• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: +7 (495) 531-00-00 *27254

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович
Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич
Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна
Мероприятия
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Компьютерные науки и анализ данных

4 года
Очная форма обучения
75/5
75 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
125/60/30
125 бюджетных мест
60 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных»

4 года
Очная форма обучения
90/12
90 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
120/80/30
120 бюджетных мест
80 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
25/5/1
25 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр по наукам о данных

2 года
Заочная
63/27
63 платных мест
27 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Математика машинного обучения

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Машинное обучение и высоконагруженные системы

2 года
Очная форма обучения
28/2
28 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
65/15/20
65 бюджетных мест
15 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/10
25 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
50/1
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Глава в книге
Black-Box Optimization with Local Generative Surrogates

Belavin V., Ustyuzhanin A., Широбоков С. К. et al.

In bk.: Advances in Neural Information Processing Systems 33 (NeurIPS 2020). Curran Associates, Inc., 2020. P. 14650-14662.

Статья
The multiplicative-additive Lambek calculus with subexponential and bracket modalities

Kanovich M., Kuznetsov S., Scedrov A.

Journal of Logic, Language and Information. 2021. Vol. 30. No. 1. P. 31-88.

Интервью с лауреатами стипендии Сегаловича. Часть 1

Интервью с лауреатами стипендии Сегаловича. Часть 1

НИУ ВШЭ

Не так давно были объявлены лауреаты стипендии имени Ильи Сегаловича. Мы решили поговорить с ними о получении стипендии, а также об их учебе и проектах. 

Мария Марченко
2 курс, Прикладной анализ данных

Сейчас я учусь на 2 курсе программы "Прикладной анализ данных". До этого я два года училась в Лицее НИУ ВШЭ на направлении "Математика, информатика и инженерия". Учиться было очень интересно: было много пар математики и информатики, каждый лицеист должен был написать индивидуальную выпускную работу, и там я начала работать с большими данными. Мне очень понравилось, и я решила, что хочу узнать про науки о данных больше, поэтому пошла на ПАД.

Сейчас учеба дается мне легко: проще даются предметы, где достаточно понять идею, и, основываясь на этом, получить нужные результаты. В четвертом модуле первого курса у нас была алгебра, и мне настолько понравилось, что я решила заниматься ей и дальше. В июле я начала писать курсовую про применение базисов Грёбнера для решения задач по геометрии, осенью уже закончила и сказала своему преподавателю Дмитрию Трушину, что хотела бы узнать больше про кольца. Он посоветовал мне литературу, а потом предложил написать еще одну курсовую, как раз по изученному материалу. Кроме этого, зимой я ходила к нему на спецкурс по гомологической алгебре. Еще я работаю frontend-разработчиком в стартапе, хотя иногда бывает тяжело совмещать работу с учебой.

Когда я узнала о номинации на стипендию Сегаловича я обрадовалась, но думала, что у меня мало шансов, потому что вокруг много ребят, которые тоже занимаются разными интересными темами. Когда меня назвали на награждении, я очень удивилась и обрадовалась. До последнего не верила, что стану лауреатом. На самом мероприятии мне больше всего запомнилась речь Елены Буниной. Было очень интересно узнать про Илью Сегаловича из первых уст, про то, каким он был человеком, и в целом ее рассказ был очень искренним и душевным.

Юньин Пэй
3 курс, Прикладной анализ данных

Когда я получила сообщение от учебного офиса в начале марта о том, что была номинирована на стипендию Сегаловича, я была в восторге. Я совсем не ожидала, что выиграю, потому что на нашем факультете учится столько крутых и умных студентов. 

Победа стала огромным и неожиданным сюрпризом для меня. Самое интересное было в том, что мое имя назвали последним из бакалавров. Когда прозвучало имя девятого лауреата, я была уже на сто процентов уверена, что мое имя не назовут. Поэтому когда я его услышала, я в первый миг не поверила своим ушам, а потом весь вечер была окружена радостью и положительными эмоциями. Огромное спасибо факультету и моим преподавателям, это большая честь для меня.

Мне очень понравилась церемония награждения, она была не долгой и скучной, как это часто бывает на мероприятиях, а наоборот — весьма оживленной. Мне особенно хорошо запомнилась история об Илье Сегаловиче, которую нам рассказала Елена Бунина. Прослушав рассказ, я лучше поняла смысл стипендии Сегаловича, а также начала испытывать большое уважение к Илье. Надеюсь, что в будущем смогу последовать его примеру и тоже принести пользу обществу.

Чтобы победить, я думаю, что усердно погружаться в учебу, конечно, важно, но помимо посещения уроков и выполнения домашних заданий не менее важно принимать активное участие в проектах и в такой студенческой деятельности, как, например, учебное ассистентство, кураторство и тд. Главное — постоянно стараться становиться лучше, иметь мотивацию и веру в то, что ты делаешь.

Денис Ракитин
1 курс магистратуры, Математика машинного обучения

Мое знакомство с ФКН началось в 2016 году, когда я поступил на бакалавриат "Прикладная математика и информатика". Это были очень крутые четыре года, за которые я познакомился с огромным количеством интересных людей и разными направлениями в компьютерных науках. Больше всего на меня повлиял курс по теории вероятностей и последовавшие за ним факультативы от Дмитрия Шабанова, "Байесовские методы" Дмитрия Ветрова и работа учебным ассистентом. 

Сейчас я продолжаю учиться на ФКН на совместной со Сколтехом магистерской программе "Математика машинного обучения". Здесь активно поощряется научно-исследовательская деятельность, делается акцент на фундаментальных знаниях и есть крутые курсы, связанные с теорвером. Прошел уже почти год с момента поступления, и мне все нравится, хочется учиться дальше. Помимо этого, теперь я уже полноценно работаю в группе байесовских методов, в этом году поучаствовал в преподавании курса нейробайесовских методов, и веду семинары по теории вероятностей у второго курса ПМИ. ФКН сильнейшим образом повлиял на мою жизнь, и я очень рад быть его частью, теперь уже одновременно студентом и сотрудником. 

Вместе с коллегами мы занимаемся моделями глубинного обучения с дискретными скрытыми переменными. Такие модели интересны сами по себе, но имеют большой потенциал и с точки зрения практической ценности. Так, добавляя структурный блок в нейросеть, мы как бы наделяем ее априорными знаниями о том, какой вид имеют данные, что может улучшить качество модели, сделать ее более богатой и интерпретируемой и ускорить время работы некоторых архитектур. Проблема таких моделей в том, что их дискретная природа существенно усложняет эффективное градиентное оценивание на этапе обучения. Мы с коллегами как раз занимаемся построением и анализом градиентных оценок в применении к различным структурама. В этой теме есть довольно большой простор для изучения, а возникающие практические трудности только подогревают интерес к тому, чтобы попытаться их преодолеть.

Мне было очень приятно быть номинированным на стипендию имени Ильи Сегаловича. За время учебы на ФКН я часто про нее слышал, видел, как номинировали знакомых, и сам думал о том, что было бы круто в какой-то момент побывать в числе номинантов. Я не могу сказать, что ожидал или был уверен в выигрыше — нельзя же знать заранее, как все произойдет. К тому же, это ФКН, на котором учится огромное количество талантливых ребят. Но я, во всяком случае, надеялся. 

Церемония была классной. Приятный зал на Покровке, отличная атмосфера, знакомые лица, приятные и познавательные вступительные слова и лекция после награждения, само награждение, разговоры под тортик после — это был отличный вечер. Было приятно увидеть среди лауреатов своих хороших знакомых и коллег. 

Мне кажется, лучшее, что можно посоветовать будущим потенциальным лауреатам — найти себе занятие по душе, от которого будешь действительно получать удовольствие и от которого будут гореть глаза, и много трудиться. Думаю, что практически любой цели можно достичь, если есть мотивация и готовность приложить усилия.

Иван Сафонов
3 курс, Прикладная математика и информатика

Мне очень понравилась церемония, особенно мне запомнились добрые и интересные слова об Илье Сегаловиче, поскольку он является для меня одним из примеров людей, к которым надо стремиться. Безусловно, до этого я много раз слышал и читал о нем, но в этот раз я узнал очень много нового. 

Когда я узнал, что меня номинировали, я почувствовал, что мои старания были отмечены и вознаграждены, это, безусловно, очень приятно и мотивирует продолжать в том же духе. Конечно, я очень хотел выиграть, но заранее об этом знать было невозможно, потому что все лауреаты были достойны победы.

Мой путь на ФКН был довольно долгим. Сначала я поступил на 1 курс СПБГУ на бакалавриат "Математика", однако, проучившись полгода, я понял, что мне не близко настолько глубокое погружение в теоретическую математику. Я принял решение перевестись на ФКН, на программу "Прикладная математика и информатика". Сейчас, когда прошло два с половиной года, я чувствую, что сделал правильный выбор. Учеба здесь не кажется мне простой: почти все знания для меня новые, поэтому учиться сложно, но интересно.

Я чувствую, что получил стипендию за свои успехи в учебе и олимпиадах. Помимо ФКН я учусь в ШАД на направлении "Инфраструктура больших данных". Я активно участвую в соревнованиях по спортивному программированию, в частности в студенческом чемпионате мира ICPC.

Если говорить об исследованиях, то тема моей курсовой работы — "Извлечение взвешенных конечных автоматов из рекуррентных нейронных сетей с помощью разложения тензорного поезда", она лежит на стыке линейной алгебры и машинного обучения. Работа заключается в реализации и исследовании нового алгоритма для задачи извлечения взвешенного конечного автомата из рекуррентной нейронной сети. Эта задача помогает интерпретировать уже обученные сложные нейронные сети, которые интерпретировать невозможно.

Корней Томащук
3 курс, Прикладной анализ данных

Начиная со второго курса я работаю над исследовательским проектом: "Сценарии глубокого обучения: нейродифференциальные уравнения и их параметры" под руководством Василия Громова. Если вкратце, то всем, кто сталкивался с обучением нейронных сетей, знакома проблема выбора оптимальных гиперпараметров для моделей — на данный момент для этого не существует эффективного алгоритма. Недавно миру было представлено новое прорывное направление в области глубинного обучения — нейродифференциальные уравнения, которые позволяют представить нейронную сеть в виде системы обыкновенных дифференциальных уравнений. Таким образом, выбор гиперпараметров для такой модели можно сформулировать как задачу теории бифуркаций и в итоге создать алгоритм для выбора оптимальных гиперпараметров сети — этим я и занимаюсь. 

Для меня церемония награждения пролетела незаметно. Во время первой части церемонии ни о чем, кроме как о предстоящем объявлении результатов, я и думать не мог, а после награждения я находился в приятном шоке. Тем не менее, я хотел бы выразить благодарность Андрею Себранту за крайне интересную и информативную лекцию. Когда я услышал свое имя, я испытал безумную радость. Крайне тяжело описывать такие сильные эмоции, поэтому скажу так: я считаю, что на данный момент для меня это самое большое достижение. 

Решение поступить на ФКН и связать свою жизнь с математикой было спонтанным не только для моих родителей, но и для меня самого. Стоит начать с того, что я учился в школе без уклона в информатику, математику и другие точные науки. Вплоть до 11 класса я и представить не мог, что буду математиком, пусть даже и прикладным, и буду заниматься исследованиям. На тот момент я не до конца понимал, в каком направлении я хочу двигаться дальше, поэтому равно как и большинство моих одноклассников, планировал поступать за границу на экономически-математические направления. Стоит отметить, что Московская Экономическая Школа (в которой я учился) как раз специализируется на подготовке студентов к поступлению в заграничные вузы. В связи с этим учился я не 11 классов, а 12, так как последние два года были направлены на подготовку к международным экзаменам IB, по результатам которых я даже смог поступить в Уорикский университет в Великобритании. Но в последний момент я решил отказаться от данной идеи и остаться в Москве, чтобы продолжить свое обучение на ФКН. 

Дело в том, что летом после 11 класса, ради собственного интереса, я решил начать изучать программирование. Все началось с курса на платформе Coursera от ВШЭ "Основы программирования на Python". Мне настолько это понравилось, что я начал все больше и больше погружаться в данную область. Так я узнал о Data Science, машинном обучении и решил, что хочу двигаться дальше именно в этом направлении. О ФКН я узнал от своего учителя математики. Так сложилось, что в том году как раз было объявлено об открытии нового направления ПАД с двойным дипломом. Просмотрев программу курса, я сразу понял, что буду поступать именно туда. Учеба давалась и дается мне не очень просто. Но с самого первого дня на ФКН я понял, что это то, чем я хочу заниматься.