• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: +7 (495) 531-00-00 *27254

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович
Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич
Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна
Мероприятия
16 декабря – 18 декабря
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Компьютерные науки и анализ данных

4 года
Очная форма обучения
75/5
75 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
125/60/30
125 бюджетных мест
60 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных»

4 года
Очная форма обучения
90/12
90 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
120/80/30
120 бюджетных мест
80 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
25/5/1
25 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр по наукам о данных

2 года
Заочная
63/27
63 платных мест
27 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Математика машинного обучения

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Машинное обучение и высоконагруженные системы

2 года
Очная форма обучения
28/2
28 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Науки о данных (Data Science)

2 года
Очная форма обучения
65/15/20
65 бюджетных мест
15 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/10
25 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
50/1
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Глава в книге
Black-Box Optimization with Local Generative Surrogates

Belavin V., Ustyuzhanin A., Широбоков С. К. et al.

In bk.: Advances in Neural Information Processing Systems 33 (NeurIPS 2020). Curran Associates, Inc., 2020. P. 14650-14662.

Статья
The multiplicative-additive Lambek calculus with subexponential and bracket modalities

Kanovich M., Kuznetsov S., Scedrov A.

Journal of Logic, Language and Information. 2021. Vol. 30. No. 1. P. 31-88.

Выпуск 2021: часть 2

Выпуск 2021: часть 2

Canva

В 2021 году факультет выпустил более 400 человек. При этом выпускники бакалавриата получили 29 красных дипломов, а выпускники магистратуры — 62. Мы поговорили с выпускниками-бакалаврами:

Полина Силина
«Программная инженерия»

Изначально меня заинтересовал подход Вышки к учебе. То, что можно и нужно учиться в течение семестра, а экзамены весят не 100% от оценки — все это было мне очень близко. Кроме того, я ходила на дни открытых дверей, изучала учебные программы и так окончательно поняла, что мне нравится «Программная инженерия». Скажу сразу, что в выборе я не разочаровалась, наверное, потому что действительно делала его осознанно.

Ключевым моментом, когда я поняла, что отдала документы в правильное место, стала летняя школа по разработке мобильных приложений после 11 класса. В тот год она впервые проводилась для школьников. На второй или третий день ко мне подошла Дина Куликова, которая начала расспрашивать, что мне нравится или не нравится. Уже на следующий день некоторые моменты были изменены в лучшую сторону.

С бакалавриатом у меня связано действительно много дорогих сердцу воспоминаний, но большинство из них относятся не к каким-то мероприятиям или местам, а к людям, которых я здесь встретила. С группой у нас были достаточно хорошие взаимоотношения. Но, к сожалению, из-за мобильности я выпала из коллектива на полгода, а затем началась пандемия, и мы перестали неформально общаться. С другой стороны, среди одногруппников у меня есть лучший друг, с которым нас не разлучили эти обстоятельства, поэтому, я думаю, мы будем дружить еще очень долго.

Свой осенний семестр третьего курса я провела в Германии, в Техническом университете прикладных наук Регенсбурга. Так как учеба в этом университете начиналась только в октябре, за сентябрь я успела подтянуть немецкий язык, познакомиться со сказочным городом Регенсбург и даже немного попутешествовать по Баварии с другими иностранными студентами.

На этой мобильности я завела много хороших знакомств и у нас даже появились свои традиции, например, совместное приготовление ужина по воскресеньям и караоке по четвергам. Еще у меня появился настоящий друг из Бразилии, с которым мы до сих пор общаемся. Когда границы снова будут открыты, мы собираемся встретиться.

Зимой из-за рождественских каникул и других праздников в моем расписании появился целый свободный месяц, в который я отправилась в большое путешествие по Европе. Когда до ближайшей страны можно доехать за три часа и 15 евро, путешествовать очень удобно. Мне удалось посетить Нюрнберг, Вюрцбург, Берлин, Будапешт, Вену, симпатичный горнолыжный курорт в Австрии, Зальцбург, Амстердам и Прагу.

Регенсбург оказался потрясающим городом: во время дождя он становится сказочным. Домики с красной черепицей, соборы и мосты как будто преображаются, в начале осени еще цветут цветы, и их запах ярко раскрывается в пасмурную погоду.

Университет тоже оказался отличным. Современные здания, оснащенные всем необходимым, большой спортивный комплекс с бассейном. Было интересно узнать, что на территорию университета и во многие помещения доступ свободный, поэтому в столовой часто ужинали обычные жители города с семьями, а между корпусами прогуливались мамы с колясками.

Кратко рассказать о моем опыте мобильности невозможно, было слишком много всего, я даже попала на встречу с мэром города. Очень благодарна за то, что мне выпала такая возможность. Были и неприятные моменты, конечно, вещи, к которым сложно привыкнуть, но все это затмевается потрясающими воспоминаниями.

Кроме того, в первые два года обучения я активно участвовала в деятельности студсовета: я успела побывать членом студенческого совета ФКН и НИУ ВШЭ, заместителем руководителя Комитета по качеству образования студенческого совета НИУ ВШЭ. Кроме того, я дважды участвовала в организации похода ФКН, но потом, к сожалению, это стало невозможно из-за эпидемиологической ситуации в стране.

Еще со школы я хотела попробовать свои силы в преподавании, поэтому несколько раз помогала проводить летнюю школу по разработке мобильных приложений, вела там занятия. Затем ушла преподавать некоторые предметы в школу с очень интересным подходом к обучению.

Также у меня были подработки, проекты, но на официальную работу я устроилась только после защиты диплома, так как учеба для меня всегда была важнее. Участие в олимпиадах, конференциях и красный диплом помогли мне получить БВИ во многие магистерские программы.

Своим хобби могу назвать горнолыжный спорт, я отлично катаюсь на сноуборде. Однако настоящей отдушиной для меня является плавание.

Андрей Чулков
«Прикладная математика и информатика»

В школе я больше, чем программированием, увлекался олимпиадной математикой, но не видел себя в научной математической деятельности. Направление «Прикладная математика и информатика» казалось хорошей, более прикладной, комбинацией моих интересов. Хотелось не только придумывать новые вещи, но и реализовывать их на практике.

По отзывам олимпиадного сообщества лучшими московскими вузами по этому направлению считались ВШЭ и МФТИ. Последний я не рассматривал из-за расположения, так что выбор факультета дался мне не особо сложно, оставалось только поступить.

Эти четыре года были интересными и насыщенными, хотя пандемия сильно смазала впечатление от последних двух лет обучения. Из них мне запомнится много всего: новые знакомства на первом курсе, посвят и спонтанные поездки в общежитие, совместные нервные подготовки к коллоквиумам, преподавание в выездных школах, поездки на студенческие олимпиады и иностранные стажировки, непродолжительное возвращение к очным парам и редкие встречи с одногруппниками во время коронавируса.

Но главное, что я приобрел и буду помнить — это ценные знакомства с преподавателями, выпускниками, однокурсниками и младшими студентами. Бакалавриат я провёл в приятном коллективе чрезвычайно умных людей, всегда готовых помочь друг другу в трудные моменты. В этом один из больших плюсов нашей программы — можно учиться не только у преподавателей, но и у одногруппников. Выпускниками нашего курса действительно можно гордиться. 

Кроме того, в нашей группе можно было обсудить не только учёбу, но и другие насущные, часто неучебные вопросы, и мне запомнятся множество интересных дискуссий. В первые два года я учился в пилотной группе по математике и программированию, а большую часть последних двух лет (после разделения на специализации) мы провели под гнетом коронавирусных ограничений. Поэтому именно внеучебных социальных активностей в группе было не так много, как хотелось бы. Но нам всё равно удавалось изредка собираться, и, я надеюсь, что мы смогли построить между собой крепкие связи на будущее.

Помимо учебы я в основном занимался различной образовательной деятельностью. На первом курсе я ездил преподавателем в различные выездные и летние школы, а также давал задачи на олимпиады по программированию. Последние три года обучения я был преподавателем одной из параллелей в Tinkoff Generation — кружках по олимпиадному программированию для школьников, на которые в прошлом году суммарно ходило уже несколько сотен человек.

Параллельно я был на трех летних стажировках в Google (в Chrome, Shopping и YouTube), начиная с лета после второго курса, а также на двух стажировках в Яндексе (в ClickHouse и YT) в течение учебного года. 

В остальное время помимо учебы я старался успевать жить своей жизнью. Не знаю, можно ли что-то в моей жизни назвать полноценным хобби, но среди непрофильных вещей я увлекаюсь бадминтоном, катаюсь на горных лыжах, люблю петь, и однозначно слишком много времени смотрю сериалы. Из профильного мне интересны, в первую очередь, распределенные системы, разные более низкоуровневые вещи, оптимизации, C++ и так далее.

Сейчас я заканчиваю очередную (третью) стажировку в Google, находясь в Мюнхене. Параллельно я начал учиться в магистратуре ФКН по направлению «Анализ данных в биологии и медицине». В этом семестре я также являюсь семинаристом и активно участвую в организации нового углубленного курса по C++ у второкурсников ПМИ.

На ПМИ я учился на специализации по распределенным системам, что и является основной областью моих интересов сейчас. В ближайшее время хотелось бы уже перестать стажироваться, и начать полноценно работать в интересной команде. Пока на примете некоторые занимающиеся распределенными системами команды из Яндекса, с которыми я уже работал, а в дальнейшем будущем — команды схожей тематики в Google или другой крупной компании.

Заглядывая дальше, хотелось бы видеть себя за границей, солидным разработчиком или даже техническим руководителем в какой-то команде, делающей сложные инфраструктурные задачи и системы. Также хочется не отдаляться от преподавательской деятельности, а продолжать передавать свой опыт и приобретать новый, будь то на нашем и так уже отличном факультете и специализации, а может и где-то ещё.

Кирилл Быков
«Программная инженерия»

Когда-то давно, лет шесть назад, у Яндекса был малый ШАД — лекторий для школьников. Лекции там читали преподаватели из Вышки, многие — с ФКН. Так я и узнал о факультете. Хотя я и подавал документы в другие вузы, выбора у меня особо не было, Вышка была приоритетом. Программу я выбрал очень просто, на приемной комиссии посмотрел названия и выбрал ту, где не было математики — ПИ. 

Я активно участвовал в студенческой жизни на первом-втором курсе: я бывший секретарь студсовета — и ФКН, и всей Вышки. Нашел там друзей, со многими общаюсь до сих пор. На ФКН у меня лучшая подруга появилась, Полина Силина, мы с ней все проекты и активности по учебе делали. Много друзей у меня появилось с ФЭН, с одним из них я работаю вместе. Учился на военной кафедре, мне понравилось, очень веселое место, но юмор специфический. Еще я участвовал волонтёром в Московском международном салоне образования и ICM/ICPC. Со второго курса я работал.

Из внеучебных активностей могу выделить проект для Бориса Климова, который мы делали с Полиной — учет посещаемости студентов. До сих пор работаем над ним, ведь удаленка продлевает дедлайны.

Сейчас я учусь в магистратуре «Финансовые технологии и анализ данных». Еще я работаю преподавателем в проекте Data Culture, веду основы работы с данными на факультете коммуникаций, медиа и дизайна и Python на факультете мировой экономики и мировой политики. Также снова работаю учебным ассистентом на ПИ на третьем курсе по дисциплине «Математические методы анализа данных». Плюс ко всему, я работаю вне Вышки.

Сегодняшним первокурсникам ПИ сильно повезло, у них многое поменялось. Мне первый курс не очень нравился, но сейчас мне рассказывают, что там другой руководитель, другие преподаватели, стало действительно очень классно, структурированно. Программа дает хорошую стрессоустойчивость, умение работать с дедлайнами, большинство курсов актуальны, бесполезных курсов у нас не было. Желаю программе развития, а студентам — не просыпать дедлайны!

Андрей Гусев
«Прикладная математика и информатика»

Я всегда увлекался программированием и математикой. В школе у меня были хорошие учителя. После школы была возможность без вступительных испытаний пройти на матфак и ФКН Вышки. Другие направления я не рассматривал, выбрал ПМИ ФКН — мне показалось, что у меня останется свобода выбора между программированием и математикой, и я позже смогу решить, чем хочу заниматься. Также, думаю, сыграло роль то, что семеро моих одноклассников пошли туда же, куда и я. После второго курса необходимо было определиться со специализацией, и я решил заниматься машинным обучением — сейчас в моей деятельности много математики, но я больше провожу времени за написанием кода, чем за выведением формул на доске.

До университета я абсолютно не имел представления, что такое студенческая жизнь. Больше всего мне запомнились люди — я познакомился с теми, кто сейчас составляет 90% моего окружения. Также я четко уяснил, что вместе с кем-то добиваться своих целей гораздо проще. Важно найти кого-то, кто близок тебе по духу, по настрою, по ценностям, и вместе вам удастся достичь гораздо больше, чем в одиночку.  Поддержка ближайших друзей, взаимовыручка сыграли решающую роль на многих сложных учебных курсах.

Помимо учебной жизни на ФКН и в ШАД мы с одногруппниками собрались в две поездки. В первый раз мы  отправились в мае первого курса в Питер на неделю, это была очень компанейская поездка, было здорово. Через год мы собрались уже меньшей компанией, но зато поехали гораздо дальше — в Амстердам. Тогда я уже перешёл в новую пилотную группу по математике, но поддерживал контакт со старой группой, с ними впятером мы и поехали.

Помимо обязательных курсовых и дипломных проектов у меня  было достаточно  успешное выступление на соревновании Social Media Mining for Health — мы анализировали твиты, чтобы собрать информацию о побочных действиях разных лекарств. Меня позвали мои знакомые с «Фундаментальной и компьютерной лингвистики», у них было два человека, кто хорошо разбирается в лингвистике, один человек, у которого была сильная техническая сторона. Им нужен был еще один технарь, я им подошел. Мы готовили модель всю весну 2020 года и нам удалось победить в нашем направлении, в декабре вышла наша статья и мы выступили на конференции COLING 2020.

В этом сезоне я не подал ни одной заявки на магистратуру, решил посвятить больше внимания и сил работе, узнать, какие умения необходимы на практике. После ФКН остался значительный багаж теории, накопился потенциал, и благодаря этому на работе  получается быстро расти как специалист, очень много курсов оказались реально применимы. Этот год мне нужен, чтобы понять, чему необходимо научиться в магистратуре. 

Очень важно проявлять инициативу: если вам удалось найти то дело, которым хочется заниматься, то нужно не стесняться писать конкретным людям. Любая компания, любой бизнес состоит прежде всего из людей. Нужно подаваться, показывать свою заинтересованность, тогда люди станут вам доверять и вы сможете попасть, куда хотите. Я работал в Huawei, а когда ушел оттуда, очень долго искал место, где мне будет достаточно интересно и сложно, где я буду заниматься исследованиями. В итоге я написал  основателю компании in3D, он — один из сильнейших инженеров в Европе по компьютерному зрению. В компании не было позиции стажера, но я написал, сам предложил себя, и это сработало, меня взяли, я остался после стажировки, мне удалось влиться в команду. 

Алия Хасанова
«Прикладная математика и информатика»

Я очень долго и скрупулезно выбирала куда поступать и в течение последних трех месяцев 11 класса несколько раз кардинально меняла решение. На него в большой степени влияли мои старшие знакомые, на отзывы которых я опиралась. Мои друзья в основном шли в МФТИ, но Вышка тянула меня больше. Плохо представляла, что меня ждет, но решилась и ни разу не пожалела.

Первое, что меня очень удивило — это тотальное взаимное уважение. Студенты и преподаватели общаются на равных, студентов слушают и слышат, их мнение ценят и калибруют курс развития факультета в зависимости от их потребностей. Из неучебных воспоминаний первое, что приходит в голову, это, конечно, общага. Я несколько лет жила в Одинцово, и там я тесно сдружилась с ребятами, с которыми мы до сих пор близко общаемся и регулярно собираемся играть в настолки. Но поначалу общежитие было шоком, каждый раз ехать полтора часа в университет — очень тяжело и непривычно после относительно небольшого города.

Внутри группы у нас были очень теплые отношения. Я уверена, что своими успехами в учебе я обязана своему окружению, потому что когда ты постоянно находишься в обществе умных и увлеченных людей, они не дают тебе выйти из гонки и подталкивают развиваться дальше.

Я старалась использовать все возможности которые предоставлял университет для знакомства с новыми людьми: была учебным ассистентом по двум предметам, учебным консультантом для иностранных студентов, куратором первокурсников, волонтерила и занималась легкой атлетикой в Вышке, она, кстати, отличная, всем советую.

При поддержке факультета, мы с ребятами из группы собрали команду и ездили на хакатон в Швейцарию. Я дважды стажировалась в Google, один раз в Яндексе. Первый раз я ездила в Ирландию, второй раз должна была поехать в Швейцарию, но случился коронавирус и стажировка, к сожалению, прошла удаленно. 

Сейчас я планирую продолжать работать в Яндексе и вести семинары по С++ Advanced — курс, который мы делаем вместе с другими выпускниками ПМИ в этом году. В магистратуру пока не планирую поступать.

Я уверена, не нужно идти по распространенному пути — начинать работать 40 часов на втором-третьем курсе, если позволяют возможности. ФКН — это уникальное место, в котором предоставляется огромное количество возможностей. Стоит пробовать себя в как можно больше разном, понимать что нравится, что не нравится и постепенно вытаптывать свой собственный путь.

Николай Жамгарян
«Программная инженерия»

Я с детства интересовался математикой и участвовал в олимпиадах по математике и по физике. К последнему году обучения в лицее я заинтересовался олимпиадами по программированию. Примерно в это же время я узнал про Международную олимпиаду молодежи. Решил там поучаствовать, взял первое место по математике, второе по английскому. Это позволило мне выбирать между ПМИ и ПИ ФКН. На тот момент я программировал всего месяца три-четыре. Я хотел выбрать программу, на которой была бы математика вместе с программированием. Не знаю, почему именно выбрал ПИ, но об этом выборе я не пожалел. Мне кажется, что ПМИ — это более сложная программа, особенно для тогдашнего моего уровня программирования.

На ПИ, конечно, прекрасный преподавательский состав, все очень доброжелательны, все отличаются от школьных учителей, приветствуют интерес и трудолюбие. У меня были прекрасные одногруппники, с которыми мы сделали кучу проектов, вместе посещали лекции в ШАД Яндекса. На четвертом курсе у нас был проект по цифровизации предприятий. Он отличался от остальных, потому что обычно проекты учебные и применение им найти сложно, а этот проект был более прикладным. Здесь вместо команды из трех-четырех человек нас было восемь. Я взял на себя роль лидера, хотя до этого предпочитал оставаться в стороне, и не прогадал — этот опыт оказался для меня полезен. 

Еще больше в жизни мне пригодился мой диплом. Его тоже можно назвать командным проектом, потому что мой научный руководитель Алексей Мицюк оказался настоящим членом команды, помогал придумывать идеи, писать статьи. Нашей темой было автоматическое определение архитектурных стилей компьютерных программ. Для этого мы проанализировали массив кода на Python и Java, состоящий из трех тысяч репозиториев, в создании которого принимали участие около десяти тысяч разработчиков. Результаты исследования мы представили на конференции SYRCOSE 2021 и опубликовали статью в журнале РАН.

Во время учебы на ФКН я заинтересовался наукой о данных и машинным обучением. Хотя машинное обучение и преподавалось всего один семестр, преподаватели приветствовали интерес ко всему, поэтому я начал заниматься сам. По той же причине я полюбил платформу Coursera. Еще на первом курсе, на одном из самых первых предметов — дискретной математике — мы проходили обязательный курс на Coursera. С тех пор она запала мне в душу. За время обучения на ФКН я получил около 40 сертификатов. Сейчас я продолжаю свое обучение — учусь в магистратуре Master of Applied Data Science Мичиганского университета — также через платформу Coursera.

С начала четвертого курса я работаю ИТ-аудитором в KPMG. Сейчас я планирую продолжать работать и учиться в магистратуре. После выпуска я планирую найти работу в США, которая была бы непосредственно связана с наукой о данных, большими данными, data engineering. Возможно, я создам стартап или присоединюсь к отделу по инновациям какой-нибудь крупной компании.

Обучение в Вышке — это глоток свежего воздуха. Я рад, что попал в Вышку и на ФКН, потому что здесь я получил все, что хотел от бакалавриата и даже больше.