• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники рассказывают: Мария Горденко

Выпускники рассказывают: Мария Горденко

Маша Горденко в 2017 выпустилась из бакалавриата "Программной инженерии", сейчас учится в магистратуре «Системная и программная инженерия» и уже преподает три курса на ФКН. Она рассказала о том, как пришла в Вышку, почти ничего не зная о своей программе, где успела побывать за годы учебы, что такое задача китайского почтальона и с какими проблемами регулярно сталкивается разработчик.


Как ты поступила в Вышку и почему выбрала именно “Программную инженерию”?

У меня было много побед в разных олимпиадах, так что я могла поступить без экзаменов на несколько программ: социология, философия, программная инженерия, информатика и вычислительная техника, инфокоммуникационные технологии и системы связи. Также, «Математическое многоборье» давало мне 100 баллов по математике при поступлении на матфак. Были даже две олимпиады по физике, в частности “Шаг в будущее” Бауманки, но с физикой я решила не связывать свою жить. Изначально я хотела поступить на ГМУ в Вышку и у меня были очень хорошо сданы ЕГЭ, так что я могла туда попасть. Но решила не рисковать и подать документы только туда, куда проходила без экзаменов. Среди программ, которые я могла выбрать, “Программная инженерия” показалась мне наиболее близкой. Тогда я представляла это как нечто среднее между технарской и гуманитарной профессией, хотя точного понимания, что это за специальность, у меня не было. Но, как оказалось позже, быть программным инженером это действительно уметь не только программировать, но и общаться с заказчиком, уговаривать его, правильно получать от него требования. 
До поступления я даже не смотрела нашу программу, но сегодняшним абитуриентам не советую повторять эту ошибку! Лучше заранее почитать на сайте Вышки о программе, посмотреть список дисциплин, понять, насколько они будут важны для вас в будущем. Я этого не сделала и окунулась в процесс уже в сентябре. Первые недели, честно говоря, были для меня шоком, но потом мне стало нравиться и я поняла, что не зря поступила именно сюда.

Какие курсы за время учебы в бакалавриате показались тебе самыми полезными и близкими к реальным задачам?

На 4 курсе у нас был курс “Командный проект по программной инженерии” с Натальей Сергеевной Беловой. Мы объединялись в команды по 2-5 человек и писали проекты для реальных заказчиков. Моя команда делала проект для частной школы из Волгограда, мы создавали приложение под Android и iOS, которое позволило психологам из этой школы отказаться от бумажных тестирований в пользу мобильного. Это был очень практичный курс, буквально с первого дня мы уже начали работать с клиентом. Кстати, недавно, я узнала, что нашим приложением пользуются и очень довольны. Был еще один курс — Бориса Климова — по разработке тестированийй и методологии scrum. Нам давали типичные рабочие ситуации, рассказывали, какие существуют приемы, а потом в мини-группах мы их отыгрывали. 

Какие это были ситуации, в чем обычно проблема при общении с заказчиком?

Зачастую у заказчика есть идея, ему кажется, что она гениальна, но он даже не может рассказать, чего же именно он хочет. И только на стадии создания прототипа нам становится понятно, что от нас требуется. Основная и главная проблема — выяснить требования клиента, причем так, чтобы в процессе они не поменялись. Чем позднее требования меняются, тем больше будет проблем, как в финансовом плане, ведь исправлять ошибки в программе всегда очень дорого, так и с точки зрения ресурсов, времени.

Ты и сейчас продолжаешь работать в качестве разработчика?

Сейчас, помимо того, что я учусь и преподаю в Вышке, я работаю аналитиком. Это не совсем по специальности, но при этом мне очень помогают навыки, которые я получила именно в разработке: это и умение грамотно излагать свои предложения, и общение с клиентами, и умение хорошо преподнести продукт.

Еще в бакалавриате ты зарегистрировала несколько своих программ и становилась победителем различных конкурсов научных работ. Расскажи подробнее, чем ты занимаешься как исследователь?

Если говорить об области моих научных интересов, то это задача китайского почтальона и смежная ей задача коммивояжера. Объяснить, в чем заключается задача китайского почтальона очень просто, гораздо проще, чем решить ее! Представьте себе обычный город, в котором есть дороги и улицы, причем дороги могут быть односторонними, двусторонними, широкополосными и так далее, и каждая дорога связана с перекрестком. Так вот, задача заключается в том, чтобы в целом городе или в отдельном его районе обойти абсолютно все дороги как минимум один раз и при этом пройти как можно меньшее расстояние. Для чего? В этом случае мы, во-первых, потратим меньше времени, а во-вторых — сэкономим ресурсы (человеческие, материальные). Это может оказаться очень полезно в таких повседневных ситуациях, как уборка мусора, работа снегоочистительных машин и т.д. Например, в одном из городов решение задачи китайского почтальона было применено к организации уборки улиц, и было выявлено, что затраты коммунальных служб удалось снизить на 60 процентов! Также существует задача коммивояжера, которой я занимаюсь сейчас. Решив задачу коммивояжера, можно будет решить и задачу китайского почтальона. В случае коммивояжера мы ходим уже не по дорогам, а по городам или перекресткам, и его задача — пройти все города ровно один раз. Это задача очень актуальна, к примеру, для сервисов доставки: у каждого курьера есть маршрутный лист со списком товаров, и если сделать этот маршрут максимально коротким, то можно будет развозить больше товаров с наименьшей затратой времени, бензина и человеческих ресурсов.


Российско-китайская конференция

Эти задачи не имеют точного полиномиального решения до сих пор. Для них существует алгоритм, который перебором может решить задачу, но даже на 100 точках он будет работать очень и очень долго, вплоть до нескольких месяцев.. В Университете Ватерлоо за решение задачи коммивояжера обещают миллион долларов. Конкретно я исследую приближенные алгоритмы, которые выдают решения близкие к оптимальным результатам, с отклонением порядка 3-50% не больше.


Какой ты преподаватель: скорее лояльный или строгий? Что можешь сказать о своих студентах?

Мне кажется, я преподаватель совсем нелояльный и строгий. Если ко мне подходит человек и говорит, что ничего не понял, хотя до этого не ходил на пары без уважительной причины, я считаю, что это его проблема. Сама я не прогуливала. Если же я вижу, что человек ходит на пары, выполняет задания, проявляет заинтересованность, предупреждает заранее об отсутствии, и не прогуливает без причины, то конечно же я постараюсь помочь при трудностях, которые возникли при освоении предмета. Конечно, сначала было довольно сложно держать дистанцию с людьми, с которыми у нас год разницы и уже успели сложиться дружеские отношения. Но мы смогли установить некоторые рамки, разделить учебу и то, что за стенами университета. Студенты, у которых я веду семинары, мне кажется, такие же, как и мы, не менее способные. У нас был хороший курс, мы до сих поддерживаем общение, а несколько человек продолжили учиться со мной в магистратуре, многие ушли в индустрию.
Со школьниками, которым я тоже преподавала на курсах подготовки к ЕГЭ, ситуация несколько иная, я заметила, что им сложно даются задачи, в которых условия хоть немного отличаются от тех, которые они уже видели. Стоит поменять “5x” на “10у” и уже возникают проблемы. Я не знаю, с чем это связано, но могу сказать, что умение мыслить вне шаблонов, выходить за рамки, искать решение не по заданному алгоритму, очень важно, если вы хотите заниматься программной инженерией.

Если посмотреть новости на сайте факультета, то часто можно встретить твое имя в связи с разными поездками на конференции, школы. Какие из этих поездок тебе самой запомнились больше других?

Я посчитала, что от Вышки я за время учебы я успела съездить на разные мероприятия в семь городов! Это Гданьск, Сопот (Польша),Санкт-Петербург, Великий Новгород, Адлер, Анапа, Казань. Одна из самых запоминающихся — это, пожалуй, недавняя поездка в “Сириус”, там невероятная атмосфера. Мы с Екатериной Бересневой выступили в качестве преподавателей и подготовили курс лекций-викторин о языке деловой отчетности XBRL, ребятам очень понравился наш подход и для нас это был очень полезный опыт. 
Еще одной очень важной для моей научной работы стала поездка в Польшу. Туда мы ездили на два мероприятия: Летняя школа по теории графов в Гданьском Политехническом институте и воркшоп по теории графов в Сопоте. В Польше я смогла получить очень важные для меня комментарии к своей работе, в России это сложнее, потому что не так много людей занимаются задачей китайского почтальона. 
Вообще путешествия — это одно из моих главных увлечений в жизни, хотя за последние несколько лет у меня было две достаточно неудачных истории, связанных с поездками в другие страны: прошлым августом я находилась прямо в том месте, где произошел теракт в Барселоне, а после этого оказалась среди туристов, которые не могли улететь из Германии, потому что разорилась авиакомпания.



Какие еще у тебя есть хобби?

Я обожаю рисовать, заниматься рукоделием: вязанием, вышивкой, у меня дома есть швейная машинка. Мне кажется, нельзя все время заниматься только умственным трудом, важно что-то делать руками, мастерить. К тому же, это очень хорошо влияет на творческое мышление, воображение. Между шитьем и программной инженерией есть что-то общее: ты сначала придумываешь, как будет выглядеть твой проект в целом, потом делаешь наброски его очертания и переходишь к созданию. 

Чтобы ты пожелала студентам, которые только начинают учиться на ФКН?

Невозможно выучить всё, нельзя научиться чему-то только по учебникам или роликам на Ютьюбе. Нужен хороший наставник, который поведет вас нужной дорогой. Действительно важно найти человека, который поможет советом всегда подскажет, что почитать, что сделать в той или иной ситуации. А самое главное пожелание я уже озвучила на нашем выпускном, цитируя одну детскую песенку:

 “... только помни, только помни: самое главное в жизни — быть человеком!”