16-30 июля прошла восьмая летняя школа по компьютерным наукам. Школа проводилась факультетом компьютерных наук на базе Центра поддержки одаренных детей «Стратегия» (Липецк) при поддержке Липецкого института развития образования.
Школа собрала 95 участников — школьников 8-10 классов — из 30 городов России. Чтобы принять участие в школе, нужно было пройти два этапа отбора — решить задачи на платформе Codeforces. Также участники должны были владеть языком программирования C++ и уметь реализовывать базовые алгоритмы.
Основная цель летней школы — подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников по информатике и другим перечневым олимпиадам. В зависимости от уровня знаний участники были разделены на четыре параллели:
- Параллель A для учащихся 9-10 классов, которые уже хорошо знакомы с алгоритмами и имеют опыт участия в олимпиадах по информатике;
- Параллель B: для учащихся 9-10 классов, хорошо выступивших на региональном этапе Всероссийской олимпиады;
- Параллель B’: для учащихся 8-10 классов, хорошо владеющих алгоритмами параллели C, но имеющих недостаточный опыт их применения;
- Параллель C: для учащихся 8-9 классов, готовящихся к участию во Всероссийской олимпиаде.
На летней школе изучались такие темы, как структуры данных, бинарный и тернарный поиск, графы, вычислительная геометрия, сортировка и их применение для решения олимпиадных задач.
Организаторы и участники поделились своими впечатлениями о школе:
Мария Манахова
Выпускница бакалавриата «Программная инженерия», преподаватель школы
Я приезжаю преподавать в ЛШКН уже третий раз подряд, в этом году была самая большая по численности смена. Мне кажется, это очень здорово, что все больше ребят интересуется программированием, раз уж у нас сейчас все цифровизируется. Я работала с самой младшей параллелью — С, читала часть лекций, готовила каждодневные контесты для занятий, проводила разборы задач и просто помогала ребятам с чем-то разобраться. На начальном этапе очень важно поддерживать контакт с ребятами, чтобы они не боялись задавать вопросы, если им что-то непонятно, рассказать, что делать в случаях, если задача «не заходит» (дебаг, стресс-тестирование и т.д.).
В этом году в моей параллели оказались ребята с достаточно хорошей подготовкой, поэтому некоторые темы мы скорее закрепляли, чем проходили с нуля. Мне кажется, большой плюс таких летних школ в том, что дети чувствуют себя сильно расслабленнее, чем на школьных занятиях, поэтому активнее участвуют в обсуждениях и не боятся выходить к доске, потому что плохую оценку уж точно никто не поставит. Еще мне было очень приятно увидеть, что ребята, у которых я год-два назад преподавала на ЛШКН, перешли в старшие параллели и весьма успешно там себя показали. Хочется верить, что в этом есть и моя заслуга.
Валерий Хворостяной
Студент второго курса курса бакалавриата «Программная инженерия», преподаватель школы
Я впервые был на такой летней школе в качестве преподавателя. Работал с самой младшей параллелью. Первое, самое важное, что мне запомнилось — это коллектив. Я был знаком далеко не со всеми преподавателями до школы, был рад познакомиться с ними во время ЛШКН. У нас была очень теплая дружеская атмосфера, все готовы помочь, подсказать; да и просто пообщаться со всеми было крайне интересно.
То же самое можно сказать о детях. Те, кто ответственно подходили к решению занятий, показали заметные улучшения к концу школы. От детей было много вопросов, это очень хорошо и полезно. Все устроено так, что дети не бояться задавать вопросы. Поэтому действительно понятно кто с какой темой разобрался лучше. В целом, приятно видеть ребят, которые не только сидят в номерах решая задачи, но и играют в настольные игры, футбол и другие игры.
Дмитрий Пугачев
Школа ЦПМ (Москва), участник школы
ЛШКН 2022 прошла для меня максимально уютно и полезно. Начиная от заезда и заканчивая вечерними мероприятиями было видно, что все стараются и заботятся о том, чтобы школа прошла комфортно для учеников. В этом году преподаватели старшей параллели решили давать мешапы на 12-14 задач вместо привычным всех лекций и тематических контестов. Эксперимент мне очень понравился и теперь я хочу, чтобы все подобные школы переняли этот опыт!
Андрей Кобзев
Лицей ФТШ (Обнинск), участник школы
Было полезно порешать задачи, познакомиться с новыми людьми, узнать новые структуры данных и алгоритмы, применить их в решении олимпиадных задач.
Александр Чистяков
Школа ЦПМ (Москва), участник школы
Из плюсов: замечательные люди и новые знакомства, просто потрясающие преподы, у нас было много контестов с интересными идеями. Я даже потоки впервые на нетематическом контесте написал. Но было бы здорово, если бы преподаватели больше общались с участниками вне занятий.
Николай Хадзакос
Лицей №14 (Ставрополь), участник школы
В ЛШКН я приехал изучить новые алгоритмы, про которые когда-то слышал. Было сложно, но преподаватели всегда оказывали помощь, даже после учебных траекторий. Также я встретил своих старых знакомых и завел новых друзей, что крайне полезно в нашей деятельности. Все было замечательно!
Данила Одессер
Физико-математический лицей №366 (Санкт-Петербург), участник школы
Все отлично прошло, мне очень понравилось, было немного грустно уезжать. Я узнал много нового и полезного.