• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Создание такого дружелюбного пространства — большое достоинство факультета»

Никита Лукьяненко, аспирант первого года, рассказал нам о своей любви к преподаванию и о задаче о рюкзаке:

«Создание такого дружелюбного пространства — большое достоинство факультета»

Тема моей диссертации — «Алгоритмическая сложность некоторых обобщений задач о рюкзаке». Есть классическая задача о рюкзаке: у вас есть рюкзак и какая-то его вместимость. У каждого предмета, который мы помещаем в рюкзак, есть объем и есть цена. Надо укомплектовать рюкзак так, чтобы объем был заполнен, а стоимость была максимальной. Это очень практическая задача, которая имеет множество применений в жизни. Я занимаюсь тем, что обобщаю эту задачу — так она хуже формулируется на естественном языке, но представляет алгоритмическую ценность. 

Эффективных алгоритмов в таком случае нет, но хочется найти приближенные алгоритмы, то есть решить не совсем точно, но более-менее хорошо. Или хотя бы исследовать задачу на возможность придумывания приближенных алгоритмов. Примерно этим я и занимаюсь — я решаю более сложные задачи, чем некоторые естественные, пытаюсь понять, насколько они сложны и предложить более менее внятные решения для них. 

Исторически я заканчивал бакалавриат ВМК в МГУ, после чего встал вопрос, что же делать дальше — я хотел попробовать что-то новое. Соответственно, мне показалось наиболее хорошим вариантом поучиться в магистратуре «Науки о данных» на треке «Анализ интернет-данных», совместном с ШАД. Я подумал, что два диплома по цене одного — это крайне удачное предложение! Я не прогадал и остался очень доволен. 

Я всегда очень хотел заниматься преподавательской деятельностью, а в долгосрочной перспективе — получить звание кандидата наук. Пойти в аспирантуру на ФКН мне показалось наилучшим вариантов: я оставался у научного руководителя из магистратуры, в хорошем коллективе и с интересными задачами. Здесь хорошие курсы, на которых я могу рассказывать интересные вещи и вести семинары. 

Я хочу получить PhD, потому что ближайшие 10-20 лет я точно хочу преподавать. Мне интересно расширять курс дисциплин, которые я могу вести, узнавать что-то новое, рассказывать заинтересованным студентам актуальные знания высокого уровня. 

Я веду достаточно широкий спектр семинаров: дискретную математику, матанализ, вел теорию статистического обучения на старших курсах бакалавриата и магистратуры. В онлайн-магистратуре «Master of Data Science» я вел курс по матанализу. Кажется, что у меня доходило до семи-восьми семинаров в неделю — сначала я думал, что это немного, но потом понял, что это заметная нагрузка.

Мне не требуется особенно много времени для подготовки к семинару — я беру листик и решаю десять задач — восемь сразу понятно, как решать, а чтобы решить оставшиеся две надо посидеть и немного подумать. Наибольшая проблема — это предметы старших курсов. Теория статистического обучения требовала от меня много сил в прошлом году, кроме того, была проблема с организацией коллоквиумов и прочих устных мероприятий просто потому, что это занимает много времени, особенно в дистанционном формате. Мне нужно было провести примерно 120 приемов коллоквиума — конечно, есть учебные ассистенты, но некоторые сдачи занимали и по часу времени. В общем, были периоды высокой загрузки, но кого этим можно удивить?

Исторически слово «работа» с малых лет меня пугало, но сейчас, будучи в первый раз в жизни полноценно трудоустроенным, я чувствую себя очень комфортно. Так получилось, что где-то до пятого колена в моей семье кто-нибудь да преподавал — так что у нас практически династия. Кроме того, я просто люблю общаться с людьми и помогать им. Получается, что я делаю что-то полезное, хорошее, интересное и за достойную зарплату (в Вышке преподавание неплохо оплачивается). Как можно в большей мере быть довольным своей деятельностью? 

Еще я куратор первого курса — если вопрос не технический, то студенты обращаются ко мне. Я бы хотел признаться в восхищении выстроенной системой, потому что создание такого дружелюбного и человекоориентированного пространства — это большое достоинство факультета. В ближайшие пять лет я бы хотел защититься, продолжить преподавание и, может быть, видеть себя на таких административных должностях, которые будут направлены на поддержание этого факультетского пространства. 

В свободное время я занимаюсь репетиторством, и у меня есть ряд увлечений — я стараюсь пару раз в неделю играть в волейбол, пару раз в неделю заниматься шахматами, и также я большой любитель футбола и болельщик клуба «Спартак».