• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпуск 2023. Часть 4

Выпуск 2023. Часть 4

Дарья Бочарова / Арина Зимина // ФКН

Выпускники ФКН 2023 года продолжают рассказывать о себе, своем опыте, проектах, работе и увлечениях.

София Сурова
Программная инженерия

Меня всегда поражали те, кто еще в детстве понял, что мечтают стать, например, врачами, и в итоге стали ими. Или будущие разработчики, которые еще до школы начали делать свои первые сайты. Моя история не будет такой же вдохновляющей — до 11 класса я не понимала, кем хочу быть. Выбирая между популярными университетами, я остановилась на ВШЭ, так как это один из лучших университетов в России. Несмотря на то, что мои баллы ЕГЭ были чуть ниже проходных, благодаря зеленой волне мне удалось поступить в бакалавриат «Программная инженерия» за счет средств университета. Уже позже, за счет успехов в учебе, я перевелась на полноценный бюджет.

Я искренне завидую всем абитуриентам, потому что эмоции в течение первого курса — волнение перед первыми днями учебы, знакомство с университетом и своей группой, первые лекции и семинары, новые знакомства и друзья — по-настоящему бесценны. Все это невозможно повторить и пережить заново. В моем случае все это дополнялось невероятной открытостью и взаимопомощью среди однокурсников, что помогало освоиться и не сдаваться даже во время сессии.

Уже на втором курсе я стала понимать, что не хочу заниматься разработкой ПО в будущем, и думала о перепоступлении. Однако начав изучать курс по теории вероятностей и математической статистике, я поняла, что меня это драйвит. Так я нашла свое призвание в аналитике данных. 

Преимущество Вышки — гибкий трек обучения, который можно менять, выбирая дополнительные курсы. Благодаря этому я смогла дополнить свое обучение предметами, связанными с аналитикой данных. Еще я познакомилась с людьми, которым интересно это направление.

Вне учебы в университете я также проходила онлайн-курсы, поступила в школу аналитиков данных благодаря сильной математической базе и хорошим навыкам программирования, которые давались на первых курсах, а после успешного окончания школы на третьем курсе работала аналитиком в Тинькофф.

Многие абитуриенты считают (ошибочно), что на «Программной инженерии» учатся только будущие разработчики. Однако многие мои однокурсники сейчас работают аналитиками, продакт- и проджект-менеджерами, дизайнерами, исследователями или даже создают свои продукты и стартапы. У выпускников ПИ есть преимущество — мы отлично представляем себе весь цикл разработки ИТ-продукта. Поэтому, например, проджект-менеджер лучше понимает команду разработки, работы выполняются в срок, а результаты улучшаются. А системный аналитик умеет собрать требования заказчика и составить понятное техническое задание для разработчиков, поэтому итоговый продукт удовлетворяет всем критериям.

Помимо учебы, в Вышке есть множество студенческих организаций с разным профилем — от экологии и истории до разбора текстов Тейлор Свифт и участия в хакатонах. Больше всего мне по душе пришлось волонтерство на разных мероприятиях ФКН — я познакомилась с людьми со всего факультета, участвовала в организации олимпиад и дней открытых дверей, общалась с абитуриентами и, надеюсь, помогла кому-то сделать правильный выбор.

Что касается активностей вне университета, я огромный фанат настольных игр и тащу их на все встречи с друзьями. На мой взгляд, это отличный способ провести время, отлично пообщаться и оторваться от экранов смартфонов и компьютеров.

Кроме того, я обожаю слушать музыку разных жанров и активно слежу за новинками на российской сцене. Возможно, это и привело меня на текущее место работы — продуктовым аналитиком в Growth-команде Яндекс.Музыки, где я занимаюсь привлечением новых пользователей и выстраиванием их пути так, чтобы они оставались с Яндекс.Музыкой надолго.

Я планирую и дальше развивать свою карьеру в аналитике и хочу продолжить своё обучение на ФКН, поэтому мой выбор пал на магистерскую программу «Анализ данных в девелопменте», организованную совместно со строительной компанией «Самолет». Девелопмент — это совершенно новая для меня область, поэтому я очень надеюсь поступить в эту магистратуру. Пожелайте мне удачи! А я в свою очередь хочу пожелать успехов всем поступающим. Не бойтесь пробовать, изучать новое и искать то, что подойдет именно вам. Будьте любознательны и терпеливы, никогда не сдавайтесь, ищите себя и будьте лучшими!

Андрей Каледин
Прикладная математика и информатика

Выбор факультета для меня не был особенно сложным. Программированием я начал заниматься примерно в девятом классе — тогда я узнал о языке Python и учился писать простенькие скрипты по инструкциям из интернета. После девятого класса я поступил в Лицей НИУ ВШЭ на направление «Информатика, инженерия и математика».

В Лицее хороший подход к обучению компьютерным наукам и программированию. Когда я учился, преподаватели хотели дать нам большой инструментарий, чтобы у нас была возможность выбрать самое интересное. За время учебы я смог получить довольно хорошие знания C++ и Java, а также опыт программирования на Python и C#. Именно в тот момент я влюбился в Java и уже два года использую его в работе.

Во время обучения в Лицее я много занимался олимпиадным программированием. Вузы всегда были заинтересованы в том, чтобы набирать к себе самых сильных абитуриентов, поэтому для олимпиадников часто проводятся дни открытых дверей и подобные мероприятия. По количеству поступающих олимпиадников можно примерно определить сильные программы, которые много дают студенту. Насколько я сейчас помню, во время моего поступления сильными университетами были Вышка, ИТМО, МФТИ и МГУ. Думаю, они до сих пор являются очень хорошими местами.

В Лицее Вышки мне очень нравилась атмосфера и отношение к учащимся как к полноправным членам общества, мнение которых обязательно будет услышано. Поэтому я решил, что буду поступать именно в Вышку. Я выбирал между ПМИ и ПИ, и выбор этот был непростой. С одной стороны, мне очень нравилась именно разработка, но с другой было понятно, что математическая база может быть очень полезной в будущем.

В конечном итоге я выбрал «Прикладную математику и информатику» по достаточно простой логике — программирование я смогу выучить и сам, а вот для получения фундаментальных математических знаний лучше подойдет университет. Именно поэтому я и поступил на ПМИ, о чем сейчас ни капли не жалею. Из-за того, что мы могли сами выбирать многие курсы, я нашел хороший баланс между математикой и программированием.

Большую часть моей студенческой жизни, к сожалению, можно описать одним словом — дистанционка. Когда я учился на первом курсе, началась пандемия COVID-19, поэтому всех перевели на удаленное обучение. В принципе, это не доставило больших проблем с учебой, но внеучебная жизнь могла бы быть куда более насыщенной.

С большой теплотой я вспоминаю мой первый курс, когда еще не было пандемии и понимания, что ресурсы студента ограничены. Кроме довольно сильно загруженной учебной программы я записывался на разные факультативы, для которых у меня могло совершенно не хватать знаний и опыта, но было просто очень интересно узнавать все обо всем. На такую атмосферу сильно влияли студенты, которые были так же сильно увлечены происходящим, как и я. Бывало, что пойдешь на факультатив, просто потому что тебе его разрекламировал знакомый, и останешься там.

С первой серьезной сессией и первыми примерами людей, которые не справились, начало приходить понимание, что нужно реалистичнее подходить к планированию своей нагрузки. Но желание впитывать как губка все вокруг никуда не пропало, оно просто стало более осознанным.

Я думаю, что мне очень повезло с группой, я до сих пор поддерживаю теплые отношения с большой частью одногруппников. Во время учебы мы были не просто одногруппниками, но и товарищами, которые могли поддержать друг друга в сложный момент. Вообще, на ПМИ сложилась очень дружная атмосфера открытости и взаимопомощи. Мне кажется, что это очень важно и помогает комфортно чувствовать себя в новых обстоятельствах, выдерживать большую учебную нагрузку и получать удовольствие от обучения. Сейчас многие из моих однокурсников работают на разных ролях в разных ИТ-компаниях, что позволяет получить комплексное представление об индустрии.

С первого курса я начал заниматься преподаванием. Мне всегда нравилось рассказывать другим то, что мне было интересно, и у меня это неплохо получается. Всеми преподавательскими достижениями я обязан Владимиру Куренкову. У него я учился в Лицее, и именно он увидел во мне интерес к преподаванию и менторил меня в процессе работы. 
Сначала я преподавал спортивное программирование в выездных школах ученикам Лицея Вышки. На втором курсе меня позвали целый год вести один из предметов в Лицее. Мне было очень приятно доверие ко мне в таком важном деле. Я старался очень ответственно подходить к работе, и, насколько я могу судить, у меня получилось заинтересовать учеников и помочь лицеистам с «горящими глазами» в развитии. Это для меня, наверное, является самым важным.

В какой-то момент меня позвали ассистировать при проведении интенсивов по олимпиадному программированию от МФТИ в проекте RuCode. Сначала я работал там ассистентом, но позже выступал уже как лектор и даже успел позаниматься организационной работой в качестве куратора ассистентов. После этого мы с двумя преподавателями в сотрудничестве с МФТИ записали курс о графах на Stepik. Это оказалось трудоемким, но очень интересным опытом.

Летом после второго курса я проходил стажировку в Яндексе в роли бэкенд-разработчика. Я стажировался в инфраструктурном отделе Яндекс.Маркета, потому что разработка там велась на моем любимом языке Java. После стажировки я начал работать бэкенд-разработчиком в Тинькофф, где и работаю до сих пор. Мне сильно повезло с командой: в ней поддерживается атмосфера взаимопомощи и «антитокса», а мои коллеги имеют интересный опыт и большую экспертизу.

Если говорить про неучебные и нерабочие хобби, то я люблю готовить и гулять на природе. Часто важность простой прогулки в парке недооценивают, а ведь она может помочь разгрузиться от кучи дел и навести порядок в голове. В общем, гулять на природе очень советую!

В данный момент я работаю бэкенд-разработчиком в Тинькофф Банке и поступаю в магистратуру «Финансовый инжиниринг» в Вышку. Увлекаться финансовой математикой я начал еще на первом курсе благодаря факультативу «Математические модели в инвестиционном банкинге». На четвертом курсе мне удалось поучаствовать в QUANTATON — школе по финансовой математике от «Института Вега». После участия в ней я окончательно определился, что хочу развиваться в сфере финансовой математики. На четвертом курсе я стал дипломантом по прикладной математике в олимпиаде «Высшая Лига», что дало мне поступление без вступительных испытаний на большое количество программ. В дальнейшем я бы хотел связать свою профессиональную деятельность именно со сферой финансов.

Анастасия Колчина
Прикладная математика и информатика

В школе я долго не могла определиться, чем хочу заниматься: была без ума от биологии и медицины, любила математику и программирование, но мне хотелось найти что-то между всеми этими направлениями. В итоге решила, что поступлю на «Прикладную математику и информатику», а потом подучу биологию, но понимания будущей профессии почти не было. Поступать на ФКН я не хотела, но когда поняла, что со своими 290 баллами за ЕГЭ не прохожу на бюджет, решила идти на ФКН с большой скидкой, о чем ни разу потом не пожалела. Кстати, скидку я сначала потеряла, но вскоре вернула.

На ФКН я сформировалась как личность: когда поступила, была зажатым и стеснительным ребенком, а сейчас я уверенная в себе и общительная девушка, люблю быть в центре внимания, веду Telegram-канал и хочу попробовать себя в роли блогера. В университете значительно прокачала soft skills, научилась заводить друзей и чувствовать себя комфортно в обществе.

Из-за карантина на первом-втором курсе было сложно общаться, но на третьем и четвертом курсах я наверстала упущенное. Когда началась моя специализация «Машинное обучение и приложения», вернулось очное общение, я всех узнала поближе и со многими сдружилась. Мы часто ходили (и ходим) в кафе, бары, на пикники, прогулки в парке, квесты, в походы, музеи… Продолжать можно бесконечно.

Летом после второго курса я поехала в центр «Сириус» на образовательную смену по биоинформатике. Именно там я впервые узнала, что это такое, как войти в эту науку и где потом работать. Очень вдохновилась и поняла, что это мое: ходила в Вышке на майнор, курсы магистратуры «Анализ данных в биологии и медицине», поступила в Институт биоинформатики, участвовала в конференциях, а потом еще раз съездила в «Сириус». Также я работала преподавателем в «Ассоциации победителей олимпиад» и проводила практику по машинному обучению для школьников в кампусе Вышки на Покровском бульваре.

У меня довольно часто меняются увлечения, но неизменно сохраняется любовь к спорту: сейчас увлеклась велосипедом и воздушной гимнастикой. Забавно, что в школе я была абсолютно неспортивным ребенком, но благодаря вышкинским бесплатным секциям постепенно втянулась в активный образ жизни. Люблю гулять и проводить время на природе, а также раскрашивать медитативные раскраски-антистресс.

Я поступила в магистратуру по биоинформатике в Саарский университет в городе Саарбрюкен (Германия). Сейчас я сдала экзамен по немецкому языку и активно учу его дальше. Жду визу и готовлюсь к переезду в октябре. Дальше планирую получить PhD и либо остаться в науке, либо работать в фарме, биотехе или медицинском стартапе.

Егор Ткаченко
Прикладная математика и информатика

Мой путь на ФКН начался благодаря однокласснику, который рассказал мне о невероятно интересном факультете, созданном совместно с Яндексом. Чуть позже я посетил день открытых дверей и узнал о том, что здесь активно изучают машинное обучение и нейронные сети. К тому времени я уже знал от отца о нейросетях и о том, какие потрясающие вещи делаются с их помощью. Внезапно для себя я осознал, что именно этому я хочу посвятить свою карьеру — все это было новым и захватывающим и казалось просто волшебством.

После дня открытых дверей я узнал о множестве преимуществ ФКН: молодые преподаватели-сотрудники известных компаний, актуальные знания, и отсутствие предметов, связанных с физикой. Все это заставило меня понять, что ФКН — идеальное место для моего обучения. 

Благодаря тому, что я уже знал, что хочу разрабатывать модели машинного обучения и нейронные сети, мне не пришлось делать выбор между ПИ, ПМИ и ПАД, так как именно на «Прикладной математике и информатике» предполагается изучение этих областей.

Кстати о поступлении. Могу поделиться крутым лайфхаком: если вам не хватает баллов для поступления на бюджет, то можно поступить в филиал Вышки в Нижнем Новгороде, Перми или Санкт-Петербурге, а после второго курса уехать учиться в Москву по межкампусной мобильности. У меня так сделал один одногруппник, и последние два года он был полностью в московском кампусе, а уезжал лишь получить диплом. Стоит ли говорить, что в дипломе не написано, какой кампус он окончил?

Больше всего мне, конечно же, запомнился первый курс. Все тогда было для меня в новинку. Я достаточно быстро нашел себе друзей и мы всей компанией решали домашки, готовились к коллоквиумам и, конечно, не забывали отдыхать, гуляли вместе по Москве или где-то сидели, а летом даже поехали в Санкт-Петербург вместе с нашими учебными ассистентами по линейной алгебре. Я очень благодарен судьбе, что встретил таких хороших друзей, и передаю им тут большой привет. Буду вспоминать и тусовки, и поход ФКН, и наш крутейший выпускной.

Обидно, что ковид лишил нас на долгое время возможности видеться на парах. Хуже карантина, который пришелся на школьные годы, может быть только карантин, который пришелся на студенчество.

Получилось так, что все достаточно быстро разбились на компашки по три-шесть человек и общались по большей части уже внутри них. Не знаю, плохо это или хорошо, но я не ощущал дефицита общения, мне хватало моих друзей. Я считаю, что такое распределение и взаимодействие внутри группы нормально. Каждый имеет свои предпочтения и находит близких по духу людей. 

После второго курса я стажировался аналитиком в Яндекс.Дзене — занимался моделями ранжирования ленты. У меня был мегакрутой и приятный ментор, приятные люди в команде и незабываемый первый опыт работы. Тогда стажировка в Яндексе была моей самой большой мечтой, и я был безумно рад, что смог пройти.

На третьем курсе я занимался продажей NFT-картинок и видео, которые создавал с помощью нейросетей. Прозанимался этим год, набил 2500 подписчиков в твиттере и выгорел, плюс понял, что не получится совмещать это с насыщенной учебой на четвертом курсе и дипломом. Да и конкуренция за год подросла сильно, потому что в начале я был в первой сотне людей в мире, которые занимались ИИ-артом, а через год огромная масса обычных художников перешло на ИИ, потому что создавать картинки можно намного быстрее. 

Жалею о том, что забросил? Не думаю. Скучаю ли я? Безумно.

Еще я понемногу вяжу, люблю читать книжки и спорт, веду блог в Telegram, там сейчас триста подписчиков. На первом-втором курсе вел блог в ВКонтакте, дошел до тысячи подписчиков за полгода и потихоньку забросил. Как можно заметить, я очень люблю медиа и все, что с ними связано. 

Сейчас работаю в Сбере, в команде валидации моделей машинного обучения и нейронных сетей. У меня очень широкий пул задач от классического машинного обучения и временных рядов, до звука, компьютерного зрения и обработки естественного языка. Только получил оффер. Пытаюсь отдохнуть перед выходом на работу, часто вижусь с друзьями и знакомыми.

Я буду учиться в онлайн-магистратуре ИТМО по ML & DL. Планирую начать серьезно ходить в спортзал и попробовать найти еще интересных хобби. Хочу какой-то спорт вроде фехтования или танцев. 

Буду больше времени уделять своему блогу и личному бренду, потому что в наше время это суперважно, дает хороший буст ко всему, и мне просто нравится делиться с людьми всякими приколами, полезными и не очень. Да и если ты известен в профессиональном комьюнити, это сильно повышает шансы найти крутую работу, потому что на такие должности в первую очередь зовут тех, кто на слуху (яркий пример — Валерий Бабушкин).

Михаил Кузнецов
Программная инженерия

Четыре года в вузе пролетели очень быстро и незаметно. Как сейчас помню, что свой вектор развития я определил еще в десятом классе. Я много участвовал в различных образовательных проектах от вузов, старался познакомиться с каждым из них изнутри, изучить все плюсы и минусы.

Уже тогда, в 2018 году, имея знания в Android-разработке, я понимал, что мне крайне интересно работать с продуктами для реальных пользователей. Таким образом, мой путь на ФКН начался с летней школы по мобильной разработке, где я познакомился с заряженными студентами и прекрасным преподавательским составом. Я увидел, насколько дружная атмосфера царит в Вышке, и без преувеличений влюбился в нее. Именно тогда я решил, что хочу быть инженером, который готов взяться за проект любого объема и сложности и который может возглавить все техническое направление компании. Именно в «Программной инженерии» на ФКН я увидел возможность для реализации этой цели.

Летом 2019 года, у меня уже были мои баллы ЕГЭ, результаты олимпиад и 100 % скидка от факультета довузовской подготовки Вышки, передо мной встала необходимость окончательного выбора. Я проходил на бесплатное обучение и на ПИ, и на ПМИ. Также меня брали в другие топовые вузы. Но я влюбился в Вышку, в ее дух, поэтому нужно было выбрать — либо ПМИ, либо ПИ.

Я решил остановиться на программной инженерии, так как видел в ней возможность освоения практического опыта промышленной разработки от лидеров отрасли. Что ПИ, что ПМИ — обе программы дают сильную базу, но с разных сторон. Поэтому я выбрал ПИ. С нее можно выйти и аналитиком, и менеджером, и проектировщиком, и data scientist’ом, и разработчиком.

Самым ярким и запоминающимся периодом студенческой жизни для меня стал первый курс. Новый корпус на Покровском бульваре, дружная группа, интересные пары, атмосфера — все это затянуло меня в учебу и оставило самые теплые воспоминания. То, как мы готовили теорию к экзаменам, как ждали у аудиторий преподавателей и возвращались с пар, как мы писали свои первые экзамены в вузе — каждое событие было насыщенным и ярким.

Тогда же я начал волонтерить на мероприятиях ФКН. Мне хотелось поделиться своим опытом, зарядить других абитуриентов энергией, которая поможет им найти свой путь в Вышке. До сих пор помню толпу школьников, которая впервые пришла на Покровку и была заворожена нашим корпусом.

Мне крайне повезло с группой. Я попал, наверное, в самую дружную и активную группу, про которую знал весь поток. Мы вместе готовились к экзаменам, помогали друг другу. Даже когда нас хотели расформировать, чтобы заполнить другие группы, мы дружно отстояли свой коллектив. Таким образом, мы прошли все четыре года обучения вместе.

На учебе в Вышке я не остановился. Я старался много практиковаться. Каждая курсовая работа была отдельным проектом не только с проектированием и написанием кода, но и с изучением рынка, выстраиванием процессов в команде. Кроме того, я проходил различные онлайн-программы.

Одной из таких программ стала школа Тинькофф, после которой меня позвали на собеседование. Те знания, что я получал в вузе на парах, позволили мне успешно пройти интервью и ответить на все каверзные вопросы, которые не были раскрыты в рамках этой школы. В результате я уже с середины второго курса работаю в Тинькофф в качестве iOS-разработчика приложения мобильного банка. Таким образом, за четыре года в вузе я получил не только знания, но и большое количество практики.

Работа, учеба — все это, конечно, очень важно. Но важнее уметь отвлекаться. Я обожаю музыку. Несколько раз в год мы собираемся с моими друзьями группой, поем, играем. Также я без ума от автомобилей. Много катаюсь по Москве на каршеринге просто в свое удовольствие. Именно поэтому одной из моих курсовых работ стала система для автосервисов.

Сейчас я уже занимаю должность старшего разработчика, проектирую и внедряю новые архитектурные решения, которые влияют на весь проект мобильного банка и на работу более чем 150 разработчиков. Функционалом, который я разрабатываю, ежедневно пользуются миллионы клиентов. Также я вхожу в состав внутренних экспертов и постоянных членов преподавателей Тинькофф Образования.

Этим летом, спустя пять лет, я снова принял участие в летней школе по программной инженерии, но уже в качестве лектора и члена жюри. Теперь я преподаю и помогаю школьникам определить вектор их развития.

Моя цель — стать техническим специалистом с большим багажом опыта и знаний, который будет руководить целыми направлениями разработки, параллельно преподавая в вузе и активно участвуя в развитии системы образования в целом. Поэтому я планирую и дальше развиваться как технический специалист. Я нацелен совершенствовать свои преподавательские навыки, получать знания и опыт в области управления. Для достижения этих целей я решил, что мне нужно идти дальше — в магистратуру «Системная и программная инженерия».

Я ни минуты не жалею, что выбрал программную инженерию. Я полностью погрузился в учебу, чтобы получить максимум от Вышки. Я занимал первые места в рейтинге, привлекал своими проектами людей из индустрии. Вышка давала мне возможность менять траекторию обучения, получать практический опыт и возможности самореализации. Но наверное, самое главное, что мне она дала, — хорошую базу, умение развиваться и никогда не стоять не месте.