Выпускники рассказывают: Елена Егорова
В 2014 году окончила отделение “Прикладной математики и информатики”, в 2016 — магистерскую программу “Науки о данных”, сейчас Лена — преподаватель в магистратуре факультета компьютерных наук Вышки и аспирантка второго года в Сколтехе на программе “Computational and Data-Intensive Science and Engineering”.
Как ты выбирала университет и факультет и куда поступала, кроме Вышки?
Я училась в физико-математической школе, в 11-ом классе выиграла несколько олимпиад по физике и математике. Это давало мне возможность поступить практически на любой факультет, так или иначе связанный с физикой, математикой или информатикой. Как один из вариантов я рассматривала ВМК МГУ, но в последний момент решила пойти в Вышку. В тот момент корпус был на Покровке, это было очень заманчиво. Так я и оказалась на ПМИ. В магистратуру прошла уже по внутренней олимпиаде Вышки.
Тогда это уже был факультет компьютерных наук. Почему ты выбрала именно “Науки о данных”?
Мне помнится, что на тот момент особо интересных альтернатив я для себя не нашла. Ко всему прочему, мне тогда казалось, что если я сделаю паузу на год, то потом заново входить в этот ритм учебы будет достаточно сложно. Поэтому решила остаться на родном факультете.
После магистратуры ты пошла в аспирантуру: почему ты решила, что тебе нужно продолжить академическое образование?
Я никогда не хотела работать “с девяти до шести”, и поэтому решила, что академическая сфера —это хороший вариант. К тому же, я работала учебным ассистентом, и преподавать мне нравилось, занималась репетиторством с маленькими детьми, с детьми постарше - это мне тоже было по душе. В магистратуре я выбрала специализацию ТМСС (Технологии моделирования сложных систем) на одноименной кафедре, а также пошла работать стажером-исследователем в Добрушинскую математическую лабораторию ИППИ РАН.
Что ты делала как стажер-исследователь, почему это было интересно для тебя?
По сути, то же самое, что и во время учебы: читала и писала статьи, пыталась что-то доказывать, ходила на семинары.
Можешь ли ты рассказать о своих научных интересах?
На первом курсе магистратуры Григорий Анатольевич Кабатянский читал нам курс по кодам, по теории информации, по теории поиска. Это было достаточно интересно, и я выбрала его как научного руководителя. Такая тематика — это смесь алгебры, комбинаторики, теории вероятностей — всего по чуть-чуть, и вместе очень интересно.
На какую тему ты защитила магистерскую?
Формально тема звучит как “Мультимедийные коды цифровых отпечатков пальцев”. В 2015м году часть этой работы я отправила на вышкинский конкурс НИРС, и, к своему удивлению, заняла первое место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по компьютерным наукам» для студентов магистратуры и выпускников 2015 года.
Можно ли сказать, что тебе интересна именно математическая составляющая?
Да, я не прогаю. Если надо — могу, конечно, но удовольствия от этого не получаю никакого.
Чем ты сейчас занимаешься в аспирантуре?
Примерно тем же, что и в магистратуре, но уже шире и глубже. Например, это задачи из области широковещательного шифрования. В журнале “Кот Шредингера” недавно вышла моя статья, где в популярной форме, даже детско-сказочной пересказывается задача, которой я сейчас занимаюсь. Предположим, что есть дистрибьютор, который раздает некий цифровой контент, один и тот же, сразу многим пользователям, которые за это заплатили. Все бы хорошо, но возникает проблема — люди могут брать и перепродавать то, что получили. Еще хуже — они могут собираться в коалиции, перемешивать свои ключи доступа и перепродавать так, что дистрибьютор не может понять, кто конкретно это сделал. Оказывается, что для решения этой задачи можно применять результаты из теории кодирования и комбинаторики. Вообще, в данной формулировке такая проблема возникла еще в начале девяностых, когда стала распространяться широковещательная передача фильмов и прочего как бизнес. Этим занимались многие исследователи, но все же некоторые задачи до сих пор остаются открытыми. Конкретно в моей работе я изучаю связь кодов цифровых отпечатков пальцев с различными моделями каналов множественного доступа.
Прошлый год был для меня достаточно плодотворным: были публикации, в том числе в зарубежных журналах. А летом 2016 я ездила в Барселону на симпозиум по теории информации. Он был приурочен к столетию со дня рождения Клода Шеннона – это, наверное, последний универсальный гений, который открыл человечеству цифровую эру. Я докладывала совместную работу с исследователем из Испании и моим научным руководителем. На конференции было интересно и даже весело, и народу было действительно очень много. И хотя это был мой первый доклад на такой крупной международной конференции, я совсем не волновалась. Может быть, потому что тем утром перегрелась на пляже, но рассказала всё отлично.
Как вообще устроена работа с зарубежными коллегами, как вы выходите друг на друга? Обычно все просто: ты знаешь людей, которые занимаются примерно той же тематикой, что и ты, вы встречаетесь на конференциях, обсуждаете задачки. Что-то вместе придумываете, списываетесь, ну и в итоге складывается общение и работа.
Был ли у тебя опыт зарубежных стажировок?
Пока не ездила, но, наверное, хотела бы съездить. Сейчас получается общаться на конференциях, но большая стажировка это, конечно, другой опыт: новый университет, новый коллектив. Так что, попробовать было бы интересно.
Как примерно выглядит расписание аспиранта?
В самом институте не обязательно проводить много времени, но все же у аспирантов есть свой индивидуальный учебный план, нужно прослушать ряд курсов по специальности, плюс философию, педагогику и так далее. Все курсы там интенсивные: один курс длится примерно два месяца, занятия проходят три-четыре раза в неделю по три часа.
А в твоей повседневной жизни — вне учебы и работы — наука присутствует?
Я продолжаю ходить в Независимый университет, слушаю там интересные курсы, по вторникам хожу на семинар по теории кодирования в ИППИ, в Сколтехе тоже бывают интересные семинары, туда часто приезжают профессора из других топовых университетов мира. Также у нас есть так называемый “детский семинар”. У моего научрука несколько студентов и аспирантов из разных вузов, и вот мы собираемся и рассказываем, кто чем занимается или кто что нового узнал.
Чтобы ты хотела успеть за оставшиеся два года в аспирантуре и как видишь свой дальнейший профессиональный путь?
Для начала, нужно бы защититься! Я бы хотела остаться преподавать в Вышке или в Сколтехе. Может быть, съездить куда-нибудь на постдок, но совсем уезжать из России не хочу. Я люблю Москву, и мне тут хорошо.
Сейчас я веду семинары по курсу теории информации и комбинаторной теории поиска у студентов первого курса магистратуры. С четвертого модуля еще добавится третий курс ФКН. Студентам приходится иногда “разжевывать” материал, но мне нравится тот момент, когда ты понимаешь, что они всё поняли. Дистанция между нами, конечно, небольшая, я их старше всего два-три года, а кого-то может даже и младше. Иногда они путаются, как меня называть: на “Вы” или на “ты”, это забавно.
Как ты готовишься к занятиям?
Я узнаю, что им будут рассказывать на лекции, думаю, какие задачки можно под этот материал придумать, чем дополнить лекции, чтобы они стали понятнее.
Как ты считаешь, сегодняшняя ситуация, когда после университета по академической тропе идет все-таки меньшинство студентов - это нормально или в этом есть некая проблема?
Я считаю, что это абсолютно нормально. С одной стороны кажется, что режим жизни при работе в науке удобнее — когда хочу, тогда и работаю, утро свободное, день часто тоже. На самом деле, получается, что каждый день, включая выходные, ты что-нибудь да делаешь. Кому-то ближе стабильность, кто-то счастлив ходить на работу по расписанию, а свобода для него — это знать, что ему не придется обязательно идти на какой-то семинар и готовиться к нему день и ночь. Профессор Федоров, директор моего центра в Сколтехе рассказывал, что некоторые его аспиранты и студенты от него ушли, сказали, что не хотят такой жизни, когда надо постоянно включаться в работу.
Есть ли у тебя какие-то мысли о том, как развивать науку, нужно ли ее популяризировать?
Да, нужно. Многие люди глубоко убеждены в истинности некоторых фактов, несмотря на то что современная наука их опровергает. Это особенно видно на примере медицины. Людям часто сложно перестроиться, если они всю жизнь думали так, а не иначе, новые исследования народ, на мой взгляд, не очень-то и принимает, недостаточно ими интересуется и не всегда им верит. Но здесь, мне кажется, скорее проблема с тем, как люди воспринимают и анализируют новую информации. Многие же просто свято верят телевизору или первому сайту, который выдает Гугл, и нисколько не задумываются об истинности и достоверности этих источников. Так что, наверное, просто заваливать людей новой информацией, пусть даже и доказанной и сто раз проверенной, не имеет большого смысла, до тех пор пока люди не научатся правильно с ней обращаться.
Как бы ты изменила систему образования в вузе, чтобы талантливые студенты после магистратуры имели больше возможностей развиваться в академической сфере?
Многие думают, что сейчас в науке нет денег. И это отчасти правда. При этом люди понимают, что если пойдут, например, в маркетинг или консалтинг, то быстрее дойдут до желаемой зарплаты. И действительно, чтобы получать такие деньги в академической среде нужно ого-го как крутиться. Поэтому некоторые предпочитают путь попроще. Но, мне кажется, что того, кто верен науке, ничто не остановит.
Я не думаю, что кто-то должен сидеть и объяснять, что наука — это "тоже вариант". Просто должно быть больше успешных примеров из жизни. Сейчас, например, есть компании, которые, помимо производства и продажи, занимаются также исследованиями в соответствующих сферах. Например, Huawei или Samsung: они же не только производят телефоны, у них есть ресерч. Вот это хороший пример. В таких компаниях можно одной ногой оставаться в академической среде, а другой - быть в индустрии. Возможно, выступления сотрудников таких компаний, или прохождение у них практики, помогут, в некоторой степени, удержать талантливых молодых людей в науке.