• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпуск 2023. Часть 1

Выпуск 2023. Часть 1

Дарья Бочарова // ФКН

Начинаем рассказ о выпускниках 2023 года. В первой части выпускники программ «Прикладная математика и информатика», «Программная инженерия» и «Прикладной анализ данных» расскажут, как на них повлияло время на ФКН и помечтают о будущем. 

Петр Гринберг
Прикладная математика и информатика

В школе я хорошо знал математику и информатику, а другие предметы мне не нравились. Поэтому при поступлении выбор падал на топовые факультеты России по этим предметам: ФКН и матфак ВШЭ, ФПМИ в МФТИ. Математика без информатики мне казалась слишком непрактичным выбором, а Физтех — слишком несвободным и, возможно, дающим излишнее количество знаний. 

Остался ФКН, на котором тогда было всего три программы: ПМИ, ПИ и ПАД. Я не видел смысла в двух дипломах, а ПИ казалась связанной только с информатикой, поэтому осталась «Прикладная математика и информатика». К тому же именно про эту программу я слышал много хороших отзывов. Хоть у меня и были олимпиады, поступил я по баллам ЕГЭ.

Я пропустил студенческую жизнь в том формате, в котором обычно она понимается. Я не ходил на посвят и другие подобные мероприятия, где студенты устраивают себе развлечения — мне такое неинтересно. Единственные мероприятия, которые я посещал, — это дни открытых дверей и другие встречи с абитуриентами и студентами младших курсов. Больше всего, наверное, мне запомнился кораблик со всеросниками в 2022 году. Это был необычный опыт.

Моя студенческая жизнь была почти полностью посвящена учебе. Я считаю, что программа ПМИ — очень сильная для бакалавриата, особенно на специализациях «Машинное обучение и приложения» и «Распределенные системы».

У нас в группе были очень умные и дружелюбные ребята, мы помогали друг другу в разных ситуациях. С активностями было сложновато, поскольку много людей рано начали работать. Но были несколько раз, когда наша группа выдвигалась куда-то потусить, иногда даже с преподавателями.

Помимо учебы я пробовал делать проект по генерации заданий для курса по линейной алгебре, а также работал в Samsung R&D Institute. Все курсовые и ВКР я брал с работы, поэтому в каком-то смысле моя работа также была учебой. На третьем и четвертом курсах я пробовал писать статьи на топовые конференции по компьютерным науками и обработке речи.

Кроме того, я активно занимаюсь музыкой. Во время учебы я ходил на разные курсы: вокал, гитара, сведение музыки, экстремальный вокал. Еще я пробую писать песни.

Сейчас я пытаюсь научится отдыхать, потому что все четыре курса я был трудоголиком. Однако все еще остались несколько рабочих задач, которые нужно доделать, например, опубликовать статью.
Я поступил на магистерскую программу Data Science в Федеральной политехнической школе Лозанны (EPFL) в Швейцарии. Там многое пересекается с программой ПМИ, но есть несколько интересных курсов, в том числе по звуку, которые мне хочется пройти. Хочу попробовать параллельно преподавать или ассистировать на ФКН.

Дарья Федотова
Программная инженерия

Выбор факультета для обучения стал для меня не самой тривиальной задачей, потому что я долгое время была уверена, что моя жизнь будет связана с архитектурой. Но однажды жизнь развернулась на 180 градусов, и я решила, что хочу пойти в ИТ. Для меня были открыты различные возможности поступления по международным олимпиадам, но самым привлекательным показалось поступление на ФКН. Мне хотелось заниматься чем-то прикладным, разрабатывать программные продукты. Так я и оказалась на «Программной инженерии».

Для любого студента все четыре года обучения — уже запоминающееся событие. Но особенно памятными для меня стали первые годы, когда ты только вливаешься в процесс, днями и ночами готовишься к сессии вместе со своими друзьями и практически засыпаешь на самих экзаменах. Есть в этом своя студенческая романтика.

За годы обучения я сменила три группы. Благодаря этому я завела много классных и полезных знакомств среди однокурсников. Нам удавалось поддерживать теплые отношения даже во время пандемии, когда все находились в разных уголках планеты. Я надеюсь, что и в дальнейшем нам удастся сохранить эту связь.

Неотъемлемой частью моего обучения на ФКН стало участие в развитии студенческой организации CSTATI, которая занимается проведением мероприятий для студентов и сотрудников факультета. Благодаря CSTATI нам удалось собрать очень дружное сообщество активных ребят, которые с удовольствием занимаются внеучебной деятельностью на факультете.

Лично для меня организация мероприятий стала своего рода хобби, которое помогает мне иногда разгрузить голову от учебы и работы и погрузиться в более творческую атмосферу.

Поскольку программная инженерия позволяет студентам развиваться во многих сферах ИТ, в процессе обучения я осознала, что хочу двигаться в направлении ИТ-менеджмента. Сейчас я работаю продакт-менеджером в студии разработки игр IThub games. Мы занимаемся не только разработкой игр, но и активно продвигаем геймдев-образование на территории России и не только.

Дениc Озмаден
Программная инженерия

Несмотря на то, что в 2019 году я жил в Турции, я хотел получить образование в российском университете. Хотя я и сдавал ЕГЭ по информатике, я не был до конца уверен в том, чем хочу заниматься дальше. Я выбрал «Программную инженерию», потому что довольно хорошо разбирался в компьютерах и был уверен в том, что с таким образованием точно получится найти работу.

Выбор между ПИ и ПМИ был сложным, но ПИ меня привлекла тем, что здесь меньше математики и больше программирования. На ПИ учатся тому, как создавать программные продукты от начала до конца, а еще получаешь опыт работы со всеми популярными языками программирования во время учебы.

Меня приняли в два вуза, СПбГУ и ВШЭ. Я выбрал Вышку, так как здесь мне больше понравилась структура обучения и отношение к студентам. В интернете доступно огромное количество информации о ФКН, поэтому я знал, куда иду. Еще мне понравилась возможность выбирать курсы, попасть на интересный майнор. А еще мне больше нравится Москва.

Прекрасно помню свои первые дни в Вышке. В тот год открывался корпус на Покровском бульваре, который сразу произвел приятное впечатление. Все студенты изучали его. Сейчас с ностальгией вспоминаю про День Вышки в Парке Горького в 2019 году. Он проходил в огромном пространстве, было много интересных мероприятий, глаза разбегались от количества стендов студорганизаций. Очень жаль, что после ковида Дни Вышки не проводились.

На первом курсе было чувство невероятной сплоченности среди студентов. У нас были консультации по сложным предметам, во время которых огромная лекционная аудитория была полностью занята. Студенты рассказывали, как решать задачи, присылали конспекты и всячески поддерживали друг друга.

Я очень ценю Вышку за то, какое количество интересных людей здесь можно случайно встретить. Например, с одним другом я познакомился ночью в библиотеке, когда нужно было срочно готовиться к экзамену. С другими я знакомился в коворкингах, аудиториях, на разных мероприятиях. Большинство моих нынешних друзей — это те, с кем я случайно познакомился в Вышке. Здесь можно встретить людей из разных мест от Калининграда до Хабаровска (и даже дальше, потому что много иностранных студентов). Это очень классно.

Один из плюсов Вышки состоит в том, что здесь окружение мотивирует тебя меняться в лучшую сторону. Когда я поступал, я думал, что буду работать только после окончания учебы. Однако с такими мотивированными студентами рядом это практически невозможно, чувствуешь себя отставшим от них. Очень круто, что здесь помимо учебы студенты помогают друг другу искать работу.

Мы с однокурсниками были на таких вышкинских мероприятиях, как фестиваль НОЧЬ и Научные бои. Какое-то время я занимался написанием научных статей, выступал на конференции CoCoS и разрабатывал пару проектов.

Сейчас я работаю Android-разработчиком в Яндексе, параллельно создаю собственные проекты. Очень посчастливилось, что на третьем курсе я записался на факультатив по Android-разработке от Яндекса. Я закончил его на «отлично», преподаватели меня позвали на собеседование — так я и нашел работу. Я планирую и дальше развиваться, покорять новые вершины — как раз сейчас определяюсь с магистратурой.

Олег Мальченко
Прикладной анализ данных

Уже в восьмом классе я хотел учиться в Вышке, правда, тогда меня интересовала экономика, а не компьютерные науки. Так я поступил в десятый класс Лицея Вышки на «Математику и экономику». Но оказалось, что с экономикой я совсем не дружу. В то же время, мне понравились продвинутые алгебра и геометрия. Сложные задачи не всегда давались мне, поэтому я начал думать, как их можно решить не совсем «прямым» путем. Таким образом, я пришел к первому опыту программирования в моей жизни — численному решению алгебраических задач на Python. 

Возможности, которые открыло передо мной программирование, были такими необъятными, что я решил заниматься им и дальше. В 11 классе одним из самых привлекательных треков оказался «Анализ данных и искусственный интеллект». Поэтому, когда я выбирал программу бакалавриата, «Прикладной анализ данных» стал для меня самым интересным вариантом. К тому же очень привлекала возможность получить второй диплом от Лондонской школы экономики и учиться на английском. Решение поступать на ПАД стало одним из самых правильных в моей жизни.

На первых порах моя студенческая жизнь состояла из постоянного изучения совершенно новых для меня тем. Я не хотел отставать от однокурсников, у которых уже был опыт программирования. Особенно мне запомнилось состояние потерянности, когда я ничего не понимал на лекциях по дискретной математике или по алгоритмам. Тем не менее, благодаря усердному труду и интересу к учебе, я сумел разобраться во всех непонятных мне темах. Теперь, спустя три года, я занимаюсь исследованиями в области теоретического машинного обучения, что доставляет мне огромное удовольствие. 

Особенно хорошо я помню, как мы с одногруппниками делали подарок — сладкий букет — Ольге Орёл, нашему семинаристу по курсу Calculus I. Она сумела провести нас через весь курс несмотря на многие трудности и вдохновила многих на дальнейшее изучение высшей математики. Она очень радовалась нашему подарку.

За время учебы моя 193 группа стала моей второй семьей. В самом начале первого курса ребята, у которых уже был опыт в программировании, помогали мне разобраться в непонятных мне темах, за что я им до сих пор бесконечно благодарен (спасибо Диме =). Мне удалось найти общий язык с большинством студентов из моей группы, многие из которых стали моими хорошими друзьями.

На первом курсе нас распределяли по группам, учитывая наши навыки в программировании и математике, группа с самой маленькой цифрой в конце — пилотная, обычно там глубже преподают профильные дисциплины. На втором курсе я успел перейти из своей 193 группы в пилотную 191 и обратно.

Примерно с середины второго курса я начал интересоваться наукой. Мне было интересно на досуге читать статьи, которые помогали мне разобраться в новых областях математики или программирования. Так, например, на третьем курсе мне попалась статья про подходы к состязательному машинному обучению. Эта тема так меня заинтересовала, что я решил подробнее изучать эту область теории машинного обучения и попробовать разработать новые алгоритмы защиты моделей от манипуляций. Сейчас во внеучебной деятельности я как раз пытаюсь глубже разобраться в теме вредоносного машинного обучения.

В свободное от учёбы и работы время я играю в компьютерные игры или хожу на бадминтон — мне очень нравится этот вид спорта, он позволяет почувствовать себя легким и воздушным как воланчик. Из компьютерных игр я увлекаюсь Minecraft, где участвую в воссоздании Москвы в масштабе один к одному в проекте Build the Earth. Задача, конечно, не из быстрых, но по-моему, возможность посмотреть на любимый город, находясь при этом в игре, это очень классно, причём пространство для творчества в рамках воссоздания построек ограничена только воображением. Так что я призываю всех, кому может это быть интересно, присоединяться к нашему проекту, чтобы строить не только Москву, но и всю Россию и СНГ вместе. Кстати, ни один корпус Вышки еще не построен, такой вот небольшой намек.

Сейчас я работаю в лаборатории моделирования и управления сложными системами в качестве стажера-исследователя и планирую поступать в совместную магистратуру ВШЭ и Сколтеха «Математика машинного обучения». Я уже сдал все тесты, пока не получилось с тестом по математике, но меня пригласили на пересдачу. Надеюсь, что смогу туда попасть, поскольку программа обещает быть очень интересной. После этого планирую пойти на PhD в какой-нибудь из хороших технических университетов за рубежом. В будущем также планирую развиваться в академической сфере в области теоретического машинного обучения.