как к делу, которое мне нравится. На самом деле, с опытом ассистентства появились мысли, что я бы мог преподавать. Мне это в целом нравится и, как мне кажется, это у меня получается, так что неплохо было бы продолжить этим заниматься, например в виде частичной занятости.


 

 
Наталья Зубкова, 2 курс бакалавриата “Программная инженерия”,
ассистент на курсе “Алгебра”, руководитель - Всеволод Чернышев

Я только на втором курсе, для меня это первый опыт. Мне нравится алгебра, поэтому уж:е после сдачи экзамена я решила подать заявку на ассистентство. Помню наших ассистентов, они очень здорово помогали разбираться с трудными темами и задачами, мне тоже хотелось помогать другим студентам разобраться в том, что я сама теперь хорошо знаю. С ребятами отношения сложились отличные, но мне повезло - у своей группы я не только ассистент, но и куратор, поэтому мы с ними общались и взаимодействовали, возможно, больше, чем остальные.

Работы не могу сказать, что много, но хватает: мы проверяем самостоятельные и КДЗ, перед отчетными мероприятиями устраиваем консультации, я регулярно отвечаю на вопросы ВКонтакте и Telegram, перевожу краткое содержание лекций для сайта. Сложно и одновременно интересно было во второй половине первого семестра, когда мы с однокурсником составляли отчетное домашнее задание: нужно было не ошибиться с условиями, сделать правильные ответы и красиво  всё оформить.

Конечно, здорово, что меня отметили, мне это очень приятно, но я точно знаю, что ребята, с которыми я работаю (тоже ассистенты по курсу), ничуть не хуже, а где-то, может быть, и лучше меня.


 Учебное ассистентство - отличительная особенность Вышки. Хотя это весьма распространенная международная практика, среди российских ВУЗов ВШЭ пока единственный университет, который уже несколько лет ее реализует.  При этом, согласно статистике по всей Вышке, факультет компьютерных наук уже третий год лидирует по количеству ассистентов на одного преподавателя - их более двух; а процент преподавателей, у которых есть ассистенты, составляет на ФКН 65%.
Работу учебных ассистентов на факультете курирует Комиссия по поддержке образовательных инициатив, которая была создана в апреле 2015 года.

Студенческие годы - это время поиска своего места в профессии через разные виды деятельности, и студенты Вышки имеют возможность попробовать свои силы в преподавании. Это бесценный опыт, который помогает многим найти себя. Кто-то, поработав полгода, уходит, другие становятся лидерами команды ассистентов, остаются учебными ассистентами до окончания университета. Есть и такие ассистенты, которые выбирают преподавание своей профессией, становятся нашими коллегами.

На ФКН с момента его создания институту учебных ассистентов уделяется очень большое внимание. Выбор лучших ассистентов проводится уже второй раз. И скажу вам, что это было очень непростой задачей - выбрать лучших из лучших! Многие ассистенты получили высшие оценки своих руководителей и студентов. Именно поэтому появились две новые номинации - "Лучший помощник преподавателя" и "Лучший помощник студентов", а выборы теперь будут проводиться дважды в год.

Ахметсафина Римма Закиевна
Заместитель руководителя, доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук

В прошлом учебным году лучшими учебными ассистентами по результатам голосования стали Данила Кутенин, Антон Савостьянов и Андрей Стороженко. Все они продолжили работать и в этом году. Андрей ассистирует на “Дискретной математике”, Данила - на курсе “Алгоритмы и структурах данных”, в этот раз он снова попал в список лучших ассистентов. Антон Савостьянов стал штатным преподавателем ФКН и ведет факультатив “Практикум по математическому анализу”.

     Первое награждение (октябрь 2017): Антон Айзенберг-председатель комиссии, Андрей Стороженко-учебный ассистент, Дина Куликова-руководитель отдела по работе со студентами

 



Данила Кутенин, 3 курс бакалавриата “Прикладная математика и информатика,
лучший ассистент 2016-2017 уч. года (дискретная математика), сейчас- ассистент на курсе “Алгоритмы и структуры данных-2”, руководитель - Глеб Евстропов

Ассистенты в первую очередь много помогают преподавателю: проверяют домашние задания, тесты, делают код-ревью, составляют контесты - это достаточно интересная часть работы. Полноценную консультацию студенты у меня сейчас просят редко, но иногда пишут в Telegram с просьбой выделить им время, что-то объяснить. Недавно была история: я как-то забыл, что у меня назначен прием задач, мне было очень неловко, и тогда я всех пригласил в “Яндекс”, где работаю, угостил и принял задачи.

Главное в ассистентстве - полная открытость студентам, а еще очень важно, чтобы учебный ассистент знал тему гораздо лучше, чем они. У меня самого был не самый позитивный опыт общения с ассистентами: иногда они пропускали недочеты или наоборот придирались к мелочам, иногда нельзя было до них достучаться. Но были и хорошие примеры, такие как Антон Савостьянов, он всегда был открыт и помогал.

 Я бы предложил, чтобы каждый преподаватель перед тем, как брать ассистента, даже знакомого, поговорил бы с ним, проверил его компетентность. Мне хотелось бы, чтобы ассистенты действительно знали сильно больше, чем студенты. Также считаю, что стоит сделать голосование за лучшего учебного ассистента более централизованным: например, параллельно с голосованием за лучших преподавателей.


 



Антон Савостьянов, 1 курс магистратуры “Анализ данных в биологии и медицине”, лучший  учебный ассистент 2016-2017 (математический анализ), преподаватель факультатива “Практикум по математическому анализу

Полагаю, наиболее интересными были мои ощущения перед первым моим годом ассистирования. Тогда реальность и ожидания довольно сильно не совпадали, потому что представлялось, что основным делом будет проведение консультаций, а на деле в первом семестре я занимался довольно монотонной проверкой домашней работы. Разумно предполагать, что после “краха” ожиданий эти самые ожидания должны больше соответствовать реальности, но, что забавно, вышло наоборот:  за прошедшее время появились хорошие консультации, устная сдача задач, да и домашки стали как-то повеселее.

Для учебного ассистента самое интересное это общение. Есть просто обычное человеческое общение, и тут надо отдать должное нашим студентам — у нас все-таки чудовищно большая (в хорошем смысле) концентрация необычных интересных людей; и общение математическое - в виде проверки решений. Это вообще абсолютно невозможное занятие со стороны, вдумайтесь: к вам приходит 30 человек, и все они берут и наглядно показывают — вот так работает мой мозг, вот это для меня интуитивное решение, смотри. Понятия не имею, где еще есть такая возможность.

Соблюдать сроки проверки — это, без сомнения, могучая способность, и не у всех она есть. Мне, например, до сих пор стыдно за чудовищный прокол со сроками в один из годов. Есть и другой сложный сюжет про время: иногда все эти ответы на вопросы растягиваются и занимают вообще весь день, особенно если общение идет по сети. По-хорошему, конечно, нужно научиться в определенный момент “закрывать лавочку”, но опять же это не у всех получается; мне кажется, я так и не научился.

Мне кажется, что умение донести материал есть необходимое требование. По-хорошему, ассистент-”рубаха-парень”, который не может много чего объяснить, должен раздражать учащихся, так что я бы скорее сказал, что это важнее. С другой стороны, ясно, что умение донести включает в себя способность найти общий язык. В самом начале студенты почему-то решили ко мне обращаться на “вы”; в такой ситуации меня, кажется, хватило на месяц, после чего я начал людей заставлять переходить на неформальное общение. Я вообще люблю шутить, что я психологом на ФКН больше времени проработал, чем ассистентом. На своем третьем курсе я вообще перестал общаться с кем-нибудь кроме студентов, у которых ассистировал, и сейчас множество людей, которых я мог бы назвать друзьями (понятия не имею, как избавиться от этой плохой формулировки), почти полностью состоит из таких студентов. В значительной степени это естественное следствие повышенной плотности общения.

 


 Для тех, кто еще не пробовал себя в качестве учебного ассистента, но планирует в следующем году, несколько важных вопросов и ответов:

 Кто может стать учебным ассистентом?

 Студент или аспирант ФКН.

 Что  для этого необходимо?

Чтобы стать учебным ассистентом, нужно иметь оценку не ниже 8 по данному предмету или получить одобрение от соответствующего департамента, подать заявку и пройти конкурсный отбор. Полезно будет заранее заручиться поддержкой преподавателя, который готов дать вам рекомендацию.

 Зачем становиться учебным ассистентом?

  • Вы знаете, какие трудности поджидают на пути изучения некоторых предметов и смогли их с успехом преодолеть? Поделитесь этими ценными знаниями с младшими курсами!
  • Вы сможете получить бесценный педагогический опыт.
  • Ни для кого не секрет, что самый лучший способ понять что-то - объяснить другому. Ассистентство дает вам возможность по-новому взглянуть на предмет и глубже понять его.
  • Все учебные ассистенты получают материальную поддержку, а лучшие еще и премию.

 Что за стипендия от JetBrains?

Ежегодно обязательства по материальному поощрению 15 учебных ассистентов ФКН берет на себя благотворительный фонд “Высшая лига”. В программу выплат включаются учебные ассистенты, прошедшие отбор сразу на все 4 модуля и имеющие выдающиеся успехи в учебе.

Подробнее о том, как стать УА и когда подавать документы - на сайте факультета.