• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

После каждого хакатона мы узнаем что-то новое, развиваем свои личные и командные качества и умения

После каждого хакатона мы узнаем что-то новое, развиваем свои личные и командные качества и умения

PPnP

В 2020 году команда студентов ФКН PPnP.me приняла участие в 13 хакатонах и выиграла 9 из них. Одно из последних достижений — призовое место в онлайн-хакатоне «КБШЖДХКТН» для улучшения сервисов ОАО «РЖД». Мы поговорили с командой о сервисе «Попутчик», а также о том, какую роль на пути к успеху команды сыграла Вышка.

Онлайн-хакатон «КБШЖДХКТН» – конкурс ИТ-проектов по поиску лучших идей для решения технологических задач и улучшения пользовательских сервисов для пассажиров РЖД. Организатором интеллектуальных баталий выступила Региональная инновационная площадка Куйбышевской железной дороги «Трансфер инноваций» совместно с оператором-партнером Куйбышевской магистрали – «Центром трансфера технологий».

«Специально для хакатона были разработаны шесть кейсов, где участникам предлагалось найти техническое решение реальной задачи и, взглянув на проблему по-новому, разработать прототип программного продукта. Одним из кейсов было расширение функционала сервиса “Попутчик”», – рассказывает Светлана Кишкина, начальник отдела инновационного развития Куйбышевской дороги.

Студенты ФКН добавили в «Попутчик» полезные функции – организацию событий в поезде и планирование в один «клик» экскурсионных маршрутов. По словам Светланы, предложенное студентами решение избавило систему от основного недостатка – привязки к поезду. Планируется внедрить открытую часть сервиса вне поезда, благодаря чему пассажир может заранее спланировать свой маршрут и поделиться им с друзьями.

Знакомство с командой

Степан Денисов

С Пашей мы знакомы с детства, оба увлекались программированием, однако работать вместе начали сравнительно недавно. Я чувствовал с его стороны конкуренцию, когда при встрече он постоянно забрасывал меня вопросами про ООП в С# и очень внимательно ждал ответа. Когда мне все-таки удалось доказать ему свою компетентность, он решил пригласить меня в команду.

Денис Козлов

Я увидел Пашу на Покровке со странной фанерой в руке, поздоровался, а оказалось, что это был чек за выигрыш в хакатоне на внушительную сумму. После этого я и присоединился к PPnP.me!

Хакатоны: история успеха

Павел Крылов

Командой PPnP.me мы участвовали в 13 хакатонах, в 9 из них победили. Каждый хакатон — это возможность погрузиться в новую для нас сферу и решить актуальную проблему заказчика. Конечно, это бесценный опыт, который было бы трудно получить каким-то другим путем. После каждого хакатона мы узнаем что-то новое, развиваем свои личные и командные качества и умения.

Навыки, полученные на соревнованиях, помогают и в работе: после хакатона от Сбербанка меня пригласили на стажировку, на которой я регулярно применяю уже знакомые по работе с PPnP.me подходы к созданию продуктов.
Мы продолжаем работать над решениями последних двух хакатонов — Лидеры Цифровой Трансформации (хакатон от правительства Москвы) и КБШЖДХКТН (от РЖД) — и готовимся к пилотированию проектов вместе с ДИТом и РЖД.

Про учебу на ФКН

Денис Козлов

Учеба на ФКН очень серьезно помогает! Математику, конечно, на хакатонах применишь нечасто, но зато Алгоритмы и структуры данных (в частности, знания пилотного потока) применяются повсеместно. К примеру, сгенерировать маршрут экскурсии — это задача на графы, а такое мы решать уже умеем!

А еще учеба на ФКН дает очень крутых однокурсников, которые и помочь готовы, и проект вместе доработать.

Степан Денисов

Отдельно хотелось бы выделить НИС “Инструменты промышленной разработки”, альтернативное название которого “The missing semester of your CS education”. Данный курс является сравнительно несложным, однако имеет большую пользу для карьеры программиста. Навыки промышленного программирования, полученные в том числе на этом предмете, я применяю регулярно в своей работе и во время хакатонов.

Если говорить о балансе учебы и хакатонов, то в команде у нас принято так: планируя очередной хакатон, мы договариваемся закрыть все дедлайны на даты хакатона заранее, чтобы высвободить время. Конечно же, так получается не всегда.

Цифровые ассистенты

Степан Денисов

У каждого из нас есть родственники/друзья/знакомые, которым необходима помощь в освоении новых цифровых инструментов. Меня заинтересовал проект “Цифровые ассистенты” возможностью разобраться в работе сервисов видеосвязи. Таким образом, я смог помочь не только людям вокруг, но и тем, кто находится по ту сторону экрана в университете – преподавателям, сотрудникам и студентам Вышки. Любая подобная инициатива – это хорошая возможность найти классных друзей и потенциальных партнеров. Я отрабатывал обращения пользователей Горячей линии Вышки по видеосервису Webinar. 

В проекте “Цифровые ассистенты” я принимал участие ровно полгода. Решение об уходе было продиктовано тем, что на тот момент, в условиях, когда заниматься всем одновременно было просто невозможно, приходилось выбирать. За последующий месяц мы с командой собирались принять участие в 3 хакатонах и в итоге во всех заняли призовые места.  

Но этот опыт работы для меня, безусловно, полезен сразу по ряду причин. 

Во-первых, каждая поступившая заявка – это вызов, проблема, с которой необходимо разобраться. Порой приходилось находить не самые очевидные пути решения.

Во-вторых, работа в техподдержке – это история про постоянные коммуникации и развитие Soft Skill’ов, которые сегодня очень ценятся на рынке.

Во время участия в проекте “Цифровые ассистенты”, я получил исчерпывающий опыт работы с Jira и Confluence. Оказалось, эти системы используются во многих корпорациях. Поэтому, когда в ноябре этого года я присоединился к команде Райффайзенбанка, со многим мне удалось разобраться быстро и самостоятельно. 

Тимофеева Дарья Сергеевна
куратор цифровых ассистентов

Проект “Цифровые ассистенты” — это в первую очередь возможности, которые открываются перед студентами НИУ ВШЭ. Мы благодарим коллег с ФКН за то, что стали частью масштабного проекта и  помогли осуществить непростой для всех вузов перевод обучения в онлайн. Отрадно, что опыт работы в Цифровом блоке и навыки, приобретенные участниками проекта, позволяют им применять свои знания на практике вне стен университета и быть востребованными на рынке труда. Желаем новых побед ребятам!

Командная цель

Павел Крылов

Цель нашей команды — создавать классные продукты, которые помогают как конечным пользователям, так и бизнесу заказчика в целом. Мы стараемся выходить за границы поставленных задач и думать над тем, как принести наибольшую пользу, и, конечно, делать это красиво. Параллельно с хакатонами мы занимаемся коммерческой разработкой веб-приложений, где придерживаемся этих же двух принципов. 

Если говорить о цели как о  мечте, то мы стремимся к созданию своего стартапа, который если и не изменит мир, то точно улучшит жизни миллионов людей.

Хакатоны: онлайн и офлайн

Денис Козлов

Разница между онлайн и офлайн-хакатонами огромная, но нельзя сказать, что какие-то лучше или хуже других. Хакатоны подразумевают круглосуточную доступность, и на очных хакатонах товарищи могли разбудить меня посреди ночи исправлять ошибки, а сейчас для этого приходится пробиваться через “режим сна” телефона.

Здесь та же разница, что и с учебой: с одной стороны работать комфортнее на привычном месте, с домашней едой и кроватью вместо неудобного стула. С другой стороны есть постоянное желание расслабиться и отвлечься.

О хакатоне РЖД

Павел Крылов

На КБШЖДХТН — именно так назывался хакатон, к моменту питча я даже научился выговаривать это слово — мы решали задачу “Добавим функций Попутчику”. Попутчик — сервис от РЖД, который предоставляет пассажирам доступ к информационно-развлекательному контенту и покупке товаров и услуг в поезде. Нам нужно было придумать, как повысить привлекательность приложения и увеличить в нём средний чек покупок. В данном кейсе у нас была свобода в реализации своих идей, которые бы помогли и пассажирам, и РЖД.

Денис Козлов

Целевая аудитория Попутчика — пассажиры фирменных поездов РЖД: сейчас Попутчик доступен через локальную сеть только для них. 

В своем решении мы стремились сделать поездку для пассажиров более интересной и комфортной:

  • Разработанная нами система “Событий в поезде” дает возможность познакомиться с кем-то сидящим не только по соседству, но и даже в другом вагоне. Пользователь может создать события по интересам. К примеру, заядлый шахматист может буквально в пару кликов организовать короткий чемпионат в купе, куда соберутся лучшие игроки поезда.

  • Генератор экскурсий сделает длительные остановки интереснее, предлагая короткие маршруты с учетом доступного времени и даже бюджета.

  • Рекомендации в магазине покажут покупателю самые интересные предложения.

Если пассажирам станет комфортнее путешествовать железной дорогой, они начнут чаще предпочитать поезд самолету, тем самым увеличат количество пользователей нашего приложения, а рекомендации повысят доход с каждого пользователя. 

Таким образом, наше решение должно увеличить прибыль заказчика, улучшая пользовательский опыт.

О решении

Павел Крылов

Для начала мы решили ознакомиться с текущей версией приложения. Эта задача усложнилась тем, что доступ к приложению можно получить только подключившись ко внутренней WiFi-сети поезда. Наш дизайнер, Лео, отправился на поезде из Ярославля в Москву, чтобы протестировать Попутчик, но выбрал неподходящий поезд и провести тест не удалось. Однако мы не остановились на этом, и прямо на хакатоне по совету нашего ментора Тимофея отправились на Казанский вокзал, чтобы подключиться к сети прибывшего поезда и посмотреть на приложение, и на этот раз всё получилось. Также мы успели поговорить с пассажирами на вокзале и узнать об их опыте использования Попутчика. Все эти знания пригодились нам при разработке решения на хакатоне.

PPnP

Достаточно много времени мы уделили проработке наших идей и гипотез на схемах и в майндмэпе, и после этого приступили к разработке. Сейчас мы общаемся с РЖД, ФПК и разработчиками Попутчика, обсуждаем возможные пути внедрения, наши идеи и конкретные функции. Мы готовимся к проведению анкетирования пассажиров, чтобы проверить гипотезы и наличие интереса будущих пользователей к нашим функциям.

Степан Денисов

Любой разработчик мечтает увидеть, как его продуктом пользуются настоящие люди. Организаторы предоставляют нам такую возможность. Наша главная цель и видимая перспектива на данный момент – запустить пилот проекта на Куйбышевской железной дороге.