• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Школьникам надо научиться думать»

«Школьникам надо научиться думать»

Этим летом студенты факультета компьютерных наук преподавали на летних школах в образовательном центре «Сириус» в Сочи, а также на восьмой летней школе по компьютерным наукам ФКН в Липецке. Молодые преподаватели обучали школьников программированию и готовили к профильным олимпиадам. О том, как прошли смены, что нужно знать молодому преподавателю и каково это — работать с детьми, рассказали студенты бакалавриата «Прикладная математика и информатика».

Константин Фролов
Прикладная математика и информатика, 3 курс

До девятого класса я учился в центре дополнительного образования в Липецке. Там меня позвали помогать вести занятия сначала у младших школьников, а затем и на полноценной выездной смене. Я преподавал в технопарке «Кванториум» и в центре «Стратегия». Отбора как такового не было, меня все хорошо знали, а про компетенцию говорил мой большой опыт участия в олимпиадах.

Я почти всегда вел олимпиадную информатику. Обычно подготовка выглядит следующим образом: на группу из примерно двадцати человек есть два преподавателя, один из них готовится к лекции, другой собирает задачи, которые нужно решить после. Каждый раз сложность материала подстраивается под уровень группы, поэтому проблематично брать одни и те же задачи и рассказывать один и тот же материал. У сильных детей еще есть особенность — они много задач видели и решали, поэтому иногда приходится либо самим придумывать задачи, либо переводить международные олимпиады.

С увлеченными детьми всегда просто работать, особенно если они горят делом. Тогда ты знаешь, что на лекции тебя будут непременно слушать, задавать вопросы, а задачи не останутся нерешенными. Но бывает обратная ситуация, и она огорчает. Если ребенок приехал отдыхать, а не учиться, то в него тяжело вдохнуть ту мотивацию, которая есть у остальных ребят.

Этим летом была не первая моя смена в «Сириусе» в качестве преподавателя. Все прошло как и всегда, почти без приключений. После каждой смены обычно запоминаются несколько школьников: те, кто много и хорошо решали, и те, кто был активен на занятиях.

Я считаю преподавание хорошим хобби. Мне нравится делиться своим опытом с детьми, и я бы с удовольствием поехал в «Сириус» еще раз. Самому учиться в такой школе, как ни странно, мне было проще, чем учить — меньше ответственности, можно было просто решать задачки. Тем не менее, сейчас я рад, что делюсь опытом. Еще могу отметить, что у преподавателя меньше свободного времени, зато больше способов разнообразно его проводить.

В будущем, к сожалению, я не вижу себя преподавателем. Информатика — это такая сфера, где все быстро меняется. Чтобы хорошо преподавать олимпиадную информатику, нужно участвовать в олимпиадах, а значит, вкладывать много сил и времени. Я же больше хочу уйти в реальную работу.

Что делать школьникам — решать, решать, решать. Можно послушать хоть тысячу лекций, но без практики это все не будет иметь особого смысла. Ну и конечно, следить за перечневыми олимпиадами и готовиться к специфике каждой конкретной олимпиады, например, прорешивая задачи предыдущих годов.

Как мне кажется, преимущество таких школ — это смена обстановки и компания. Когда с тобой люди хотят учиться, ты невольно тоже начинаешь это делать. Многие друзья с таких школ остаются лучшими на всю жизнь, а знания помогают поступить в хорошие вузы.

У тех, кто хочет стать преподавателем, обычно есть два способа. Если в школьное время вы были сильным олимпиадником, или, наоборот, стали сильным студентом во время учебы в вузе, достаточно написать одному из руководителей смен о своем желании преподавать. Скорее всего, если вы подойдете, на первое время вас поставят волонтером, а на следующие смены будут уже звать в качестве преподавателя. Второй путь чуть более тернист. Если вы не были сильным олимпиадником, но очень хотите преподавать у детей, есть вариант попасть в стажеры — обычно это преподаватели с небольшим опытом, которые слушают лекции вместе с детьми, а затем помогают им с задачами.

Михаил Кондрашин
Прикладная математика и информатика, 2 курс

В 11 классе я учил детей из 6–7 класса, которые на липецких олимпиадах занимали хорошие места. Преподавать меня позвал человек, который учил меня программированию с пятого класса. После этого меня позвали на ЛШКН-2022 и на августовскую смену «Сириуса». Затем, во время первого курса, я преподавал в кружке Тинькофф.

В этом году я вел олимпиадное программирование на C++. Мне нравится учить, передавать свои знания, поэтому в следующем году тоже планирую преподавать на сменах. Я вряд ли буду преподавателем всю жизнь, потому что это, конечно, интересно, но разработка мне тоже нравится.

С детьми работать интересно, пока они заинтересованы. Если человеку интересно учиться, то преподавателю интересно с ним работать. Проблемы обычно только с теми, кто не хочет учиться или зазнался.

В первую очередь школьникам надо научиться думать. Нет смысла учить кучу всего, если на олимпиаде не сможешь применить это. Полезно решать много разных задач, ездить на разные смены. Еще в этом году открывается кружок от Яндекса, там тоже есть смысл учиться.

Для людей из регионов проблема возможностей образования стоит особенно остро. Там, в отличие от той же самой Москвы, нет такого количества кружков, поэтому школьникам в основном приходится учиться самим. Конечно, если повезет, то будет заинтересованный преподаватель. На летних школах и выездных сменах есть возможность много учиться рядом с похожими людьми.

Сергей Яковлев
Прикладная математика и информатика, 3 курс

Раньше я занимался в группе олимпиадной подготовки в Липецке. Наш девиз был «Научился сам — научи других». Поэтому, став в 11 классе призером Всероссийской олимпиады школьников по информатике, я начал преподавать. Сначала в Липецке — в нашем кружке и на профильных сменах в центре «Стратегия». Еще я готовил задачи для школьных и городских олимпиад.

Потом меня позвали преподавать на летнюю школу по компьютерным наукам ФКН. Позвали в основном потому, что я был знаком с преподавателями. Потом я несколько раз ездил преподавать в центр «Сириус». Ездил туда и этим летом, но преподавал не детям, а учителям на курсах повышения квалификации.

Я преподавал информатику с олимпиадным уклоном. К занятиям всегда заранее готовил план и задания на практику — обычно это контест из 8–10 задач. Как правило, на подготовку занятий уходило около часа. Задачи для обычных занятий часто уже где-то есть, надо просто их найти. Но для подготовки детей к школьным олимпиадам мы всегда придумываем и разрабатываем задачи сами, это занимает несколько недель. Мне нравится, когда сам узнаешь что-то новое при подготовке к занятиям. Когда продумываешь вопросы, которые тебе могут задать, на некоторые отвечаешь сам себе, благодаря чему лучше разбираешься в теме.

В первые разы мне казалось, что преподавать просто. Этим летом я уже не питал ложных надежд. Оказалось, что качественно преподавать — это сложно, требуется концентрация, а кроме того, это большая ответственность. Приятно, когда тебя благодарят люди, которых ты учил, это обычно и запоминается больше всего.

C начинающими работать сложнее, чем с уже опытными олимпиадниками. Нужно объяснять медленно, пояснять на примерах, удерживать внимание аудитории. Но с опытом это становится намного проще и практически не требует усилий.

Меня мотивирует то, что я способствую формированию будущих поколений, развитию ИТ, науки, страны. Для меня это большая ответственность, и пока учеба не съедает все время, я планирую продолжать заниматься преподаванием. В будущем, вероятно, тоже. Учиться мне нравится больше, чем преподавать, но преподавание связано с более взрослой и осознанной жизнью.

Школьникам я бы посоветовал не ботать в одиночку, а пойти заниматься, например, в Академию Яндекса или в Тинькофф, либо в какой-то локальный кружок. А еще — ездить на профильные смены в «Сириусе» или на ЛШКН. Такая деятельность не только прокачивает вас как олимпиадника, но, самое главное, помогает найти друзей, рядом с которыми расти намного проще, чем в одиночку. Я тоже занимался олимпиадами и до сих пор тесно общаюсь с людьми из этой компании.

Для начинающих преподавателей есть очень много вариантов. Например, можно найти друзей, которые преподают в школах, — они помогут и сориентируют. Еще можно подать заявку на участие в смене в «Сириусе» или поговорить  с преподавателями Вышки, которые ездят на смены ЛШКН, и попросить поработать. Можно преподавать в начинающих ИТ-школах, которых сейчас довольно много.