Прошел очередной международный мастер-класс ЦЕРН
25 февраля на факультете компьютерных наук состоялся ежегодный совместный с ЦЕРН мастер-класс по физике высоких энергий, который организовали и провели сотрудники лаборатории методов анализа больших данных LAMBDA Федор Ратников и Денис Деркач.
В этом году в нем смогли принять участие школьники из Москвы, Кирова, Тюмени и Липецкой области. В начале мастер-класса приветственное слово сказала первый заместитель декана ФКН Тамара Вознесенская.
У участников была возможность посмотреть вводную лекцию и ознакомиться с материалами лабораторной работы заранее, поэтому мастер-класс начался с обсуждения теоретических вопросов, а немного позже ребята приступили непосредственно к выполнению работы.
Ратников Федор Дмитриевич
Научно-учебная лаборатория методов анализа больших данных: Ведущий научный сотрудник
Мы очень рады, что несмотря на пандемию и другие сложности, мастер-класс в этом году прошел познавательно и интересно. Ребята подобрались творчески мыслящие и хорошо подготовились. Мы получили замечательный пример синергии, возникающей от международной кооперации различных команд.
Большой адронный коллайдер предназначен не только для поиска новых частиц, но и для более детального изучения уже известных. К ним относятся очарованные частицы (то есть те, которые содержат “очарованный” c-кварк), которые были впервые открыты более 30 лет назад. Помимо этого, в БАК рождается и большое количество побочных частиц, которые создают “шум”, мешающий работе исследователей. Ребятам предстояло выполнить задание, в котором используются реальные данные, записанные в эксперименте LHCb: в них были и сигнальные частицы, и шум. Целью поставленной задачи было проанализировать распределения массы и других параметров кандидатов в распады D0 мезонов, извлечь вклад собственно сигнала D0 и использовать события сигнала для измерения времени жизни D0-мезона. Наставниками ребят в выполнении работы выступили сотрудники LAMBDA Алексей Болдырев и Евгений Курбатов.
После выполнения работы состоялся телемост с экспертами ЦЕРН, которые обобщили результаты, полученные ребятами из России, Румынии, Франции и Италии, и провели экскурсию в экспериментальный зал Большого адронного коллайдера. Сравнить полученные знания ребята смогли в подготовленной организаторами викторине.
По окончании мастер-класса его участники поделились впечатлениями:
Владислав Антипович, Лицей НИУ ВШЭ, Москва:
«Я в полной мере удовлетворен временем, которое я провел на мастер-классе. За несколько часов я немного углубил свои знания о мельчайших частицах, о их взаимодействии, а также о том, как с ними работают на адронном коллайдере в Швейцарии. Но я думаю, что самое крутое в этом мероприятии были даже не сами задания (потому что лично для меня они не составили какой-либо сложности), а онлайн-конференция, которую организовывали двое иностранных ученых. Также на конференции присутствовали учащиеся из Италии, Испании, Румынии. Там мне предоставился шанс лично рассказать всем о результатах нашей работы, я рад, что смог применить знание английского для свободной коммуникации; а затем все мы побывали на виртуальной экскурсии непосредственно в коллайдере, но, правда, лишь в малой его части. Я уверен, что регулярное проведение подобных мероприятий будет очень полезно молодым людям, потому что учащиеся смогут время от времени пробовать что-то новое, и сравнивать результаты не только с друзьями и одногруппниками, но и с учениками из других стран, всё это способствует развитию кругозора и знания языка, что будет играть важную роль в будущей жизни».
Софья Циликова, ГБОУ “Лицей “Вторая школа”, Москва:
«Теория была для меня интересной, хотя что-то я и знала, но лишь малую долю рассказанного. Эксперимент для выполнения показался сложным технически. Больше всего понравилась конференция с учащимися из других стран. Очень люблю слушать английскую речь и тут я этим насладилась. И я увидела БАК изнутри! Представляете! Это очень-очень здорово».
Ольга Михайловна Казначеева, учитель МБОУ гимназия №3, Грязи:
«Надо отметить, что лекция и задания лабораторной работы были понятны и доступны для аудитории учащихся 10-11 классов. И, вместе с тем, содержали материал, выходящий за пределы школьной программы. Благодаря мастер-классу ребята, интересующиеся физикой и анализом данных получили представление о настоящем научном исследовании, почувствовали себя частью большой команды, получили языковую практику, задумались над будущей профессией. Мероприятие имеет мощнейший мотивационный аспект, вызывает потребность более глубокого изучения рассмотренного на мастер-классе вопроса».