• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: +7 (495) 531-00-00 *27254

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович
Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич
Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
126/80/30
126 бюджетных мест
80 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета "Прикладной анализ данных"

4 года
Очная форма обучения
100/12
100 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
124/85/30
124 бюджетных мест
85 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр по наукам о данных

2 года
Заочная
100
100 платных мест
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
60/15/20
60 бюджетных мест
15 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/15
25 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
35/1
35 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Глава в книге
Finite Time Analysis of Linear Two-timescale Stochastic Approximation with Markovian Noise

Kaledin M., Moulines E., Naumov A. et al.

In bk.: Proceedings of Machine Learning Research. Vol. 125: Proceedings of Thirty Third Conference on Learning Theory. 2020. P. 2144-2203.

Глава в книге
Re-pairing brackets

Chistikov D., Mikhail Vyalyi.

In bk.: LICS '20: 35th Annual ACM/IEEE Symposium on Logic in Computer Science. Saarbrücken, Germany. July, 2020. Association for Computing Machinery (ACM), 2020. P. 312-326.

Статья
Influence of Very Large Spatial Heterogeneity on Estimates of Sea-Level Trends

Shapoval A., Le Mouël J., Courtillot V. et al.

Applied Mathematics and Computation. 2020. Vol. 386. P. 125485.

Статья
Magnetohydrodynamic Modeling of the Solar Wind Key Parameters and Current Sheets in the Heliosphere: Radial and Solar Cycle Evolution

E. V. Maiewski, Kislov R. A., Khabarova O. V. et al.

Astrophysical Journal. 2020. Vol. 892. No. 1. P. 1-17.

Выпуск 2020. Часть I

Выпуск 2020. Часть I

В 2020 году Факультет компьютерных наук выпускает 233 бакалавра и 154 магистра в области анализа данных и машинного обучения, хранения и обработки больших данных, биоинформатики, программной инженерии и системного программирования. 18 красных дипломов получили выпускники бакалавриата и 36 – магистратуры. Более того, в этом году ФКН закончили 9 лауреатов стипендии им. Ильи Сегаловича и 3 лауреата научной премии им. Ильи Сегаловича в номинации «Молодые исследователи». Выпускники ФКН 2020 вспомнили о самых ярких моментах обучения на факультете, рассказали про сложности, с которыми сталкивались, и поделились своими планами на будущее.  

 

 

Екатерина Козлова
“Анализ данных в биологии и медицине”

 

Екатерина стала лауреатом стипендии имени Ильи Сегаловича в 2019 году. В этом же году получила стипендию Erasmus+ и уехала на осенний семестр по программе обмена в Университет Неймегена, Нидерланды. Екатерина закончила магистратуру с дипломом с отличием. 

 

Как ты попала на ФКН и почему выбрала АДБМ?

“Анализ данных в биологии и медицине” я выбрала из-за интересной особенности данной программы: в группу набирали как биологов, так и студентов технических направлений, после чего для всех читали разные адаптационные курсы. Раньше я училась на программе "Информатика и вычислительная техника", поэтому для меня АДБМ стал возможностью изучить биологию и переквалифицироваться в биоинформатика.

Что тебе запомнилось тебе больше всего за время учебы в магистратуре?

Самым запоминающимся событием стало, разумеется, обучение по обмену в Университет Неймегена в Нидерландах. Для меня сильный след в восприятии мира оставило интернациональное сообщество университета. Все обучение проходит на английском, поэтому в университете было очень много студентов из разных стран, от Кореи до Бразилии. В таком окружении понимаешь, насколько незначительны привычные условности, ведь у каждого студента свои понятия о хороших манерах, жизненных ценностях, личных границах и так далее. Процесс обучения и взаимодействие с преподавателями также сильно отличаются. Мне было тяжело и очень интересно там учиться.

Отдельно хочется отметить, что для меня необходимым условием поездки по обмену было наличие финансирования. Благодаря соглашениям Вышки с принимающим университетом я получила грант Erasmus+, который практически полностью покрыл мне расходы на поездку.

Что ты можешь назвать своим самым значимым достижением за эти два года?

Получение стипендии имени Ильи Сегаловича. Я не знала об этой возможности в момент поступления. А после того, как выдвинули мою кандидатуру, никак не ожидала, что меня действительно выберут и я стану лауреатом. Это можно считать забавным совпадением, но именно в день пятилетия ФКН, когда мне вручили сертификат лауреата стипендии имени Ильи Сегаловича, мне также пришло официальное подтверждение гранта на обучение по обмену от Erasmus. Замечательный был день.

 


Андрей Атанов
“Статистическая теория обучения”

 

Во время обучения в магистратуре Андрей работал младшим научным сотрудником в лаборатории Самсунг. В 2019 году стал лауреатом первой научной премии имени Ильи Сегаловича. По гранту премии выпускнику удалось съездить на AAAI 2020. В 2019 году представил свою работу на конференции ICLR и на воркшопе на ICML. Помимо научной работы Андрей также был в разное время семинаристом на машинном обучении и научно-исследовательском семинаре на “Прикладной математике и информатике”. Закончил магистратуру с дипломом с отличием. После выпуска Андрей планирует остаться в академии и уедет учиться на PhD в EPFL.

 

Как ты попал на факультет?

На ФКН я с 2014 года, с первого набора на “новый” ПМИ. В бакалавриате мне очень понравилось, поэтому и в магистратуру решил пойти на ФКН, тем более мой научный руководитель из Вышки, и так было проще продолжать работать. Программа “Статистическая теория обучения” дает возможность много времени вкладывать в исследования, есть интересные курсы, отличающиеся от тех, что уже были в бакалавриате на специализации "Машинное обучение и приложения".

Расскажи про свою научную деятельность и работу в лаборатории компании Самсунг.

Она стала продолжением работы в “байесгруппе”, из членов которой лаборатория и состоит. Тут мы довольно много общаемся и объединяемся в группы для проектов, если тема исследования нам всем нравится. В лаборатории отличная атмосфера, все ребята делятся новыми идеями и охотно помогают друг другу, что особенно выручает перед дедлайнами. 

Почему ты решил пойти в науку?

Это было довольно неожиданным для меня решением и случилось еще в бакалавриате. Поступая на ФКН, я ни в какую науку идти не собирался, тогда меня привлекали в основном алгоритмы и программирование. На втором курсе ради разнообразия я решил попробовать сделать исследовательский проект и курсовую работу по машинному обучению с Дмитрием Ветровым. Довольно быстро он и общая атмосфера в группе байесовских методов замотивировали меня и показали, насколько интересно заниматься наукой. Затем, во время продолжительной стажировки и работы в индустрии, я просто понял, что исследовательская работа мне нравится больше и решил полностью переключиться на нее. 

Дала ли тебе учеба на ФКН навыки и знания, которые сейчас помогают в работе? 

Несомненно, ведь моя научная работа непосредственно связана с дисциплинами, которые нам преподавали во время обучения. ФКН погрузил нас в атмосферу учебы и дедлайнов, после которых мы вышли подготовленными ко многим задачам. Помимо этого, Вышка познакомила меня с огромным количеством талантливых ребят, с которыми мы продолжаем общаться и поддерживаем друг друга и после выпуска.

 

 
 
 

Михаил Носовский  
“Программная инженерия”

 

С середины второго курса Михаил начал участвовать в различных хакатонах. Из значимых результатов получилось занять третье место на Hack&Change 2018 и первое на Urban.Tech Challenge 2018. Дважды становился лауреатом стипендии имени Ильи Сегаловича в 2018 и 2019 годах. Сейчас Михаил работает аналитиком в Яндексе. 

 

Почему ты решил поступать в Вышку на “Программную инженерию”? 

Примерно в десятом классе я определился с тем, что мне нравится информатика и программирование. К концу одиннадцатого класса уже четко понимал, что хотел бы изучать программирование в университете, так что выбирал из нескольких ВУЗов. Наиболее серьезно рассматривал МГТУ им. Баумана и НИУ ВШЭ. Но после посещения дня открытых дверей Вышки и общения со студентом ФКН мой выбор склонился именно в сторону Вышки. У меня не было сомнений по поводу того, что хочу поступать именно на факультет компьютерных наук, но я долго не мог выбрать между ПИ и ПМИ. К сожалению, во время учебы в выпускных классах у меня не получалось уделять достаточно времени олимпиадам - пришлось поступать по ЕГЭ. Я набрал достаточное количество баллов для поступления на оба направления по 70% скидке. Изучив учебные курсы обеих программ, я понял, что если мне больше интересна математика –– это ПМИ, если программирование –– это ПИ. Так я и пошёл на ПИ. 

Что тебе запомнилось больше всего?

За четыре года произошло очень много интересного и запоминающегося. Особенно хочу выделить новые знакомства. Факультет, и “Программная инженерия” в частности, помогли мне найти друзей и познакомиться с огромным количеством крутых и талантливых людей: как студентов, так и преподавателей. 

Чем еще помимо учебы ты занимался?

Начиная со второго курса, я работал учебным ассистентом по дисциплине "Программирование", затем несколько раз по "Теории вероятностей и мат. статистике". Также примерно с середины второго курса я начал участвовать в различных хакатонах. Из значимых результатов получилось занять третье место на Hack&Change 2018 и первое на Urban.Tech Challenge 2018. Кроме того, в рамках практики после второго и третьего курса я проходил стажировки в Яндекс и после третьего курса даже остался там на part-time. Я до сих пор продолжаю работать здесь, но уже full-time. 

Помимо этого, на третьем курсе я взял научно-исследовательскую курсовую работу, по результатам которой удалось выступить с докладом на конференции SYRCoSE и опубликовать работу в журнале “Труды ИСП РАН”. 

Наконец все четыре года я играл за сборную ВШЭ по футболу в межвузовских соревнованиях. За призовые места на хакатонах, победы в спортивных соревнованиях и успехи в научной деятельности я получал повышенную государственную академическую стипендию и Президентскую стипендию в течение нескольких семестров.

О чем была твоя выпускная работа?

ВКР я писал, как научно-исследовательскую работу. Еще до выбора темы я знал, что буду публиковать результаты ВКР и выступать с докладами на конференциях. Именно поэтому писал работу на английском языке. Для меня это было вполне привычно, так как и на третьем году обучения я уже писал курсовую на английском. Однако написание текста на другом языке естественно повлекло за собой и защиту на английском, что стало очень интересным вызовом для меня. Приятным бонусом оказалось то, что результаты исследования будут интегрированы в решение моих текущих задач в Яндексе –– тему ВКР я специально выбрал исходя из профессиональных интересов. 

Что ты можешь назвать своим самым значимым достижением?  

За время обучения я для себя могу выделить три наиболее значимых достижения. Во-первых, так как я поступал на скидку, первый курс я потратил на то, чтобы перейти с платного обучения на бюджет. И я очень горжусь тем, что мне это удалось. Со второго курса я уже учился на бюджете. Во-вторых, на третьем и четвертом курсе я был удостоен стипендии имени Ильи Сегаловича. Это именная стипендия, которую организовал Яндекс специально для студентов ФКН за успехи в учёбе и научной деятельности. И наконец, мне удалось закончить университет с красным дипломом. 

Пригодились ли тебе знания, полученные на ФКН, в работе?

В целом учеба на ФКН дала мне много навыков и умений, которые сейчас помогают на работе и при участии в различных хакатонах. В первую очередь, это, конечно, знание востребованных языков программирования (C#, C++, Java, Python). Кроме того, знание теории вероятностей, мат. статистики и машинного обучения очень полезны для моей работы аналитиком в Яндексе. Ну и, конечно же, основное, что дала Вышка – это упорство и трудолюбие, без чего очень трудно развиваться в любой области. 

Какие у тебя планы после выпуска?  

Сразу после выпуска я не планирую поступать в магистратуру, так как пока еще не до конца определился с конкретным направлением. Но в то же время допускаю, что через пару лет я все-таки получу магистерскую степень (возможно, даже где-то за границей). А самые ближайшие планы – концентрироваться на работе, набираться опыта и заниматься какими-то личными проектами в свободное от работы время.

 

Бакыт Жаркынбай
“Статистическая теория обучения”

 

Магистерская программа "Статистическая теория обучения" осуществляется совместно с Сколковским институтом науки и технологий. Выпускная квалификационная работа Бакыта на тему “Решение задач оптимальной остановки путем приближенного динамического программирование” под руководством Дениса Беломестного в этом году была признана лучшей в Сколтехе (топ 2 из 94). 

 

Как ты попал на ФКН?

После бакалавриата я искал место для продолжения учебы и мой выбор пал на ВШЭ, как на один из лучших и самых быстро развивающихся вузов России. Я выбрал программу “Статистическая теория обучения”, потому что в отличие от схожей программы "Науки о данных" на СТО больше внимания уделялось теоретическим основам машинного обучения.

Что тебе больше всего запомнилось?

За эти два года было множество командных проектов, как учебных, так и факультативных. Больше всего запомнились именно эти многочасовые посиделки с однокурсниками, в ходе которых мы не только усердно работали, но и получали огромное удовольствие от общения друг с другом.

Я доволен знаниями, полученными за эти два года, и опубликованными статьями. Кроме академических успехов хочется выделить то, что появились очень близкие друзья.

Почему ты увлекся наукой?

Я по натуре своей любопытный человек, а наука для меня — это способ исследовать мир. Помимо учебы я работал стажером-исследователем в международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных, созданной при факультете компьютерных наук. Работа в лаборатории также подразумевала участие в различных воркшопах и конференциях.

Расскажи про свою ВКР.

Тема моей ВКР связана с приближенным решением многоступенчатых задач оптимального управления. Такие проблемы встречаются повсеместно, при этом классические способы решения терпят неудачу в пространствах высокой размерности. Данная тема меня заинтересовала своей сложностью и широкой практической применимостью. 

Тебе пригодились знания, полученные в магистратуре?

Все курсы, которые я прослушал, даже чисто теоретические имели долю практической направленности, поэтому могу с уверенностью сказать, что учеба в Вышке мне очень помогла.

 


Ирина Долгалева
“Финансовые технологии и анализ данных”

 

Ирина закончила магистратуру с дипломом с отличием. В данный момент работает Data Scientist’ом в Сбербанке, где строит прогнозные модели для оценки рисков розничных клиентов.

 

Как ты попала на факультет компьютерных наук?

На ФКН я поступала осознанно: за плечами уже была попытка поучиться в Вышке в магистратуре на другом факультете. После этого я четко поняла, что если и идти в магистратуру, то только на ФКН, к единомышленникам. 

Программу “Финансовые технологии и анализ данных” я выбрала по трем причинам. Первая – нетворкинг. Так как программа скорее практическая, чем теоретическая, хотелось завести контакты со студентами и преподавателями, которые сфокусированы на применении своих знаний в реальной жизни. Вторая причина – это сильный курс по нейронным сетям. И наконец третья – это была магистратура с вечерним обучением, поэтому ее было проще всего сочетать с фул-тайм работой. 

Сильно ли отличается учеба в бакалавриате и магистратуре? 

Несильно, но отличается. В бакалавриате на кону стоит вопрос о том, получишь ли ты высшее образование или нет. В магистратуре этот вопрос отпадает автоматически, так как оно у тебя уже есть. Поэтому ты начинаешь смотреть на курсы не как на очередные гонки с препятствиями в виде тестов, домашек и контрольных, а как на возможность почерпнуть что-то новое для себя, и сделать свою работу проще, быстрее и эффективнее.  

Что было самым запоминающимся?

Определенно, пары по субботам в девять утра. Ты работаешь фул-тайм, потом бежишь на пары, а в субботу приходишь в универ к девяти и сидишь на парах до трех. Поэтому не верьте, когда говорят, что совмещать работу и магистратуру на ФКН – это просто.

Почему ты пошла работать в индустрию?

Индустрия сама решила, чтобы я в нее пошла. Во время учебы в бакалавриате я активно участвовала в конференциях и их организации. Поэтому к концу обучения я примерно разобралась с тем, как устроено научное сообщество, и мне захотелось чего-то более приземленного и близкого к реальной жизни – так я устроилась на свою первую работу в SAS. 

Какое твое самое большое достижение за эти два года?

Реализация крупного инновационного проекта по разработке и внедрению прогнозных моделей для ДМС в страховой компании из ТОП-3 в России. 

В этом проекте было два основных вызова. Первый – как построить и внедрить в бизнес-процесс заказчика модель, которую до тебя никто не строил. Второй – как доказать медицинским экспертам, что использование модели повысит эффективность их работы, и заставить их работать “по-новому”. Оба вызова мы с командой успешно преодолели – сейчас эти модели активно используются в компании и приносят экономический эффект.  

Какие у тебя планы после выпуска? 

За время магистратуры я поняла, что разбираться в бизнес-процессах и придумывать, как сделать их более эффективными, постоянно общаться и договариваться с людьми мне нравится намного больше, чем просто писать код.  

Поэтому после выпуска планирую хорошенько отдохнуть, набраться сил и сменить направление деятельности: из чисто технического Data Science, которым сейчас занимаюсь, вернуться к бизнесу в IT, и быть владельцем продукта, управлять проектами или заниматься presale-активностями.