Что почитать на самоизоляции?
Алексей Мицюк, Старший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории процессно-ориентированных информационных систем (ПОИС)
Для будущих программных инженеров я бы посоветовал две книги. Первая из них – это "Code Complete" Стивена МакКоннела (на русский обычно переводят "Совершенный код"). Эту книгу я прочёл не сразу, а в несколько "подходов". Более того, периодически к ней возвращаюсь. Пожалуй, первое прочтение было где-то в 2006-2009 годах, во время обучения в университете.
Эта книга содержит описание огромного количества полезных и важных практик разработки кода, который обычно называют хорошим. Затрагиваются вопросы проектирования архитектуры, методов программирования, тестирования, интеграции. Одна из ключевых концепций, которые лежат в основе подхода Стивена – Big Design Up Front. К сожалению, на данный момент данная концепция не пользуется большой популярностью у программистов, что объясняется многие проблемы современных систем. Смысл концепции в том, что надо обдумывать и осознанно проектировать программное обеспечение, а не бросаться быстро "писать код" сразу после получения технического задания. Я бы не сказал, что данная книга как-то одномоментно изменила моё отношение к разработке. Действительное понимание ценности многих идей книги пришло не сразу, но через несколько лет практической деятельности. Тем не менее, сейчас я бы назвал её среди самых полезных для прочтения будущим программным инженером. В какой-то рецензии на эту книгу я прочитал, что она учит "мудрому программированию". Мне кажется, что это очень точная характеристика данной книги.
Вторая книга – "Мифический человеко-месяц" Фредерика Брукса (The Mythical Man-Month: Essays on Software Engineering). Прочитал первый раз я её где-то в начале 10-х годов, хотя сама книга намного старше.
Для меня ключевой идеей этой книги является тот факт, что в практике программной инженерии нет универсальных решений. Никакой процесс разработки или технология не решит фундаментальных проблем и сложностей при разработке системы. Таким образом, проектировщики и дальше должны будут тратить большое количество сил на формализацию задач, анализ и описание предметной области, коммуникацию внутри команд разработки. А современная "идеальная и красивая" архитектура, реализованная с использованием модных библиотек и языков программирования, обязательно станет "устаревшей, медленной и неинтересной" через какие-нибудь 10-15 лет. Это довольно "отрезвляющая" книга, если так можно сказать про книгу для технических специалистов. Её полезно читать уже имея опыт работы в команде над реальным программным проектом.
Обе эти книги я бы посоветовал к прочтению по следующей причине: большинство главных идей каждой из них не особенно устаревают. По крайней мере, к текущему моменту они всё также актуальны. Есть основания думать, что и в ближайшем будущем их актуальность не потеряется.
Юлия Ханжина, менеджер Управления развития карьеры и взаимодействия с выпускниками
Еще с первого курса университета я погрузилась в сферу образования. Сначала это были профориентационные лагеря для абитуриентов, а теперь ФКН. Как-то раз в командировке я разговорилась со знакомой еще со студенческих лет подругой, которая работает в проекте “Учитель для России”, о ее работе и об альтернативном образовании. И в числе прочих безумно полезных рекомендаций и ссылок от нее оказалась книга “Другая школа. Откуда берутся нормальные люди” Александра Мурашева. Благо в командировке времени было много, и я могла позволить себе прочитать ее взахлеб.
О чем же книга? Не секрет, что школа в том виде, в котором она существует сейчас уже не работает. В мире, где мы можем мгновенно получить доступ к практически любой информации, просто вбив запрос в поисковую строку, школа уже не может быть местом, где мы получаем сакральные знания. Логично встает вопрос, зачем вообще сейчас нужна школа и что она может дать детям. Александр Мурашев, российский журналист, целый год путешествовал по необычным школам и лагерям с альтернативным образованием в мире и чуть-чуть в России, в поисках ответа на этот непростой, но актуальный вопрос. В своей книге Александр собрал мозаику из разных элементов альтернативного образования. А какой будет школа, если определять детей в классы по их интересам? А что будет, если изучать не предметы, а явления? А что, если школа будет полностью управляться детским парламентом, который имеет абсолютную власть?
Читая одну главу за другой, я ловила себя на мысли, что я бы хотела учиться именно в таких школах. Благодаря этой книге, ты видишь, что образование может быть другим. Чтобы расширить свое понимание образовательного процесса, увидеть альтернативные варианты школы, и стоит прочитать эту книгу. Отдельно студентам и сотрудникам ФКН интересно будет посмотреть одиннадцатую главу «42: ответ на главный вопрос», если кто-то еще не знаком с французской школой программирования 42 и ее аналогом в России «Школа 21».
Екатерина Артемова, Научная сотрудница Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики
Из детства вспоминаются две истории о чтении. Когда я была совсем маленькая, по семейной традиции, папа читал мне на ночь каждый день. Очень быстро сказки надоели, и папа начал читать фрагменты взрослых книг. Мне было, наверное, пять лет, когда он прочитал отрывок из «Мастера и Маргариты» о пробуждении Степы Лиходеева. Тяжесть мастерcки описанного похмельного утра меня настолько испугала, что очень долго я боялась алкоголя.
Одна из книжных рекомендаций родителей изрядно испортила мою репутацию в школе. Когда на уроках литературы постная советского толка учительница разбирала «Василия Теркина», я читала из-под парты «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина». Книги Войновича любят в моей семье, и мы часто вспоминаем забавные цитаты из них.
Явное сходство имён меня и подвело: когда пришлось отвечать и писать сочинение, я перепутала все имена и назвала Теркина Чонкиным. Учительница сочла своим долгом провести воспитательную беседу и долго помнила мою тягу к неподобающему чтению.
Из профессиональных книг я бы назвала Speech and Language Processing двух профессоров Стэндфордского университете, Dan Jurafsky и James Martin. Первое издание этой книги появилось в середине 2010-х и с тех пор авторы готовятся к следующему изданию. Область автоматической обработки языка меняется очень быстро, поэтому с учетом появления новых задач и моделей авторы стали выкладывать существенные обновления к готовящемуся изданию несколько раз в год и написали, что срок завершения работы остаётся непредсказуемым. Мне кажется, что в таком постоянном изучении, исследовании и перерабатывании новых идей заключается работа ученых и преподавателей.
Отдел по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками: Помощник декана
Все новости автора
Артемова Екатерина Леонидовна
Научно-учебная лаборатория моделей и методов вычислительной прагматики: Научный сотрудник
Мицюк Алексей Александрович
Научно-учебная лаборатория процессно-ориентированных информационных систем (ПОИС): Старший научный сотрудник
Ханжина Юлия Петровна
Центр развития карьеры: менеджер