• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники рассказывают: Елена Сибирцева

Выпускница факультета Елена Сибирцева рассказала, как обучает робота с помощью виртуальной реальности в лаборатории Королевского технического университета Стокгольма, поразмышляла о деструктивности индивидуализма для науки и объяснила, почему курсовые и общение с преподавателями — это самое ценное в Вышке.

Выпускники рассказывают: Елена Сибирцева

Елена Сибирцева
выпускница бакалавриата Отделения программной инженерии 2013 года, выпускница магистерской программы «Системная и программная инженерия» 2016 года. 
Сейчас Лена — аспирантка и сотрудник исследовательской лаборатории Королевского технического университета Стокгольма, Швеция.

Почему ты выбрала Вышку и как поступала?
Если быть совсем честной, не думаю, что в шестнадцать лет это было осознанное решение, скорее решение родителей. Им нравился университет, и многие наши друзья поступали именно туда, только на экономический факультет. Хотя во мне был силен бунтарский дух, с чем-то я могла согласиться, например, с выбором университета. Я была не в курсе, какие вообще существуют, кроме  МГУ и Вышки. Они были на слуху в нашей школе. Мне захотелось пойти подальше от экономики, а так как я нормально разбиралась в математике, то подумала, почему бы и не программирование. Целенаправленно выбирала IT-сферу, потому что мне казалось, что это та специальность, с которой я всегда найду работу. 

С магистратурой было больше сомнений. Было такое ощущение, что здесь мне дали все, что могли, и было бы интересно посмотреть, как устроена магистратура в других странах. Но потом все закрутилось-завертелось: мы начали работать вместе с ребятами из бакалавриата и решили продолжить обучение в магистратуре как логичное продолжение нашей учебы. Самый главный фактор - преподавательский коллектив, от которого не хотелось уходить очень далеко, потому что они были классные.

Какие из курсов были для тебя самыми интересными?
Прошло достаточно много времени с того момента, как я была в магистратуре или бакалавриате, но кое что я что мне действительно нравилось, вспоминаю до сих пор, например, статистику и математические методы статистики, вел курс замечательный преподаватель Кирилл Константинович Фурманов. Предмет, который я до сих пор вспоминаю и которым продолжаю заниматься. Часто бывало, что влюбляешься в предмет из-за того, что настолько здоровский по нему преподаватель. Например, так было у нас с программированием, когда его преподавали Вадим Валерьевич Подбельский и Ефим Михайлович Гринкруг. Они очень сильно мотивировали работать и получать какой-то результат.

Как складывалась твоя исследовательская деятельность в бакалавриате и магистратуре?
В Вышке у нас была полная свобода: мы могли выбирать курсовые, какие хотели, и меня под конец обучения стало интересовать компьютерное зрение. Я применяла его в теме слежения за взглядом человека: сидела как-то раз и представила, как было бы круто, если бы человек мог вот так сидеть и просто вводить текст с помощью взгляда. В то время у нас был замечательный курс по компьютерному зрению, который вел преподаватель, ставший позже моим научным руководителем, Иван Михайлович Гостев. Так я узнала, что можно научить компьютер понимать, что находится на изображении и делать какие-то выводы. Это было очень интересно, и, как видите, до сих пор я занимаюсь похожей темой.

Что для тебя было самым ценным за время учебы в Вышке?
Знаете, что было очень здорово? Может быть, это просто наше отделение такое, но это общение с преподавателями. У нас не было препятствий для общения, мы могли абсолютно спокойно обсуждать с ними новые идеи. Была возможность смотреть на преподавателей как людей, которые могут тебе помочь, не то чтобы на равных, но немножко как на своих коллег. Такая была у нас культура на отделении, как мне казалось.

Занималась ли ты какой-то внеучебной деятельностью? Какие у тебя были хобби?
В то время я училась водить машину и мотоцикл, занималась рисованием, современными танцами и каждую зиму каталась на горных лыжах. Но вот что еще было запоминающимся моментом: в конце четвертого курса мы решили поучаствовать в  Imagine Cup - это конкурс инновационных IT-проектов, который устраивает Microsoft. Я очень боялась, что не смогу поступить на бюджет в магистратуру, так как у нас был большой конкурс. А если ты занимаешь какое-то призовое место на Imagine Cup - это пропуск в магистратуру. Мы собрали команду из четырех человек с нашего факультет, вместе создали проект, который делал спецэффекты в реальном времени. Это работает так: когда вы делаете презентацию, можно видеть вас, вы летите, как супермен на экране, и все это происходит в реальном времени. Людям это понравилось. На удивление, мы прошли дальше, чем рассчитывали. Это был хороший экспириенс и очень много мне дало. Сам проект не был реализован, но люди, которые были в курсе, что мы умеем такое делать, часто обращались к нам с разными предложениями, проектами. Например, какие-нибудь проекты для интерактивной инсталляции в музеях. Таким образом, после Imagine Cup мы три года занимались таким консалтингом, разрабатывали приложения с использованием тех технологий, которые придумали на соревновании.

И тебя даже приглашали потом судьей на Imagine Cup?
Было дело, было прикольно смотреть на все это с другой стороны. Не могу сказать, что я считала себя мегаквалифицированным специалистом, чтобы судить о потенциале проектов. Я могла только судить о том, сколько усилий было приложено, для того чтобы реализовать проект. Мне кажется. такой инсайт был полезен тем людям, которые смотрели на проект с точки зрения бизнеса. Было весело, и, мне кажется, было полезно самим участникам слушать разный фидбек.

Как ты попала в Технический университет Стокгольма?
Под конец магистратуры у меня были вопросы — что делать дальше и как жить. И один из моих научных руководителей, Ефим Михайлович Гринкруг, все меня старался как-то пристроить в академическое направление, я даже преподавала два года вместе с ним. И он же меня познакомил с профессором из Цюрихского университета. Мы начали с ней общаться, и я узнала, что существует PhD. Я хотела сделать какие-то проекты вместе с ней, потому что она занималась 3D-реконструкцией объектов из видео. Мне казалось, что это очень крутая тема, потому что у нас в это время шли такие же проекты с похожими запросами, где люди хотели получить 3D-реконструкцию человека, а потом распечатать эту фигурку на принтере. Я начала искать предложения из лабораторий, которые подходят под мой профиль. Писала профессорам, которые этим занимались. Некоторые меня игнорировали, конечно, а некоторые достаточно быстро откликались. И вот одни из тех, кто откликнулись, были исследователи из Королевского университета.

Я приехала без каких-либо высоких надежд, мне было интересно посмотреть, что такое лаборатория, как она работает, чем они занимаются. Я также съездила потом в несколько других университетов, чтобы посмотреть на другие лаборатории. Мне кажется, это было очень полезным решением увидеть вживую, что на самом деле происходит за закрытыми дверьми, увидеть, как люди общаются, все-таки четыре года нужно с ними вместе провести.

Как называется лаборатория и чем вы занимаетесь?
Она называется RPL, в расшифровке “Robotics, Perception and Learning”: робототехника, компьютерное зрение и машинное обучение - три аспекта, которыми занимается эта лаборатория. В отличие от нескольких других университетов, которые я посетила, здесь оказалась большая лаборатория. Во многих лабораториях ведущих университетов есть такой индивидуалистический подход, когда человек сидит в своей каморке и никому не показывается, не рассказывает о своем исследовании, боится, что его исследование украдут, и сделают это быстрее. Это деструктивно для науки в целом, да и я командный человек. Так что мне понравилось, что здесь все очень открытые к взаимодействию, обсуждению каких-то идей, очень поддерживают друг друга. На хорошей продуктивной волне. Еще один немаловажный момент - наша лаборатория очень тесно сотрудничает с такими передовыми производителями роботов, как ABB и Kuka. Это позволяет нам получать новейшее железо одним из первых в мире. Робот, с которым я работаю, называется YuMi (от английского you and me), его специализация - это совместная работа с человеком.

Как вам удается справляться с конкуренцией в этой области?
Это достаточно непросто сделать, потому что многие университеты владеют большим количеством ресурсов или имеют некий иной подход к разработке, к исследованиям, чем наш университет. Поэтому в каких-то аспектах у них все получается быстрее и лучше. Чему меня научила Вышка, так это мыслить достаточно нестандартно и придумывать, как можно решить свою проблему всеми имеющимися у тебя средствами, не скрываться в какие-то рамки, а уметь с широко открытыми глазами посмотреть вокруг. Если это не решается, значит мы можем найти какой-то сенсор, который поможет нам решить эту проблему гораздо быстрее. Конкуренция очень высокая, и нужно постоянно изучать новые статьи, смотреть, чтобы твою идею уже кто-то не реализовал. Возможно, ты потратишь на реализацию три месяца, а кто-то потратил уже две недели и все это опубликовал. И это непросто. Коллаборация и работа в команде - наверное, это и спасает.

Если сравнивать твою учебу в Швеции с учебой в России, то больше сходств или различий?
Могу рассказать о различиях. Здесь будущим PhD нужно посещать курсы вместе с магистрами. К тому же, если в России, например, курс может длиться семестр или два семестра, а лекции и семинары повторяются каждую неделю по разу, то здесь очень интенсивная нагрузка. Курс длится два месяца, то есть один модуль. И лекции с домашними заданиями три или четыре раза в неделю. Здесь практически нет семинаров, почти все делается самостоятельно. Интересно проверяются домашние работы. Ты должен защитить домашнюю работу, презентовать, ответить на вопросы. И именно из этого формируется оценка. Если ты написал все красиво, но не можешь ответить на простейшие вопросы, то это бесполезно. Что интересно, проверкой домашней работы занимаются не профессора, а ассистенты. Это как раз-таки PhD студенты или магистры. Я тоже работаю как ассистент на одном из курсом, проверяю домашние работы.

Что дает тебе опыт учебы и работы за границей и сложно ли было на это решиться? 
Я ни разу не пожалела о том, что приняла это решение, хотя для меня это было достаточно сложно, уезжать на четыре или больше года в неизвестность. Но мне кажется, что очень полезно увидеть, как работают другие люди, перенять какие-то их идеи. В нашей лаборатории люди со всего мира: и из Европы, и из Латинской Америки,отовсюду. Мы вместе пытаемся как-то сосуществовать. Это интересно не только с точки зрения обогащения друг друга какими-то знаниями, подходами к исследованию, но и с человеческой точки зрения, потому что глаза раскрываются и ты не сидишь в своем воздушном шарике.

Расскажи, пожалуйста, об исследовании, которым ты занимаешься сейчас.
С удовольствием! Сейчас я занимаюсь взаимодействием человека с роботом. Я нахожусь в проекте который называется “Фабрики будущего”. Достаточно сложно сейчас сроботозировать новое производство, потому что нужно нанимать целую кучу программистов, чтобы они вручную прописали все правила. И было бы достаточно интересно, если бы люди могли обучать роботов производить какие-то вещи так же, как обучают других людей. У нас нет программиста который знает, как писать код, но у нас есть человек, эксперт в данной области, и он показывает роботу, что он должен взять "вот эту штуку" и положить ее "туда". Естественный способ обучения получается. Для этого я использую дополненную реальность, это достаточно клевая технология, которая сейчас находится на большом подъеме. Особенно интересно ее использовать не для широкой публики, просто поиграть, а для каких-то профессий. Моя задача заключается в том, чтобы робот мог донести до человека информацию наиболее эффективным способом и понять, что человек имел в виду, когда произносил какие-то слова, жестикулировал или смотрел куда-то

Что бы ты посоветовала начинающим исследователям?
Знаете что было еще клево в Вышке? И я даже общаюсь с ребятами из других университетов со всего мира и знаю, что у них такого не было. Это то, что у нас каждый год были курсовые. Это нереально полезный навык. Ты должен подготовить свой проект, презентовать его перед комиссией из нескольких профессоров. Такой опыт, как я понимаю, не у всех есть. Защита своей идеи перед большой комиссией и реализация проекта до конца - это то, что мне больше всего нравилось в обучении у нас. Была какая-то структура в подаче знаний, но также свобода, и можно было реализовать свою креативную сторону и сказать: а вот я хочу, чтобы можно было глазами вводить текст, и - бац! - ты этим занимаешься. Мне кажется, здесь именно важна свобода мысли: если ты можешь самостоятельно находить для себя какие-то задачи, а потом доводить их до конца, это всегда очень ценится. Самостоятельность - это важная черта. Есть еще то, о чем я узнала в Швеции, но чему еще не успела научиться - это work-life balance. Они очень любят, чтобы ты не перенапрягался на работе, чтобы у тебя была личная жизнь, хобби, чтобы ты не был полностью погружен в работу, чтобы у тебя была жизнь. Это помогает быть готовым для новых поворотов в твоей судьбе. Еще один совет, который, возможно, подходит не всем: индивидуализм может быть деструктивен. Если вы не делитесь своими идеями, если вы не обсуждаете эти идеи с другими людьми, с экспертами в данной области. Мне кажется, открытость  - это тоже очень важно.

Какие у тебя планы на будущее?
На самое ближайшее будущее мы в лаборатории готовим две статьи, которые надеемся опубликовать на конференции по multimodal interaction. Это очень крутая конференция в данной сфере. А дальше у меня в общем-то осталось два с половиной года от PhD. Мне бы очень хотелось несколько месяцев поработать в R&D (research and development), например, в Microsoft или Disney. Увидеть как могут быть сделаны исследования не в академической среде, а в индустрии. Душа у меня лежит к фильмам про супергероев, где Тони Старк смотрит на голографические дисплеи, бросает их в разные стороны. Как-то все это логично выглядит. Мне нравится голограмма. Пока она используется в дополненной реальности, но, возможно, каким-то образом с помощью новых технологий это можно сделать и без шлемов. Это меня увлекает.

Что бы Вы хотели передать студентам
Некоторые студенты не совсем серьезно относятся к тому времени, что они проводят на учебе. Хотя всё же стоит ценить это время, когда им "разжевывают" информацию, подают на блюдечке, потому что это редкая вещь. Мне кажется, нужно взаимодействовать со своими преподавателями гораздо больше. От них вы получите очень много ценной информации.

 

Как вам удается справляться с конкуренцией в этой области?
Это достаточно непросто сделать, потому что многие университеты владеют большим количеством ресурсов или имеют некий иной подход к разработке, к исследованиям, чем наш университет. Поэтому в каких-то аспектах у них все получается быстрее и лучше. Чему меня научила Вышка, так это мыслить достаточно нестандартно и придумывать, как можно решить свою проблему всеми имеющими у тебя средствами, не скрываться в какие-то рамки, а уметь  с широко открытыми глазами и посмотреть вокруг. Если это не решается, значит мы можем найти какой-то сенсор, который поможет нам решить эту проблему гораздо быстрее. Конкуренция очень высокая, и нужно постоянно изучать новые статьи, смотеть, чтобы твою идею уже кто-то не реализовал. Возможно, ты потратишь на реализацию три месяца, а кто-то потратил уже две недели и все это опубликовал. И это непросто. Коллаборация и работа в команде - наверное, это и спасает.