• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Республика Беларусь: как успехи IT-отрасли связаны с развитием высшего образования?

Заварин Сергей Сергеевич

Факультет компьютерных наук: аналитик,
аспирант факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

 

Практически во всем мире распространена практика взаимодействия представителей профессиональной индустрии и академического образования. В разных областях наук лидеры индустрии сотрудничают с образовательными системами в целях пополнения рядов своих компаний молодыми высококвалифицированными специалистами. В этом плане особенный интерес представляет Республика Беларусь.

Практически во всем мире известны такие продукты белорусской IT-индустрии, как игра World of Tanks, приложения Viber и MSQRD, продукты компании Apalon, которые постоянно находятся на высоких позициях в App Store, Google Play и Amazon Marketplace.

Кроме того, Беларусь имеет репутацию одного из мировых лидеров в области IT-аутсорсинга. Белорусские IT-компании регулярно занимают высокие позиции в мировых рейтингах. Так, например, шесть компаний c белорусскими офисами разработки попали в сотню лучших аутсорсеров мира The 2016 Global Outsourcing 100 по версии Международной ассоциации профессионалов в области аутсорсинга (IAOP): Ciklum, EPAM, IBA Group, Intetics, Itransition и Bell Integrator. В 2015 году десять белорусских IT-компаний вошли в список Software 500, опубликованный одним из самых влиятельных изданий мировой индустрии высоких технологий – журналом Software Magazine.

При этом, в отличие от IT-индустрии, белорусская система высшего образования и, в частности, IT-образования, не так известна своими успехами и традициями. Конечно, нельзя заявлять, что оно низкокачественное – речь идет о том, что достижениями мирового уровня, подобными тем, что показывает профессиональная индустрия, белорусское образование похвастать не может.

К примеру, в рейтинге THE World University Rankings 2016-2017 из 978 вузов единственным белорусским оказался Белорусский государственный университет (БГУ), занявший 801+ место. Согласно результатам многих международных рейтингов, страны бывшего СССР в принципе трудно причислить к мировым лидерам в области высшего образования. Однако, если рассматривать университеты стран СНГ и соседей РБ, можно заметить, что в этот рейтинг попали, в частности, по 2 литовских, латвийских и эстонских вуза, 4 украинских, 9 польских и 24 российских.

В топ-200 THE BRICS & Emerging Economies Rankings 2016 есть вузы из Литвы, Польши, Эстонии и России, но ни одного из Беларуси.

Схожие результаты белорусские вузы имеют и в QS рейтинге. В QS World University Rankings 2016-2017 представлены только два белорусских университета: БГУ (354 место) и Белорусский национальный технический университет (БНТУ, 701+) – а также 2 эстонских, 4 литовских, 6 украинских, 6 польских и 22 российских вуза.

В том же рейтинге, но по странам Восточной Европы и Центральной Азии QS University Rankings: EECA 2016, лучший из белорусских вузов, БГУ, занял 39 позицию, пропустив вперед себя 10 российских, 3 польских, 2 эстонских и по одному украинскому и литовскому вузу.

Конкретно IT-образование также сложно назвать локомотивом всего академического сообщества страны. Например, в предметном рейтинге QS по Computer Science в топ-500 попали университеты Эстонии (1), Польши (5) и России (7) и ни одного белорусского, в топ-100 THE по Computer Science – 2 российских вуза.

Понятно, что на основании только международных рейтингов нельзя однозначно судить о качестве образования в вузах, но, как минимум, можно сделать вывод об их узнаваемости и результатах научной работы.

Что касается научной работы, то в журналах, индексируемых Scopus, в период с 2006 по 2016 гг. с аффилиацией белорусских вузов и научных организаций было опубликовано 1 314 работ типа Article, Article in Press, Book, Book chapter, Conference Paper, Review. Для сравнения, латвийскую аффилиацию имеют 1 838 публикаций, эстонскую – 2 405, литовскую – 2 858, украинскую – 9 784, российскую – 26 929, польскую – 36 582.

На фоне соседних стран белорусское образование выглядит достаточно проигрышно. В связи с этим, возникает резонный вопрос: связаны ли успехи профессиональной IT-отрасли в Беларуси с достижениями высшего образования? Или же они определяются совсем другими причинами?

В поисках ответа на этот вопрос можно выделить несколько ключевых факторов развития отрасли и попробовать оценить их влияние с помощью экспертных комментариев представителей IBA Group – победителя конкурса Глобальной сорсинговой ассоциации «2016 EOA Awards». IBA находится в списке ведущих поставщиков услуг аутсорсинга The Global Outsourcing 100 и в списке Software 500, а также хорошо знакома со спецификой высшего образования в стране, поскольку сотрудничает с Белорусским государственным университетом (БГУ), Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники (БГУИР) и Гомельским государственным университетом им. Ф. Скорины (ГГУ).

Наследие советской IT-системы

Кандидат физико-математических наук, главный специалист отделения по архитектуре прикладного программного обеспечения IBA и научный руководитель совместной лаборатории БГУИР-IBA Иван Пилецкий считает, что фундамент для развития отрасли был заложен в Беларуси еще в советские годы.

«Информационные технологии в советское время были «визитной карточкой» Белорусской ССР. В ведущих белорусских вузах ещё более полувека назад, были созданы профильные – «вычислительные» – кафедры и факультеты, в 1964 году образован специализированный Минский радиотехнический институт (ныне БГУИР), – говорит И. Пилецкий. – Учредителями компании IBA в 1993 г. наряду с корпорацией IBM (вышла из состава учредителей в 1998 г.) выступили крупнейшие белорусские предприятия в сфере IT, созданные в советские времена: НИИ ЭВМ и Завод счетных машин им С. Орджоникидзе.

После развала СССР отрасль серьёзно сдала свои позиции. Однако приблизительно в это же время были созданы известные сегодня в Центральной и Восточной Европе компании EPAM, IBA, чуть позже – Itransition, Системные технологии и ряд других, которые начали заниматься IT-аутсорсингом и стали своего рода «спасательным кругом» для IT–специалистов, фактически оставшихся в то время без работы. Наверное, с этого момента и можно говорить о новом направлении в белорусских информационных технологиях – западном IT-аутсорсинге и возрождении IT-индустрии или даже о рождении «новой формации» белорусской IT-индустрии».

Помощь государства

Начальник отдела корпоративного имиджа и маркетинга IBA Инна Игонтова согласна, что в развитии белорусской индустрии немалый вклад государства:

«Сегодня белорусские информационные технологии – это бренд Беларуси, они формируют имидж нашей страны. Это одна из немногих отраслей, которая, экспортируя свои услуги и продукты по всему миру, сумела сохранить объемы и рост производства, несмотря на кризисную ситуацию в глобальной экономике.

Для развития национальной экономики нам приходится рассчитывать, в основном, на интеллектуальные ресурсы, которыми всегда славилась Беларусь, не имеющая существенных сырьевых запасов».

Действительно, IT-сектор Беларуси получил и серьезную государственную поддержку. В начале 2000-ых в стране начала обсуждаться идея создания аналога «Силиконовой долины», и в 2006 г. был открыт Парк высоких технологий (ПВТ). Резиденты ПВТ освобождены от корпоративных налогов и таможенных пошлин, а индивидуальный подоходный налог для них составляет 9% – против 13% для физических лиц и 16% для индивидуальных предпринимателей.

Низкие зарплаты в других сферах

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстат), номинальная начисленная средняя заработная плата в РБ за январь-сентябрь 2016 г. составила 713,9 белорусских рублей, что эквивалентно 373 долларам. За этот же период времени средняя зарплата работников, занятых в IT-сфере, составила 3 504,6 рублей, что эквивалентно 1834,6 долларам, то есть, в 5 раз больше средней зарплаты по стране. Это самая высокооплачиваемая сфера деятельности в республике.

Можно ли предположить, что белорусы, вне зависимости от профильного образования, стараются получить работу в IT-компаниях, а затем количество переходит в качество? В любом случае, в IBA не считают, что этот факт является определяющей причиной успехов отрасли.

«IT-индустрия, действительно, одна из самых привлекательных для соискателей в Беларуси. Но говорить о том, что она развивается за счет отсутствия конкуренции в других сферах некорректно, – считает И. Пилецкий. – Большую зарплату просто так нигде не платят, ни у нас, ни на западе, ни в России. Основные потребители услуг резидентов ПВТ – западные компании. IT-индустрия работает не «на склад», а на конкретного потребителя, выполняя конкретный заказ».

Высшее образование

Белорусская образовательная система унаследовала многие принципы советской, по этой причине существует мнение, что она довольно устаревшая. В частности, Беларусь только в 2015 г. вступила в Болонский процесс. Для сравнения, Россия – в 2003 г., Украина – в 2005 г., Литва и Латвия – в 1999 г.

Беларусь – одна из немногих постсоветских стран, в которых сохранилась практика распределения. Выпускники вузов, обучавшиеся на бюджетной основе, по окончании образования обязаны отработать два года в организациях (государственных или частных, в зависимости от профиля подготовки), с которыми сотрудничает университет.

Кроме того, в образовательных программах разных специальностей есть большое количество непрофильных предметов, таких как идеология белорусского государства, университетоведение и т.д.

В IBA не согласны с такой постановкой проблемы и считают, что сам факт вступления Беларуси в Болонский процесс свидетельствует о конкурентоспособности высшего образования в республике.

«А чем плохо распределение? Когда молодым специалистам предоставляется возможность применить и приумножить свои знания на практике, а не искать работу, теряя в поисках полученные знания и не приобретая новых? – спрашивает И. Пилецкий. –При распределении молодые специалисты получают гарантированную работу и первый производственный опыт.

Непрофильные предметы действительно есть в учебных программах высшей школы. Но на их существование можно смотреть как на дополнительную нагрузку, что не слишком хорошо и не радует студента. Но, с другой стороны, – лишних знаний не бывает. Оптимизировать программу необходимо, но подходить к этому нужно взвешенно».

Ольга Богдель, начальник отдела подбора и адаптации персонала IBA, считает, что белорусские вузы полностью покрывают потребности компании в молодых специалистах:

«Наше сотрудничество с ведущими вузами страны направлено на создание совместных лабораторий, обучение и стажировку студентов, обеспечение вузов общими сетевыми коммуникациями с выходом в Интернет, предоставление льготных программ обучения новым технологиям и продуктам, проведение совместных семинаров, участие специалистов компании в учебном процессе, организацию тренингов для преподавателей вузов и т.д.

За годы своей деятельности IBA Group в БГУ, БГУИР, ГГУ им. Ф. Скорины создала 7 компьютерных классов, учебно-производственные и научно-исследовательские лаборатории, открыла Академический центр компетенций технологий IBM в БГУИР, где проводятся курсы по продуктам и технологиям IBM, Центр БГУ-IBA. Мы поддерживаем членство БГУ в «Университетском альянсе SAP» (SAP University Alliances) – глобальной программе партнерства компании SAP с высшими учебными заведениями. Все это помогает студентам расширить и дополнить знания, полученные в университете».

В целом, в IBA не согласны с критической оценкой белорусского образования, в ответ на показатели международных рейтингов и данных Scopus приводят результаты международных соревнований по программированию, в частности, Международной студенческой олимпиады по программированию (ACM/ICPC). В этой олимпиаде традиционно высокие места занимают команды БГУ (2012 -2013 гг. – серебро, 2014 г. – 14 место, 2015 г. – 15 место) и БГУИР (2012 г. – бронза, 2016 г. – 17 место) среди 120-128 команд.

Хотя все же признают, что некоторые проблемы есть: «У нашей высшей школы достаточно высокий уровень, хотя, как и в других странах СНГ, есть ряд проблем. Одна из них – старение профессорско-преподавательского состава. И пока непонятно, каким образом решать эту проблему в существующих условиях, поскольку IT-профессионалы, которые могли бы преподавать в вузах, предпочитают работать в IT-компаниях из-за разницы в уровне зарплат.

Поэтому IT-компании, которые являются заинтересованной стороной в получении хорошо подготовленных молодых специалистов, активно участвуют в образовательном процессе. Мы прилагаем максимум усилий в этом направлении. Полагаем, что ситуация со сменой кадров у нас, в Беларуси, не хуже, чем у наших соседей».

В целом же, вопрос о взаимосвязи профессиональной индустрии и высшего образования очень обширный, и нужно провести не одно исследование, чтобы претендовать на обоснованность выводов. Как бы то ни было, опыт Беларуси определенно интересен тем, что этой стране удалось создать свои IT-продукты мирового уровня и свой аналог «Силиконовой долины», при этом не имея своего MIT, Стэнфорда или Гарварда.