• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 125319, г. Москва, 
Кочновский проезд, д. 3 (станция метро "Аэропорт").

Телефон: +7 (495) 772-95-90 *12332

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство

Декан Аржанцев Иван Владимирович

Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна

Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович

Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич

Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна

Мероприятия
17 июня – 22 июня
Ранняя регистрация: до 15 апреля Закрытие регистрации: 15 мая 
1 июля – 10 июля
Прием заявок — до 21 апреля 
26 августа – 6 сентября
Регистрация – до 12 мая 
26 августа – 30 августа
Registration and Poster Submission deadline — May 1, 2019 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
110/80/15
110 бюджетных мест
80 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета "Прикладной анализ данных"

4 года
Очная форма обучения
70/12
70 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
80/70/15
80 бюджетных мест
70 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
55/15/6
55 бюджетных мест
15 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/8
25 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
20/5/4
20 бюджетных мест
5 платных мест
4 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
35/3
35 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
On the prediction loss of the lasso in the partially labeled setting

Bellec P., Dalalyan A., Grappin E. et al.

Electronic journal of statistics. 2018. Vol. 12. No. 2. P. 3443-3472.

Статья
On the Structure of Ammann A2 Tilings
В печати

Durand B., Shen A., Vereshchagin N.

Discrete and Computational Geometry. 2019. P. 1-30.

Статья
Ontology–based access to temporal data with ontop: a framework proposal

Zakharyaschev M. et al.

International Journal of Applied Mathematics and Computer Science. 2019. Vol. 29. No. 1. P. 17-30.

Выпускники рассказывают: Денис Соколов

Выпускник бакалаврской программы "Прикладная математика и информатика" Денис Соколов сейчас оканчивает магистратуру в Барселонской школе экономики, а совсем недавно его приняли на PhD в Бостонский колледж. В интервью Денис рассказывает, как поменял направление учебы после бакалавриата, по какому принципу выбирал программу PhD, почему для науки очень важны личные связи и какие существуют лайфхаки для тех, кто хочет поступить в американский университет.

Выпускники рассказывают: Денис Соколов

От пятимерных кубов к экономике в Барселоне

Я окончил Пятьдесят седьмую школу в 2011 году и сначала поступил на математический факультет, как и половина моих одноклассников, так как мы учились в профильном матклассе. Я написал олимпиаду, прошёл туда и подумал, что если меня берут без экзаменов, то значит я смогу здесь учиться. Но когда на втором месяце обучения мы начали проходить пятимерные кубы, я понял, что для меня это слишком абстрактно. Поэтому я взял перерыв на полгода и перепоступил на прикладную математику и информатику, которую окончил в 2016 году. А сейчас я на втором году обучения в магистратуре в Барселонской школе экономики (BGSE).

Почему не IT? На третьем курсе у нас был предмет макроэкономика, которую вел Дмитрий Александрович Веселов. Он вдохновил меня пойти писать курсовую именно к нему, а на четвертом я писал у него же ВКР. На экономику в магистратуру я решил поступать, потому что программирование – это, конечно, классно, но я все-таки ощущаю себя увереннее в чем-то более теоретическом, при этом не таком теоретическом, как чистая математика. Мне нужен был какой-то trade-off, и экономика больше всего пришлась мне по душе.



Вышка VS Барселона: отношение к оценкам, списыванию и математике

Мне очень помогает то, что в Вышке была математическая культура. В моем нынешнем университете (в Барселоне) на уровне бакалавриата ее нет. При этом на моей программе все профессора очень сильные ученые. Например, основатель нашей программы — Андреу Мас-Колей — автор самого популярного учебника-справочника по микроэкономике, который стоит на полке у каждого экономиста в мире. Мы подружились с русской девушкой, которая преподает теорию игр на бакалавриате. На наши пары она ходит, чтобы подтянуть квалификацию. И рассказывает нам очень забавные истории. Например, несколько раз, во время проведения экзамена, и к ней, и к нам подходили местные студенты, показывали дробь "одиннадцать вторых" и спрашивали сколько это. Мне очень помог курс системного анализа с Александром Соломоновичем Беленьким. Он меня курировал при подаче и в Испанию, и сейчас, в Америку. И каждый раз, когда я приезжаю сюда, я встречаюсь с ним и с Дмитрием Александровичем. Они интересуются моими планами и успехами, а я узнаю последние новости о своей любимой Вышке из первых уст.

Я привык к тому, что в Вышке очень хорошая организация. В Барселоне тоже отзывчивая администрация, но далеко не такая эффективная и четкая, как на ПМИ. При этом в BGSE существует какая-то невероятная тяга к равенству с точки зрения информации. Из-за этого они скрывают данные студентов. Например, когда проходит сессия, оценки не присылают электронными письмами, а выдают в запечатанном конверте, за которым ты должен сам прийти. И в этом конверте есть только распределение оценок по каждому предмету. Рейтинга у тебя нет, и ты не знаешь, кто какую оценку получил. Очень сложно оценивать себя относительно других.
На первом году учебы в магистратуре больший уклон был в домашние задания, которые ты должен сам делать или обсуждать с однокурсниками. На всех собраниях на это обращали внимание. Говорили, что одна из целей программы — объединить студентов, поэтому дают так много заданий. Очевидно, что если от всех закрываться и пытаться делать всё самостоятельно, то, скорее всего, ничего не выйдет, только если ты не Эйнштейн. Поэтому надо общаться, и это только поощряется.
Для людей, поступающих за границу, есть еще один полезный факт: у них очень щепетильное отношение к списыванию. Я читал, что в Америке, например, в Гарварде, есть студенческий кодекс, согласно которому профессор может вообще не находиться в классе во время экзамена. Если студент видит хоть кого-то, кто списывает, он моментально сам доносит. Такое поведение вуза и студентов является равновесием по Нэшу. К тому же, увеличивается свободное время профессоров, уменьшаются расходы на людей, которые должны следить за студентами. И никто не списывает, потому что вероятность, что заметят, очень большая.


В Европе, особенно западной, очень похожее к этому отношение. Была весенняя сессия, первый экзамен по макроэкономике. Профессор витает в облаках, организация экзамена была не очень хорошо построена: например, люди могли выходить в туалет втроем-вчетвером, и очевидно, что они там обсуждали задачи. Через два дня наступает следующий сложный экзамен, по эконометрике. Народ волнуется. За пять минут до экзамена пришел руководитель программы и говорит, что поступила информация: студенты списывают. На третий экзамен нас стали рассаживать, позвали еще одного ассистента, чтобы он за нами следил. Все сдали, идем отмечать конец сессии в бар, и друг у друга спрашиваем, откуда появилась информация про списывание, а никто ничего не знает. Мы решили, что профессор что-то заметил, не сказал нам, а потом сообщил администрации. В итоге выяснилось, что восемь испанцев собрались перед вторым экзаменом, обсудили, что видели, как кто-то списывает, и написали письмо в администрацию по этому поводу. Никого не "сдали", но и себя обезопасили таким образом. Мышление, видимо, у них другое, потому что один из испанцев уже после того, как это все вскрылось, пошел и признался, что списал.

Как найти PhD мечты?

Пока что меня взяли с полной стипендией на программы Economics PhD в Boston College и Johns Hopkins University*. Сейчас еще поставили в очередь в Northwestern University. Больше всего хочу в Бостон, там целый кластер университетов. Можно ездить в Гарвард, в MIT на семинары. Это выглядит и звучит фантастически.
*к моменту публикации Денис сообщил, что сделал выбор в пользу Boston College

Я давно хотел пойти на экономику в Америке, потому что все конференции там, все самые большие специалисты там. Там вся "движуха", тем более по экономике. Если посмотреть последних нобелевских лауреатов, то они все оттуда. И зарплаты там больше. В США я сам еще не был, но люди, которые ездили, говорят, что ты как будто оказываешься в фильме. Я думаю, будет интересно приехать туда первый раз не в качестве туриста, а сразу студентом. Но сразу после прикладной математики и информатики идти на экономику было бы сложновато. Поэтому я решил сделать такую передислокацию и поступал в магистратуру в Испании.

Программу PhD я выбирал, во-первых, по профессорам, потому что мне интересна теория игр. Смотрел по сайтам экономические департаменты, где этим занимаются. Во-вторых, по локации. В Йель, например, не подавал, так как он находится посреди Ничего. Одну мою знакомую взяли в Duke Uni (Университет Дьюка — частный исследовательский университет, расположенный в городе Дарем, Северная Каролина, США). Она не знает, ехать ли туда или нет, ведь Дьюк находится в маленьком городе. Вуз хороший, он в рейтинге шестнадцатый примерно, но жить там пять лет скучно. Если смотреть по спискам, то я взял из US News первые пятьдесят, сделал сдвиг по плотности в начало и таким образом выбрал восемнадцать. Надеялся в основном на Бостон, потому что все мои профессора сказали, что они влюблены в этот город. Cамой нижней границей я взял Джорджтаун и Питтсбург. Когда мне начали отказывать, в том числе из Джорджтауна, я расстроился. Но, видимо, у них есть свои соображения: я написал, что мне интересна теория игр, а департамент изучает другое. Они видят, что такой студент поступает еще и в другие места, где этой темой занимаются, и его скорее всего возьмут, так зачем брать студента, который потенциально откажется? Но что точно было с моим заявлением не знаю, это "черный ящик".

Лайфхаки при поступлении

Если говорить формально, то для поступления на PhD в Америку нужно составить резюме, сдать IELTS или TOEFL, а также grades.Нужно заранее составить список университетов, куда ты хочешь поступать, чтобы уменьшить риски. Например, я сейчас подавал в восемнадцать мест, приняли меня в два, и в одном я нахожусь в листе ожидания. Тебе никто не говорит, почему тебя не взяли. Просто пишут: извини, очень классное резюме, но было очень много и других классных резюме, и ты не попал. Еще по поводу самого поступления: лучше найти носителя языка и дать ему прочитать твои мотивационные письма и другие документы на иностранном языке.

Большое преимущество дает teaching assistantship, например, как у меня было с Веселовым. На PhD, если видят, что ты уже успешно выполнял подобную работу, то доверия к тебе больше. А если профессор, у которого ты был "на подхвате", написал хорошее письмо, то это еще больше повышает твои шансы.
Вот еще классный совет: есть сайт thegradcafe.com. На нем студенты выкладывают всю информацию, когда и куда их взяли или поставили в лист ожидания, каким образом их оповестили: письмом или они просто зашли на сайт проверить. Например, из Boston College приходят бумажные письма.
Важно, что если у тебя есть цель поступить в будущем, допустим, в Штаты, а в России ты получил образование по другому профилю, то, конечно, стоит поехать сначала в другой зарубежный вуз. Практически все профессора в европейских вузах оканчивали американские университеты, они знают, как там все устроено, и их там знают. Это играет огромную роль при поступлении, когда человек читает письмо от такого профессора, видит знакомое имя и понимает, что его статью он читал, а его друг преподавал у него. Это сильно влияет на отношение. Например, у Дмитрия Веселова есть ученик Александр Яркин, который сейчас учится в Брауне. Он туда поступил после многолетней работы с Дмитрием Александровичем, они уже давно пишут статью. Александр ездил в Браун к одному профессору, по-моему, на летнюю школу и рассказывал ему про свою работу с научником. Профессора это заинтересовало, и это вполне могло сыграть положительную роль при поступлении. Полезные знакомства всегда будут хорошей подушкой безопасности.

Научные интересы

Мне сейчас больше интересна микроэкономика, в частности кооперативная теория игр. Я уже дописал магистерскую и объясняю ее папе, чтобы понять, где ее отшлифовать. Кооперативная теория игр изучает взаимоотношения игроков в коалициях и их выигрыш в коалициях. Есть расширения, которые учитывают экстерналии, то есть от того, как в коалиции собрались остальные игроки, меняется выигрыш отдельной коалиции. Например, когда в одной коалиции два человека, а третий и четвертый отдельно, то два человека получают десять. А если два человека вместе, но и третий и четвертый вместе, то они становятся вместе сильнее, и первые получают уже не десять, а пять.



Уютный мир науки

Пока я хочу остаться в академии. Если люди хотят поступать за границу, то пусть они не удивляются, что средний возраст их однокурсников – тридцать лет. Сначала сходят в одну магистратуру, потом поработают, потом опять в магистратуру – у многих именно такой жизненный путь. В тридцать я начну работать, что, конечно, поздно по нашим меркам, а для них это нормально. У нас есть однокурсник из Венгрии, ему сорок три года. Он уже поучился в Японии, много где поработал и понял, что людей с PhD охотнее берут на более высокие должности и увольняют реже.
Еще есть такой вариант: когда начинается job market на шестом году обучения, то резюме можно разослать и в какие-нибудь компании. Зависит от того, какие будут предложения, но все же больше мне бы хотелось остаться в науке. Преподавать мне нравится, особенно, если посмотреть на проблемы бизнесменов: хочется остаться в более уютном мире. Люди приятнее, и амбиции у них направлены немного в другую сторону.

Уметь правильно отвлекаться

Что бы я пожелал студентам ФКН? Первое – важно не бояться менять научного руководителя. На втором курсе у меня был другой научный руководитель и получилось так, что работа не пошла. Я решился сменить научника. Если бы я этого не сделал, то не узнал бы ближе Дмитрия Веселова, не заинтересовался экономикой, не поступил бы в магистратуру в Барселоне и не стал бы тем, кто я сейчас есть. Второе – надо уметь отвлекаться. Есть вещи, на которые ты не можешь повлиять. Например, я подался в магистратуру и нужно было ждать месяц. Это был самый отвратительный месяц в моей жизни, и я отвлекался на все, что только мог. Нужно отвлекаться на правильные вещи: поделать свой ресерч или сходить в спортзал. И в тонус придешь, и время быстрее пролетит.

Через два дня наступает следующий сложный экзамен, по эконометрика. Народ волнуется.