• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студентка ФКН об академической мобильности во время пандемии

Студентка ФКН об академической мобильности во время пандемии

Анастасия Сакунова, студентка 2 курса магистратуры “Системная и программная инженерия”, проводит эту осень по студенческой мобильности в Университете Твенте, Нидерланды. Мы поговорили с Анастасией о том, как подходы к обучению различаются в двух странах, о советах для будущих участников программы и о влиянии пандемии на поездки. 

О мобильности, Твенте и пандемических перемещениях

Об академической мобильности я думала с первого курса магистратуры: мне хотелось попробовать именно пожить в стране, а не приехать как туристка. Твенте я выбирала благодаря набору доступных предметов на английском: важно, и чтобы мне было интересно их изучать, и чтобы получилось покрыть все кредиты в Вышке. Кроме предметов, я еще смотрела на позиции университета в рейтинге QS.

До места назначения я добиралась самолетом Москва — Амстердам и поездом. Первый день после приезда я провела в Амстердаме: из-за пандемии самолеты летали реже, и мне пришлось приехать раньше, чем начался мой контракт на аренду жилья. В тот момент очень чувствовался груз неизвестности: все для тебя новое, и ты не знаешь, что будет дальше. 

Не могу сказать, что я сильно беспокоилась из-за ситуации с пандемией. Я была готова к тому, что, скорее всего, у меня не получится, например, приехать домой на Рождество или Новый год, или вернуться домой сразу после окончания семестра. Меня это не пугало: я видела, что летом многие мои знакомые успешно пересекали границу в ту или иную сторону. 

Об учебе

Образовательный процесс здесь достаточно необычный: каждую неделю мы читаем или смотрим какой-нибудь материал, потом собираемся маленькой группой, обсуждаем и задаем друг другу вопросы. После этого на 30 или 40-минутном занятии преподаватель презентует материал, и мы обсуждаем изученное уже с ним. Мне кажется, что так вовлечение в предмет выше. Неожиданно, но с таким подходом учебная нагрузка оказывается значительно больше, чем в Вышке. 

Всего год поделен на четыре модуля, обычно один предмет длится один модуль, и, как в Вышке, у каждого из них своя формула оценивания. Сейчас у меня три предмета, и следующие три начнутся уже в ноябре. Больше всего мне нравятся предмет Modeling & Analysis of Concurrent System, немного похожий на предмет “Формальные методы в программной инженерии” из вышкинской программы, и его преподаватель. 

В целом, большой разницы в образовательном процессе нет. Здесь есть также аналог СОП, по итогам которой корректируют учебный план. 
Однако здесь нет групп или потоков, соответственно и все курсы — по выбору. Есть даже возможность отказаться от предмета прямо перед экзаменом, если ты чувствуешь, что больше не хочешь его изучать. В отличие от Вышки, здесь нет ежегодных курсовых работ: ты просто сдаешь экзамены и в конце пишешь диплом. Лично мне такой подход нравится больше: получается, что ты учишься чему-то большую часть времени. С другой стороны, в группах как в Вышке проще учиться — всегда знаешь, к кому подойти, если есть вопрос, легче завести приятельские связи. Здесь же, конечно, легче подружиться с иностранцами: местным комфортнее общаться друг с другом на одном языке. 

Анастасия Сакунова

И о свободном времени

Меня немного удивило, что здесь люди раньше начинают и заканчивают день. В Москве мне всегда говорили, что собраться в 10 утра в выходной и обсудить проект — это рано, а здесь это совершенно нормально. 

Я стараюсь соглашаться абсолютно на все онлайн- и офлайн-мероприятия, куда меня зовут, чтобы познакомиться с большим количеством людей и узнать что-то интересное. Я ходила в гимнастический студенческий клуб, пока его не закрыли из-за пандемии. Здесь я, как и многие другие студенты, не совмещаю учебу и работу, поэтому появилось время на чтение книг и просмотр сериалов, еще я веду телеграм-канал. В целом в этой поездке у меня получается некая перезагрузка себя.

А что не так?

Думаю, что трудности стандартные для переезда в новую страну: ты банально не знаешь, как делаются какие-то бытовые вещи, как открыть счет в банке (советую ехать с картой Maestro), где что-то купить или как пользоваться общественным транспортом. 
Еще меня расстраивает, что отменены все официальные офлайн-мероприятия, и я пропускаю значительную часть такого важного социального опыта. Хотя в целом мне нравится голландский подход к ограничениям во время пандемии: почти все из них сформулированы как “крайне рекомендованные” меры, здесь не привыкли что-то запрещать. 

Советы будущим участникам программы обмена

Обмен — это и учебный, и социальный опыт. За освоением новых предметов не следует забывать об общении и изучении окружающих культур. 
Если есть возможность, то лучше пообщаться с теми, кто уже живет в этой стране или ездил по обмену раньше: первое время могут очень помочь даже простые бытовые советы. Также можно поговорить с кем-то, кто приехал раньше и уже прошел все этапы “включения” в местную жизнь. Обычно рады подсказать такие же иностранные студенты, потому что они помнят, как совсем недавно тоже ничего не понимали.

Подробная информация о программах обмена ФКН доступна по ссылке.