"К концу учебы в школе я решил, что за программированием будущее — это такой навык, который везде в мире пригодится, так я и выбрал ФКН"
Никита Калинин — дважды лауреат стипендии Ильи Сегаловича, многократный победитель и призер международных олимпиад.
Никита дал нам интервью об олимпиадах, учебе в Хельсинском университете и дипломах Всероса.
Школьные годы
С пятого класса я учился в челябинском физико-математическом лицее №31, сейчас это третий лицей России. С 10 класса я учился в 239 лицее в Санкт-Петербурге, на тот момент это был первый лицей России. Там я жил в интернате при лицее до самого выпуска.
В школе я серьезно занимался физикой, ездил на международные олимпиады. Всего у меня четыре диплома Всероссийской олимпиады школьников — три по физике, один по астрономии. Я участвовал в международной румынской олимпиаде по физике: там я занял третье место в России и получил серебряную медаль в финале. Это был верх моей школьной олимпиадной карьеры, после чего я перестал заниматься физикой.
В школах обычно есть предмет "труд": у нас он назывался "технология", а изучали мы на нем технологию работы за компьютером. С пятого класса мы изучали текстовые и графические редакторы и писали сайты, а с шестого начали изучать Pascal. В десятом и одиннадцатом классах я занялся олимпиадами по программированию, но дважды не смог пройти на Всерос, оставаясь на уровне региона. К концу учебы я решил, что за программированием будущее — это такой навык, который везде в мире пригодится. Так я и выбрал ФКН, куда поступил по олимпиадам.
В университете
Я поступил на программу “Прикладная математика и информатика”, где узнал о существовании пилотных групп. Я задался целью попасть в такую, написав хорошо вступительную олимпиаду, я попал в м+п+ (продвинутые математика и программирование). Было тяжело: в группе оказалось 25 людей с самым мощным бэкграундом на потоке, всеросники по математике и программированию. Я никогда не занимался этим на таком высоком уровне, а тут сразу появилось очень много олимпиадной математики, а все в группе понимают и решают эти задачи. Я же не так хорошо с этим справлялся, что не давало мне покоя.
В итоге я решил заняться студенческой олимпиадной математикой. Летом 2020 года я взял золотую медаль на международной студенческой олимпиаде по математике (International Math Competition). В общей сложности, за время учебы в университете, я участвовал в 16 олимпиадах, в том числе в составе сборной ФКН. Были олимпиады, на которых я не мог решить ни одной задачи, но со временем я набрался опыта и у меня начало получаться.
После первого курса я поступил в Школу анализа данных на двухгодичную программу, и сейчас уже заканчиваю ее. Если говорить об оценках, то за все курсы ШАДа у меня одна оценка "хорошо", а все остальные — "отлично". Тем не менее, желающим поступить в ШАД стоит держать в голове, что это серьезная нагрузка, и если вы не чувствуете в себе силы, то стоит повременить с этим.
Студенческая мобильность
С января этого года я принимаю участие в программе международной студенческой мобильности с Хельсинским Университетом. Вся история с мобильностью возникла, когда я понял, что сегодня вся наука интернациональна, и чтобы заниматься ей полноценно, нельзя все время находиться на одном месте. Например, чтобы поступить в магистратуру за границу, лучше уже иметь какой-то международный опыт и хороший уровень английского языка. Чтобы закрыть эти вопросы, я решил поехать в европейский университет на полгода. Я начал рассматривать всевозможные вузы, и мой выбор пал на Хельсинкский Университет в Финляндии, где я получил стипендию First+. Я подавался на межфакультетскую мобильность, так как на факультетской мало стипендий, и — выиграл.
Из-за пандемии три раза пришлось менять билеты. Постоянно отменялись прямые рейсы в Хельсинки и было непонятно, смогу ли я полететь вообще. В итоге я летел через Турцию, ночевал в аэропорту Стамбула.
В Хельсинском Университете я изучал четыре предмета из области математики и компьютерных наук, все из программ магистратуры. Зачастую бакалаврские программы читаются на языке принимающей страны, в этом случае — на финском, но я узнал, что я могу набрать магистерских курсов на английском. Каждый курс очень плотный: три пары по два часа в неделю, кроме того, каждую неделю домашка — они ужали полугодовой курс в полусеместровый. Я слушаю курсы "Математические финансы", "Вероятностные модели", "Продвинутые байесовский методы" и "Automated Logical Reasoning". В какой-то момент я даже посещал курсы финского языка, могу базово изъясняться, например, в магазине.
Недавно я узнал, что меня приняли на лето на исследовательскую стажировку в IST Austria, и пришлось вернуться в Россию ради получения визы, где продолжаю изучать курсы мобильности удаленно.
Один из этих курсов имеет формат self-study: там мне просто выдали материалы прошлого года. Есть еженедельные задания, которые никто не проверяет, но если их не делать — не получится сдать экзамен. Из-за пандемии они поленились еженедельно проводить лекции, и вместо этого просто дали все материалы. Хуже было бы только: “Вот вам книжка, через два месяца экзамен”.
Но, с другой стороны, я избалован Вышкой: последний раз я сдавал экзамен в начале второго курса, все остальные у меня были автоматом. До приезда в Финляндию я уже отвык от того, что надо за два часа что-то делать такое, от чего зависит половина оценки. В ШАДе у нас тоже нет экзаменов, только накопленные оценки.
Будущим и текущим студентам ПМИ я желаю сил и терпения в реализации ваших начинаний. Учеба и жизнь на ФКН крайне разнообразна в своем проявлении, вы можете заниматься олимпиадами, общественной деятельностью, карьерным ростом — одним словом, закладывать фундамент своего будущего. Жизнь, с моей олимпиадной колокольни, представляется мне весьма конкурентной, и на мой взгляд все, кто поступил на ПМИ, уже обладают достаточным талантом, чтобы в ней преуспеть. К сожалению, одного таланта порой недостаточно, приходится прибегать к трудолюбию и упорству. Так будьте же сильны преодолеть все трудности и пройти путь студента до конца.