• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: +7 (495) 531-00-00 *27254

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович
Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич
Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
117/80/30
117 бюджетных мест
80 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета "Прикладной анализ данных"

4 года
Очная форма обучения
80/12
80 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
110/70/30
110 бюджетных мест
70 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр по наукам о данных

2 года
Заочная
100
100 платных мест
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
60/15/20
60 бюджетных мест
15 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/15
25 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
35/1
35 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Статья
The dynamics of canalizing Boolean networks

Paul E., Pogudin G., Qin W. et al.

Complexity. 2020. Vol. 2020. P. 1-14.

Статья
Reconstruction of the coupling between solar proxies: When approaches based on Kuramoto and Van der Pol models agree with each other

Savostianov A., Shapoval S., Shnirman M.

Communications in Nonlinear Science and Numerical Simulation. 2020. Vol. 83. P. 105149.

Статья
Prime Geodesic Theorem in the Three-dimensional Hyperbolic Space

Balkanova O., Chatzakos D., Cherubini G. et al.

Transactions of the American Mathematical Society. 2019. Vol. 372. No. 8. P. 5355-5374.

Статья
Magnetohydrodynamic Modeling of the Solar Wind Key Parameters and Current Sheets in the Heliosphere: Radial and Solar Cycle Evolution

E. V. Maiewski, Kislov R. A., Khabarova O. V. et al.

Astrophysical Journal. 2020. Vol. 892. No. 1. P. 1-17.

Статья
Multidimensional frontier visualization based on optimization methods using parallel computations

Afanasiev A., Krivonozhko V., Lychev A. et al.

Journal of Global Optimization. 2020. Vol. 76. P. 563-574.

Что почитать на самоизоляции?

Самоизоляции — отличное время для того, чтоб начать хобби, приобрести новые навыки или просто прочитать интересную книгу. С последним мы можем помочь. Сотрудники факультета рассказали о книгах, которые они рекомендуют всем на ФКН.

Что почитать на самоизоляции?

Алексей Мицюк
Алексей Мицюк, Старший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем (ПОИС)

 

Для будущих программных инженеров я бы посоветовал две книги. Первая из них – это "Code Complete" Стивена МакКоннела (на русский обычно переводят "Совершенный код"). Эту книгу я прочёл не сразу, а в несколько "подходов". Более того, периодически к ней возвращаюсь. Пожалуй, первое прочтение было где-то в 2006-2009 годах, во время обучения в университете. 

Эта книга содержит описание огромного количества полезных и важных практик разработки кода, который обычно называют хорошим. Затрагиваются вопросы проектирования архитектуры, методов программирования, тестирования, интеграции. Одна из ключевых концепций, которые лежат в основе подхода Стивена – Big Design Up Front. К сожалению, на данный момент данная концепция не пользуется большой популярностью у программистов, что объясняется многие проблемы современных систем. Смысл концепции в том, что надо обдумывать и осознанно проектировать программное обеспечение, а не бросаться быстро "писать код" сразу после получения технического задания. Я бы не сказал, что данная книга как-то одномоментно изменила моё отношение к разработке. Действительное понимание ценности многих идей книги пришло не сразу, но через несколько лет практической деятельности. Тем не менее, сейчас я бы назвал её среди самых полезных для прочтения будущим программным инженером. В какой-то рецензии на эту книгу я прочитал, что она учит "мудрому программированию". Мне кажется, что это очень точная характеристика данной книги.

Вторая книга – "Мифический человеко-месяц" Фредерика Брукса (The Mythical Man-Month: Essays on Software Engineering). Прочитал первый раз я её где-то в начале 10-х годов, хотя сама книга намного старше.

Для меня ключевой идеей этой книги является тот факт, что в практике программной инженерии нет универсальных решений. Никакой процесс разработки или технология не решит фундаментальных проблем и сложностей при разработке системы. Таким образом, проектировщики и дальше должны будут тратить большое количество сил на формализацию задач, анализ и описание предметной области, коммуникацию внутри команд разработки. А современная "идеальная и красивая" архитектура, реализованная с использованием модных библиотек и языков программирования, обязательно станет "устаревшей, медленной и неинтересной" через какие-нибудь 10-15 лет. Это довольно "отрезвляющая" книга, если так можно сказать про книгу для технических специалистов. Её полезно читать уже имея опыт работы в команде над реальным программным проектом. 

Обе эти книги я бы посоветовал к прочтению по следующей причине: большинство главных идей каждой из них не особенно устаревают. По крайней мере, к текущему моменту они всё также актуальны. Есть основания думать, что и в ближайшем будущем их актуальность не потеряется.

 


 Юлия Ханжина

Юлия Ханжина, менеджер Управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками

 

Еще с первого курса университета я погрузилась в сферу образования. Сначала это были профориентационные лагеря для абитуриентов, а теперь ФКН. Как-то раз в командировке я разговорилась со знакомой еще со студенческих лет подругой, которая работает в проекте “Учитель для России”, о ее работе и об альтернативном образовании. И в числе прочих безумно полезных рекомендаций и ссылок от нее оказалась книга “Другая школа. Откуда берутся нормальные люди” Александра Мурашева. Благо в командировке времени было много, и я могла позволить себе прочитать ее взахлеб. 

О чем же книга? Не секрет, что школа в том виде, в котором она существует сейчас уже не работает. В мире, где мы можем мгновенно получить доступ к практически любой информации, просто вбив запрос в поисковую строку, школа уже не может быть местом, где мы получаем сакральные знания. Логично встает вопрос, зачем вообще сейчас нужна школа и что она может дать детям. Александр Мурашев, российский журналист, целый год путешествовал по необычным школам и лагерям с альтернативным образованием в мире и чуть-чуть в России, в поисках ответа на этот непростой, но актуальный вопрос. В своей книге Александр собрал мозаику из разных элементов альтернативного образования. А какой будет школа, если определять детей в классы по их интересам? А что будет, если изучать не предметы, а явления? А что, если школа будет полностью управляться детским парламентом, который имеет абсолютную власть? 

Читая одну главу за другой, я ловила себя на мысли, что я бы хотела учиться именно в таких школах. Благодаря этой книге, ты видишь, что образование может быть другим. Чтобы расширить свое понимание образовательного процесса, увидеть альтернативные варианты школы, и стоит прочитать эту книгу. Отдельно студентам и сотрудникам ФКН интересно будет посмотреть одиннадцатую главу «42: ответ на главный вопрос», если кто-то еще не знаком с французской школой программирования 42 и ее аналогом в России «Школа 21».

 

Екатерина Артемова
Екатерина Артемова, Научная сотрудница Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики

 

Из детства вспоминаются две истории о чтении. Когда я была совсем маленькая, по семейной традиции, папа читал мне на ночь каждый день. Очень быстро сказки надоели, и папа начал читать фрагменты взрослых книг. Мне было, наверное, пять лет, когда он прочитал отрывок из «Мастера и Маргариты» о пробуждении Степы Лиходеева. Тяжесть мастерcки описанного похмельного утра меня настолько испугала, что очень долго я боялась алкоголя. 

Одна из книжных рекомендаций родителей изрядно испортила мою репутацию в школе. Когда на уроках литературы постная советского толка учительница разбирала «Василия Теркина», я читала из-под парты «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина». Книги Войновича любят в моей семье, и мы часто вспоминаем забавные цитаты из них.  

Явное сходство имён меня и подвело: когда пришлось отвечать и писать сочинение, я перепутала все имена и назвала Теркина Чонкиным. Учительница сочла своим долгом провести воспитательную беседу и долго помнила мою тягу к неподобающему чтению. 

Из профессиональных книг я бы назвала Speech and Language Processing двух профессоров Стэндфордского университете, Dan Jurafsky и James Martin. Первое издание этой книги появилось в середине 2010-х и с тех пор авторы готовятся к следующему изданию. Область автоматической обработки языка меняется очень быстро, поэтому с учетом появления новых задач и моделей авторы стали выкладывать существенные обновления к готовящемуся изданию несколько раз в год и написали, что срок завершения работы остаётся непредсказуемым. Мне кажется, что в таком постоянном изучении, исследовании и перерабатывании новых идей заключается работа ученых и преподавателей.