• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: +7 (495) 531-00-00 *27254

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович
Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич
Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Компьютерные науки и анализ данных

4 года
Очная форма обучения
40/5
40 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
145/70/20
145 бюджетных мест
70 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Прикладной анализ данных

4 года
Очная форма обучения
90/12
90 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
135/100/20
135 бюджетных мест
100 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Экономика и анализ данных

4 года
Очная форма обучения
205/160/20
205 бюджетных мест
160 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
25/5/1
25 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр по наукам о данных

2 года
Заочная
21/9
21 платное место
9 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Математика машинного обучения

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Машинное обучение и высоконагруженные системы

2 года
Очная форма обучения
28/2
28 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Науки о данных (Data Science)

2 года
Очная форма обучения
30/10/10
30 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные компьютерные науки

2 года
Очная форма обучения
32/5
32 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
50/1
50 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Глава в книге
Towards Understanding and Answering Comparative Questions

Bondarenko A., Ajjour Y., Dittmar V. et al.

In bk.: WSDM 2022 - Proceedings of the 15th ACM International Conference on Web Search and Data Mining. Association for Computing Machinery (ACM), 2022. P. 66-74.

Статья
Empirical Variance Minimization with Applications in Variance Reduction and Optimal Control

Belomestny Denis, Iosipoi L., Paris Q. et al.

Bernoulli: a journal of mathematical statistics and probability. 2022. Vol. 28. No. 2. P. 1382-1407.

Глава в книге
Exponential savings in agnostic active learning through abstention

Puchkin N., Zhivotovskiy N.

In bk.: Proceedings of Machine Learning Research. Vol. 134: Conference on Learning Theory. PMLR, 2021. P. 3806-3832.

Статья
Measurement of the W boson mass

Derkach D., Maevskiy A., Karpov M. et al.

Journal of High Energy Physics. 2022. P. 1-38.

Глава в книге
Empirical Study of Transformers for Source Code

Chirkova N., Troshin S.

In bk.: ESEC/FSE 2021: Proceedings of the 29th ACM Joint Meeting on European Software Engineering Conference and Symposium on the Foundations of Software Engineering. Association for Computing Machinery (ACM), 2021. P. 703-715.

Интервью с лауреатами стипендии Сегаловича-2022. Часть 1

Интервью с лауреатами стипендии Сегаловича-2022. Часть 1

ФКН

Традиционно поговорили с лауреатами стипендии Сегаловича этого года. О том, как они попали на ФКН, какие имеют успехи и что думают о награде — в нашем материале

Даниил Тяпкин
1 курс, «Математика машинного обучения»

На ФКН я еще с бакалавриата, и от всех четырех лет обучения я был в полном восторге, поэтому решил здесь же продолжить обучение в магистратуре. После почти года на «Математике машинного обучения» я понимаю, что совершенно не ошибся. Я думаю, что главное — это делать вещи, от которых ощущаешь драйв. В таком случае никогда не будет проблем с мотивацией, а ресурсы для занятий любимым делом всегда найдутся. 

Сейчас я работаю в международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных и занимаюсь двумя темами: теорией обучения с подкреплением и оптимизацией. Мои исследования в обучении с подкреплением направлены на развитие байесовских методов в этой сфере. Последняя работа связана с тем, как можно поощрять агента за исследование среды. Классический подход связан с добавлением к наградам некоторого бонуса, который выражается через количество посещения агентом состояния среды. К сожалению, такой подход невозможно обобщить на нейронные сети и он остается исключительно теоретическим. Наш метод связан с построением подобного бонуса путем прямой оценки неопределенности переходов агента, используя байесовский бутстрап. Самое главное, что такой подход можно сформулировать в терминах нейросетей и получить алгоритм, сравнимый по качеству с существующими.

Я получаю стипендию имени Ильи Сегаловича уже третий раз, поэтому не могу сказать, что ощущаю такой же восторг, как и в первый раз. Но все равно очень приятно понимать, что факультет тебя ценит и поддерживает.

Петр Гринберг
3 курс, «Прикладная математика и информатика»

В школе я писал перечневые олимпиады по математике и информатике, причем последней начал заниматься только в 11 классе. За год мне удалось стать победителем и призером множества олимпиад, которые давали мне БВИ на все факультеты России, кроме «Прикладной математики и информатики», поэтому за последние два месяца школы мне пришлось готовиться к ЕГЭ, по которому я в итоге и поступил, набрав 304 балла. Я выбрал именно ПМИ, потому что хотел получить наилучшее качество знаний, но при этом не быть обремененным огромным количеством неинтересных мне предметов и областей.
  
Я увлекаюсь музыкой и звуком и подумал, что может быть интересно совместить их с моей научной работой. Со второго курса я работаю в Samsung R&D Institute Russia. В первый год я занимался улучшением качества голоса: нужно было убрать шумы из сигнала с речью. Тогда я еще не разбирался в машинном и глубоком обучении, поэтому успехи были невелики. На третьем курсе я выбрал специализацию «Машинное обучение и приложения», которая помогла мне заметно развить мои навыки. Задача в лаборатории сменилась на звуковой антиспуфинг: нужно разработать систему биометрической защиты, которой не страшны попытки неправомерного доступа с фальсифицированными данными. В марте я принял участие в международном соревновании SASV Challenge 2022 и занял 16 место из 23 по одной из метрик и 8 из 23 по другой. Также я написал статью по этому решению, а сейчас дописываю курсовую работу и еще одну статью, в которой проверяю систему на практике.
  
В свободное время я занимаюсь музыкой. Хожу на гитару и вокал. Дома пишу различные аранжировки и каверы. Может когда-нибудь напишу полностью свою песню. Помимо работы в лаборатории и хобби, на втором курсе я был учебным ассистентом по линейной алгебре. У меня есть свои представления о том, каким должен быть хороший ассистент, и я старался им соответствовать. Но это очень трудоемкая задача, на которую у меня не хватило сил и времени на третьем курсе. Я дважды получал награду «Лучший учебный ассистент«, и, думаю, мне удалось продвинуть свои идеи студентам младших курсов.
 
Я хотел стать лауреатом стипендии еще с первого курса — на втором курсе у меня была только номинация. В этом году не было такого эффекта напряженного ожидания — лауреатов объявили заранее по почте. Увидев письмо, я улыбнулся, но не поверил. Думал, что восторг будет при получении сертификата, ведь я так долго к этому шел, но и тогда я лишь улыбнулся — видимо, накопилась усталость и пора отдохнуть.
  
Студентам, которые тоже хотят стать лауреатами, я советую не бояться пробовать работать над задачами, которые вас действительно интересуют. Подавайтесь на заманчивые стажировки и проекты, даже если думаете, что вы не пройдете. Отказ — это не страшно, плохо даже не попытаться. Во время работы над такими задачами у вас будут гореть глаза, и вы быстро накопите огромный багаж знаний, с которым сможете податься на стипендию и заполучить ее. Также не стесняйтесь рассказывать о себе преподавателю, когда он будет подавать на вас заявку.

Фома Шипилов
3 курс, «Прикладная математика и информатика»

Я думал поступать в МФТИ или МГУ, но на ФКН мне подробно расписали плюсы программы обучения и системы образования в Вышке, и я решил пойти сюда. Больше всего привлекла высокая вариативность программы — возможность определять свой образовательный трек с помощью курсов по выбору.

Машинное обучение мне было интересно еще со школы, однако, воплотить интерес в реальность не удавалось. Поэтому, когда на втором курсе появилась возможность выполнять курсовой проект по улучшению качества мультфильма с помощью нейросетей (супер-резолюшн) от компании Huawei, я ни минуты не сомневался. Было сложно, поскольку проект предназначался для третьекурсников, уже изучивших курсы по машинному обучению, но интересно. В результате успешного выполнения проекта меня пригласили на стажировку в команду компьютерного зрения Huawei, где я занимался разработкой новых способов генерации данных для задачи улучшения качества картинок.

Сейчас, на третьем курсе, в рамках курсовой работы я занимаюсь применением машинного обучения в физике. Мы разрабатываем методы реконструкции и симуляции детектора FARICH (черенковский аэрогелевый детектор), который планируется использовать на строящемся российском синхротроне. Мне нравится, как машинное обучение предоставляет возможность заниматься крутыми междисциплинарными задачами.

Кроме того, я работаю учебным ассистентом: я помогал на курсе Дискретная математика-1 и на двух онлайн-курсах ВШЭ на Coursera (Algorithms and Data Structures Part I & II). Работа ассистентом дает уникальную возможность получить опыт преподавательской деятельности и вспомнить материал прошедших курсов. Также я участвую в олимпиадах «Я — профессионал» (призер) и «Высшая лига» (диплом I степени), волонтерил на днях открытых дверей для абитуриентов, участвовал в жизни факультета и т.д.

В свободное время мне нравится программировать свои небольшие проекты, делать электронную музыку, кататься на горных лыжах и смотреть аниме. Недавно меня также заинтересовал урбанистический активизм: создание общественного запроса на современную, удобную и безопасную городскую среду.

Когда я узнал о присуждении стипендии, то вначале я очень удивился, потому что совсем не рассчитывал на то, что получу ее. Все-таки я знал, как много сильных ребят подали представления. Но после удивления пришло осознание, насколько важное это событие, и я искренне порадовался. Стипендия Сегаловича — это определенный статус, знак того, что у студента впереди большие перспективы, поэтому я также почувствовал ответственность и желание оправдать ожидания.

Тем, кто хотел бы получить стипендию, я бы посоветовал ничего не бояться и идти к своей цели. Если вы горите какой-то темой и жаждете деятельности — не нужно пасовать и убеждать себя, что вы слишком мало знаете или не справитесь с нагрузкой. Нужно брать именно эту тему, а не ту, которую «потянете ». И не бойтесь просить преподавателя или иного сотрудника подать для вас представление. Можно смотреть на это, как на способ узнать, насколько вы круты. Если откажут  — не беда, значит, еще не время. Но без таких попыток можно упустить момент, когда вы уже достаточно крутые, но пока сами этого не понимаете.

Владимир Романов
3 курс, «Прикладная математика и информатика»

На ФКН я пошел потому, что я не видел лучшей альтернативы в России. Наверное, еще с десятого класса, когда я лишь начал задумываться о том куда идти, выбор был очевиден — все мои знакомые по олимпиадам стремились туда. Кроме того, с диплом всероссийской олимпиады для меня были открыты все двери. Я вообще достаточно много участвовал в различных олимпиадах, сначала школьных, а потом в таких как, например, ICPC. 

В свободное время я иногда рисую. Также люблю смотреть сериалы и фильмы, в особенности что-либо анимированное. Также последний год стал резко увлекаться настольными играми, уже есть приличная коллекция. 

Мне было просто приятно узнать, что я получил стипендию, и что мои старания были оценены. В моем понимании, чтобы стать лауреатом, нужно просто любить учебу и стремиться узнать для себя что-то новое.

Федор Куянов
2 курс, «Прикладная математика и информатика»

Когда в 2020 году я окончил маткласс 57 школы, передо мной стояла нелегкая задача выбора будущего университета — среди вариантов были МФТИ, СПБГУ, матфак и ФКН Вышки. После бесед с разными людьми, ФКН показался мне оптимальным вариантом, учитывая мою склонность к математике и компьютерным наукам. Кроме того, многие мои одноклассники тоже пошли на ФКН, и мне было приятно, что я продолжу общаться с ними.

Учеба на ФКН мне нравится, отчасти из-за хороших преподавателей, отчасти из-за обширного набора курсов по выбору. На первом курсе, например, я выбрал факультатив по дискретной математике и курс по программированию на языке Kotlin. Такая свобода выбора есть далеко не в каждом вузе, и я рад, что Вышка оправдала мои ожидания.

В начале второго курса всем было предложено выбрать тему для своей будущей курсовой. Меня зацепил проект под руководством Михаила Скопенкова, посвященный шашкам Фейнмана — математической модели квантовой физики. В этой теории есть много открытых проблем, которые мне очень интересны — например, исследование положения пиков вероятности обнаружить электрон в произвольный момент времени. На текущий момент у меня получилось решить некоторые открытые задачи, и вдобавок я поделился своими продвижениями на конференции «Ломоносов-2022 ». В целом, мне нравится заниматься математикой как наукой, и это направление меня очень привлекает. 

Тем не менее, я понимал, что шансов получить стипендию у меня немного — конкуренция очень высока. И потом, у меня уже была неудачная попытка в прошлом году. Как только я получил сообщение об успехе, я похоже обрадовался так, что проходящие мимо другие лауреаты начали делать мне замечания. Мне кажется, наиболее правильная стратегия для достижения цели (и, например, получения стипендии) — не зацикливаться на чем-то одном, а пробовать себя в самых разных задачах. Ну и помнить, что удача тоже играет не последнюю роль.

Вообще учиться на ФКН непросто (особенно если набирать в каждом модуле кучу дополнительных курсов), поэтому свободного времени остается совсем немного. Основная моя внеучебная деятельность — участие в олимпиадах по математике и программированию. В свободное от учебы время я люблю делать проекты — например, я написал собственную тестирующую систему для соревнований по программированию. Кроме того, я увлекаюсь шахматами, а также смотрю сериалы и читаю художественную литературу, преимущественно на английском.

Павел Захаров
1 курс программы Математика машинного обучения

На ПМИ я пошел, если откровенно, без какого-либо умысла: просто ФКН был заметен в инфополе, а прочие места доверия не вызывали. Однако факультет оправдал мои самые смелые ожидания. Замечательный преподавательский состав, глубокая программа и, самое главное, великое множество возможностей для занятия наукой, преподаванием и прочими активностями. 

Последние два-три года я занимаюсь исследованиями в области случайных графов под руководством профессора Дмитрия Шабанова. Вместе мы написали несколько научных текстов и опубликовали несколько статей. Наука, которой мы занимаемся, находится на стыке экстремальной комбинаторики и теории вероятностей, так что исследования будут интересны энтузиастам из обеих областей. Еще на первом курсе я услышал, что старшие товарищи занимаются случайными графами, и существование подобной области меня по-настоящему впечатлило. И вот, спустя четыре года, я провожу интересные мне исследования и двигаю науку в светлое будущее. 

Из внеучебной деятельности могу выделить преподавание. Я читаю лекции по теории вычислений и веду семинары по теории вероятностей и математической статистике. Приятно, что Вышка доверяет молодым преподавателям. О результатах говорит заметный прогресс факультета в последние годы.  

Классно, что удалось стать лауреатом стипендии, ведь я упорно трудился пять лет, но в прошлые года как-то не срасталось. Также здорово, что научная и преподавательская деятельности дают свои плоды. 

Ну и совет будущим лаутреатам: учитесь и обрастайте интересными знакомствами. Ведь именно для этого и существует наш любимый университет.