• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с лауреатами стипендии Сегаловича. Часть 2

Интервью с лауреатами стипендии Сегаловича. Часть 2

Продолжаем рассказывать о лауреатах стипендии Сегаловича: мы поговорили с ребятами об их проектах, учебе и впечатлениях о награждении.

Герасимова Ольга Александровна
Аспирантура, 3 год обучения

Я учусь и работаю на ФКН с момента его основания. Закончила бакалаврскую программу "Прикладная математика и информатика" и магистерскую "Науки о данных", а затем поступила в академическую аспирантуру по компьютерным наукам. Моя преподавательская деятельность на факультете началась с позиции учебного ассистента на 3 курсе бакалавриата, тогда же меня подтолкнули к написанию первой научной статьи, что впоследствии привело к исследовательской работе в МНУЛ ИССА.

Логика и графы — то, что я особенно люблю: мое диссертационное исследование включает и то, и другое. Оно основано на подходе, который называется онтологический доступ к данным, который использует онтологии для получения ответов на запросы относительно сложноструктурированных неполных данных, взятых из различных источников. Мы рассматриваем задачу расширения выразительности онтологического подхода, работая с онтологией, которая содержит покрывающую аксиому (A -> F or T), не описываемую на языке OWL 2 QL. Рассмотрение такой онтологии обусловлено практическими потребностями, поскольку она часто встречается в описании реальных данных. Также я занималась проектом по анализу графов публикаций, который сформировался из задания магистерского курса по анализу сетевых структур, и в результате эта тема стала одним из моих основных научных интересов.

Победа всегда вызывает чувство ликования. Кроме того, это последняя учебная стипендия, на получение которой я могу претендовать, поэтому еще немного грустно, что больше не буду ощущать волнение от участия.

Будущим лауреатам я бы посоветовала более серьезно относиться к курсовым работам и дипломам — не только как к части ИУПа, но и как к возможности сделать законченное исследование по любимой теме и получить приятный и полезный опыт участия в научных мероприятиях, актуальный не только для научной карьеры.

Баранчук Дмитрий Александрович
Аспирантура, 1 год обучения

Мой путь на ФКН достаточно короткий: в 2020 году я поступил в аспирантуру и стал младшим научным сотрудником НУЛ Яндекс. По сути ФКН — это дополнение к моей исследовательской деятельности в Яндексе. 

Долгое время я занимался эффективным поиском на больших объемах данных, где удалось достичь нескольких интересных результатов. На текущий момент я в основном работаю над улучшением нейросетевых генеративных моделей. Например, одна из самых последних моих работ посвящена ускорению нормализационных потоков в задачах синтеза речи и супер-разрешения для картинок. 

На мой взгляд, на церемонии награждения самое важное — не забывать, в честь кого названа эта стипендия, и я очень рад, что большая часть церемонии была посвящена рассказу об Илье Сегаловиче. Я работаю в Яндексе почти четыре года и для меня это совершенно уникальное место, которое имеет свою особую атмосферу, где хочется творить и развиваться, и которое концентрирует вокруг себя много свободных и талантливых людей. И хотя я лично не застал те времена, я верю, что Илья внес большой вклад в формирование "души" Яндекса, за что я ему очень благодарен.

Если честно, то я понимал, что есть хорошие шансы получить стипендию, но ни на что не рассчитывал, так как у нас много достойных ребят, а стипендию могли получить лишь трое. В итоге, конечно, было приятно, что кто-то оценил мои скромные исследовательские заслуги. 

Я вряд ли тот человек, кто должен давать студентам советы. Могу лишь сказать за себя: мне всегда было важно найти дело по душе, в которое я буду инвестировать свой самый драгоценный ресурс – время, и по возможности приносить пользу обществу. Я считаю, что пока ты молодой, не стоит гнаться за титулами и высокими зарплатами, и что гораздо важнее найти место, где ты будешь максимально продуктивным. 

Никита Морозов
3 курс, Прикладная математика и информатика

Я поступил на ПМИ в 2018 году по перечневым олимпиадам. Однако олимпиадами я начал заниматься поздно, поэтому к началу первого курса во мне все еще горел "олимпиадный" огонь. Я пошел на пилотный поток и по математике, и по программированию, о чем, кстати, ни капли не пожалел: это был неповторимый опыт, из которого я вынес кучу полезных знаний и навыков, за что благодарен нашим шикарным преподавателям. Сейчас я заканчиваю 3 курс, и могу с гордостью сказать, что пробовал заниматься разными интересными вещами, и даже немало где преуспел. Я участвовал в различных олимпиадах и конкурсах, работал учебным ассистентом, преподавал на выездных школах для школьников, работал промышленным разработчиком в крупной компании. С первого курса я стараюсь учиться на отлично и быть в топе рейтинга, и это у меня практически всегда получается. Это очень непростой путь, но он раскрывает самые разные возможности.

Мой случай необычен тем, что стипендию я получил за смесь самых разных активностей и достижений. Тем не менее, я занимаюсь и исследованиями: сейчас я пишу курсовую работу под руководством Бруно Баувенса по статистической теории обучения. Здесь мне впервые довелось заниматься чисто теоретической математикой, где требуется получить новый научный результат. Занимаюсь я оценками на sample complexity — это такая величина, которая говорит, какое количество данных потребуется, чтобы алгоритм машинного обучения с большой вероятностью выдавал более правильные предсказания. Я уже смог немного улучшить константу в одной из наиболее известных оценок, однако исходное доказательство там тяжелое и отчасти искусственное, так что сейчас мы с руководителем смотрим в немного другом направлении, которое предположительно может дать более "красивое" доказательство и еще сильнее улучшить оценку.

Когда я шел на церемонию награждения, мне еще было совсем не ясно, стану ли я лауреатом. Хоть у меня и был неплохой багаж достижений, я знал немало ребят с более ценными по моему мнению достижениями. Сама церемония прошла отлично, это был глоток свежего воздуха в бесконечном потоке онлайн лекций и семинаров. Благодаря рассказу Елены Буниной я узнал интересные и вдохновляющие подробности из жизни Илья Сегаловича. На церемонии я сидел рядом с двумя своими друзьями-однокурсниками, и когда нас троих подряд вызвали для награждения, вышло довольно эффектно.

Я хотел бы дать совет студентам младших курсов, в особенности только начинающим свой путь первокурсникам. У нас на факультете помимо основной учебной программы есть огромное количество возможностей развиваться и заниматься интересными вещами. Но для того, чтобы такими возможностями воспользоваться, нужно не бояться проявлять инициативу и брать на себя ответственность. 

Александр Демин
2 курс, Прикладная математика и информатика

До университета я учился в физматшколе, и изначально не думал о том, на какое направление поступать. Преподаватели советовали рассмотреть ПМИ, поэтому в 11 классе мне повезло оказаться на Дне открытых дверей ФКН. Сразу после выбор был сделан, и осталось только сдать ЕГЭ, с олимпиадами же у меня особо не складывалось. Получать нормальные оценки мне не очень сложно, тем более на основном потоке. Заметно труднее становится, если к учебе добавляются работа учебным ассистентом, проекты и многое другое. Все они очень интересны, но переключать внимание между множеством занятий и оставаться продуктивным мне действительно сложно. В будущем свою первую статью я хочу написать по алгебре и алгоритмам.

Меня предложил номинировать преподаватель, у которого я ассистировал. Было невероятно приятно, что он заметил и оценил мои усилия, выделил время написать рекомендательные письма, подать заявку. Заранее сложно понять сколько студентов номинировано и каковы критерии, а потому и надежд я особо не питал. Церемония была одной из первых моих вылазок в Вышку в этом году, было здорово посмотреть на ребят вживую. Особенно мне понравилось выступление Андрея Себранта.

Даниил Иваник
2 курс, Прикладная математика и информатика

Глобально мой путь на ФКН начался еще в 7 классе, когда я пошел на кружок по математике в родном Нижнем Новгороде. Уже тогда у меня была четкая цель взять диплом Всероссийской олимпиады школьников, к которой я в конечном итоге пришел. Так что для меня не было проблемой выдержать конкурс на ФКН, самым сложным было выбрать между несколькими вузами. Выбор между ФКН и ФИВТ, но в итоге я выбрал ВШЭ, потому что мне нравится политика вуза и факультета, в частности, политика в отношении студентов. Также помогли мне сделать выбор Никита Калинин и Артем Гадецкий (тоже лауреаты премии Ильи Сегаловича).

Пока серьезных научных работ на моем счету нет — стипендию я получил за олимпиадные успехи. На данный момент меня больше всего интересуют теоретические аспекты вычислений и алгоритмы и структуры данных. Для меня не было секретом то, что я номинирован на стипендию, потому что я сам рассказал преподавателю о своих сильных сторонах. 

Самое приятное впечатление на меня произвели выступления спикеров. Сначала был очень трогательный рассказ про Илью Сегаловича от Елены Буниной. Илья Сегалович — мой земляк, и мне вдвойне приятно узнать новые для себя факты о его биографии и отношении к жизни. Потом были интересные выступления Вадима Валерьевича Радаева и Ивана Владимировича о ФКН и самой стипендии. Но вот больше всего мне запомнилась речь Андрея Себранта о сотрудничестве нас-программистов с другими людьми. Эта речь была мне интересна еще и потому, что я во время самоизоляции слушал подкаст Андрея Себранта, и было приятно узнать, что он прекрасный оратор и в жизни. После церемонии я взял у него автограф, это было незабываемо.

Когда Елена Бунина вышла на сцену, чтобы начать награждение, мое сердце начало биться от волнения. Благо моя фамилия начинается на "И", а не на "Я" и меня назвали уже вторым, так что волноваться долго не пришлось. В этот момент я испытал дикий стресс, вышел на сцену как в тумане, споткнулся, забыл снять маску, чувствовал себя "мешком с картошкой". Потом, до субботнего утра, меня преследовало ощущение нереальности происходящего.