Выпускники рассказывают: Денис Соколов
От пятимерных кубов к экономике в Барселоне
Я окончил Пятьдесят седьмую школу в 2011 году и сначала поступил на математический факультет, как и половина моих одноклассников, так как мы учились в профильном матклассе. Я написал олимпиаду, прошёл туда и подумал, что если меня берут без экзаменов, то значит я смогу здесь учиться. Но когда на втором месяце обучения мы начали проходить пятимерные кубы, я понял, что для меня это слишком абстрактно. Поэтому я взял перерыв на полгода и перепоступил на прикладную математику и информатику, которую окончил в 2016 году. А сейчас я на втором году обучения в магистратуре в Барселонской школе экономики (BGSE).
Почему не IT? На третьем курсе у нас был предмет макроэкономика, которую вел Дмитрий Александрович Веселов. Он вдохновил меня пойти писать курсовую именно к нему, а на четвертом я писал у него же ВКР. На экономику в магистратуру я решил поступать, потому что программирование – это, конечно, классно, но я все-таки ощущаю себя увереннее в чем-то более теоретическом, при этом не таком теоретическом, как чистая математика. Мне нужен был какой-то trade-off, и экономика больше всего пришлась мне по душе.
Вышка VS Барселона: отношение к оценкам, списыванию и математике
Мне очень помогает то, что в Вышке была математическая культура. В моем нынешнем университете (в Барселоне) на уровне бакалавриата ее нет. При этом на моей программе все профессора очень сильные ученые. Например, основатель нашей программы — Андреу Мас-Колей — автор самого популярного учебника-справочника по микроэкономике, который стоит на полке у каждого экономиста в мире. Мы подружились с русской девушкой, которая преподает теорию игр на бакалавриате. На наши пары она ходит, чтобы подтянуть квалификацию. И рассказывает нам очень забавные истории. Например, несколько раз, во время проведения экзамена, и к ней, и к нам подходили местные студенты, показывали дробь "одиннадцать вторых" и спрашивали сколько это. Мне очень помог курс системного анализа с Александром Соломоновичем Беленьким. Он меня курировал при подаче и в Испанию, и сейчас, в Америку. И каждый раз, когда я приезжаю сюда, я встречаюсь с ним и с Дмитрием Александровичем. Они интересуются моими планами и успехами, а я узнаю последние новости о своей любимой Вышке из первых уст.
Я привык к тому, что в Вышке очень хорошая организация. В Барселоне тоже отзывчивая администрация, но далеко не такая эффективная и четкая, как на ПМИ. При этом в BGSE существует какая-то невероятная тяга к равенству с точки зрения информации. Из-за этого они скрывают данные студентов. Например, когда проходит сессия, оценки не присылают электронными письмами, а выдают в запечатанном конверте, за которым ты должен сам прийти. И в этом конверте есть только распределение оценок по каждому предмету. Рейтинга у тебя нет, и ты не знаешь, кто какую оценку получил. Очень сложно оценивать себя относительно других.
На первом году учебы в магистратуре больший уклон был в домашние задания, которые ты должен сам делать или обсуждать с однокурсниками. На всех собраниях на это обращали внимание. Говорили, что одна из целей программы — объединить студентов, поэтому дают так много заданий. Очевидно, что если от всех закрываться и пытаться делать всё самостоятельно, то, скорее всего, ничего не выйдет, только если ты не Эйнштейн. Поэтому надо общаться, и это только поощряется.
Для людей, поступающих за границу, есть еще один полезный факт: у них очень щепетильное отношение к списыванию. Я читал, что в Америке, например, в Гарварде, есть студенческий кодекс, согласно которому профессор может вообще не находиться в классе во время экзамена. Если студент видит хоть кого-то, кто списывает, он моментально сам доносит. Такое поведение вуза и студентов является равновесием по Нэшу. К тому же, увеличивается свободное время профессоров, уменьшаются расходы на людей, которые должны следить за студентами. И никто не списывает, потому что вероятность, что заметят, очень большая.
В Европе, особенно западной, очень похожее к этому отношение. Была весенняя сессия, первый экзамен по макроэкономике. Профессор витает в облаках, организация экзамена была не очень хорошо построена: например, люди могли выходить в туалет втроем-вчетвером, и очевидно, что они там обсуждали задачи. Через два дня наступает следующий сложный экзамен, по эконометрике. Народ волнуется. За пять минут до экзамена пришел руководитель программы и говорит, что поступила информация: студенты списывают. На третий экзамен нас стали рассаживать, позвали еще одного ассистента, чтобы он за нами следил. Все сдали, идем отмечать конец сессии в бар, и друг у друга спрашиваем, откуда появилась информация про списывание, а никто ничего не знает. Мы решили, что профессор что-то заметил, не сказал нам, а потом сообщил администрации. В итоге выяснилось, что восемь испанцев собрались перед вторым экзаменом, обсудили, что видели, как кто-то списывает, и написали письмо в администрацию по этому поводу. Никого не "сдали", но и себя обезопасили таким образом. Мышление, видимо, у них другое, потому что один из испанцев уже после того, как это все вскрылось, пошел и признался, что списал.
Как найти PhD мечты?
Пока что меня взяли с полной стипендией на программы Economics PhD в Boston College и Johns Hopkins University*. Сейчас еще поставили в очередь в Northwestern University. Больше всего хочу в Бостон, там целый кластер университетов. Можно ездить в Гарвард, в MIT на семинары. Это выглядит и звучит фантастически.
*к моменту публикации Денис сообщил, что сделал выбор в пользу Boston College
Я давно хотел пойти на экономику в Америке, потому что все конференции там, все самые большие специалисты там. Там вся "движуха", тем более по экономике. Если посмотреть последних нобелевских лауреатов, то они все оттуда. И зарплаты там больше. В США я сам еще не был, но люди, которые ездили, говорят, что ты как будто оказываешься в фильме. Я думаю, будет интересно приехать туда первый раз не в качестве туриста, а сразу студентом. Но сразу после прикладной математики и информатики идти на экономику было бы сложновато. Поэтому я решил сделать такую передислокацию и поступал в магистратуру в Испании.
Программу PhD я выбирал, во-первых, по профессорам, потому что мне интересна теория игр. Смотрел по сайтам экономические департаменты, где этим занимаются. Во-вторых, по локации. В Йель, например, не подавал, так как он находится посреди Ничего. Одну мою знакомую взяли в Duke Uni (Университет Дьюка — частный исследовательский университет, расположенный в городе Дарем, Северная Каролина, США). Она не знает, ехать ли туда или нет, ведь Дьюк находится в маленьком городе. Вуз хороший, он в рейтинге шестнадцатый примерно, но жить там пять лет скучно. Если смотреть по спискам, то я взял из US News первые пятьдесят, сделал сдвиг по плотности в начало и таким образом выбрал восемнадцать. Надеялся в основном на Бостон, потому что все мои профессора сказали, что они влюблены в этот город. Cамой нижней границей я взял Джорджтаун и Питтсбург. Когда мне начали отказывать, в том числе из Джорджтауна, я расстроился. Но, видимо, у них есть свои соображения: я написал, что мне интересна теория игр, а департамент изучает другое. Они видят, что такой студент поступает еще и в другие места, где этой темой занимаются, и его скорее всего возьмут, так зачем брать студента, который потенциально откажется? Но что точно было с моим заявлением не знаю, это "черный ящик".
Лайфхаки при поступлении
Если говорить формально, то для поступления на PhD в Америку нужно составить резюме, сдать IELTS или TOEFL, а также grades.Нужно заранее составить список университетов, куда ты хочешь поступать, чтобы уменьшить риски. Например, я сейчас подавал в восемнадцать мест, приняли меня в два, и в одном я нахожусь в листе ожидания. Тебе никто не говорит, почему тебя не взяли. Просто пишут: извини, очень классное резюме, но было очень много и других классных резюме, и ты не попал. Еще по поводу самого поступления: лучше найти носителя языка и дать ему прочитать твои мотивационные письма и другие документы на иностранном языке.
Большое преимущество дает teaching assistantship, например, как у меня было с Веселовым. На PhD, если видят, что ты уже успешно выполнял подобную работу, то доверия к тебе больше. А если профессор, у которого ты был "на подхвате", написал хорошее письмо, то это еще больше повышает твои шансы.
Вот еще классный совет: есть сайт thegradcafe.com. На нем студенты выкладывают всю информацию, когда и куда их взяли или поставили в лист ожидания, каким образом их оповестили: письмом или они просто зашли на сайт проверить. Например, из Boston College приходят бумажные письма.
Важно, что если у тебя есть цель поступить в будущем, допустим, в Штаты, а в России ты получил образование по другому профилю, то, конечно, стоит поехать сначала в другой зарубежный вуз. Практически все профессора в европейских вузах оканчивали американские университеты, они знают, как там все устроено, и их там знают. Это играет огромную роль при поступлении, когда человек читает письмо от такого профессора, видит знакомое имя и понимает, что его статью он читал, а его друг преподавал у него. Это сильно влияет на отношение. Например, у Дмитрия Веселова есть ученик Александр Яркин, который сейчас учится в Брауне. Он туда поступил после многолетней работы с Дмитрием Александровичем, они уже давно пишут статью. Александр ездил в Браун к одному профессору, по-моему, на летнюю школу и рассказывал ему про свою работу с научником. Профессора это заинтересовало, и это вполне могло сыграть положительную роль при поступлении. Полезные знакомства всегда будут хорошей подушкой безопасности.
Научные интересы
Мне сейчас больше интересна микроэкономика, в частности кооперативная теория игр. Я уже дописал магистерскую и объясняю ее папе, чтобы понять, где ее отшлифовать. Кооперативная теория игр изучает взаимоотношения игроков в коалициях и их выигрыш в коалициях. Есть расширения, которые учитывают экстерналии, то есть от того, как в коалиции собрались остальные игроки, меняется выигрыш отдельной коалиции. Например, когда в одной коалиции два человека, а третий и четвертый отдельно, то два человека получают десять. А если два человека вместе, но и третий и четвертый вместе, то они становятся вместе сильнее, и первые получают уже не десять, а пять.
Уютный мир науки
Пока я хочу остаться в академии. Если люди хотят поступать за границу, то пусть они не удивляются, что средний возраст их однокурсников – тридцать лет. Сначала сходят в одну магистратуру, потом поработают, потом опять в магистратуру – у многих именно такой жизненный путь. В тридцать я начну работать, что, конечно, поздно по нашим меркам, а для них это нормально. У нас есть однокурсник из Венгрии, ему сорок три года. Он уже поучился в Японии, много где поработал и понял, что людей с PhD охотнее берут на более высокие должности и увольняют реже.
Еще есть такой вариант: когда начинается job market на шестом году обучения, то резюме можно разослать и в какие-нибудь компании. Зависит от того, какие будут предложения, но все же больше мне бы хотелось остаться в науке. Преподавать мне нравится, особенно, если посмотреть на проблемы бизнесменов: хочется остаться в более уютном мире. Люди приятнее, и амбиции у них направлены немного в другую сторону.
Уметь правильно отвлекаться
Что бы я пожелал студентам ФКН? Первое – важно не бояться менять научного руководителя. На втором курсе у меня был другой научный руководитель и получилось так, что работа не пошла. Я решился сменить научника. Если бы я этого не сделал, то не узнал бы ближе Дмитрия Веселова, не заинтересовался экономикой, не поступил бы в магистратуру в Барселоне и не стал бы тем, кто я сейчас есть. Второе – надо уметь отвлекаться. Есть вещи, на которые ты не можешь повлиять. Например, я подался в магистратуру и нужно было ждать месяц. Это был самый отвратительный месяц в моей жизни, и я отвлекался на все, что только мог. Нужно отвлекаться на правильные вещи: поделать свой ресерч или сходить в спортзал. И в тонус придешь, и время быстрее пролетит.
Через два дня наступает следующий сложный экзамен, по эконометрика. Народ волнуется.