Проект «Лицейские классы за рубежом» в Ташкенте
В октябре 2022 года в Ташкенте (Республика Узбекистан) открылись лицейские классы ВШЭ на базе академического лицея International House Tashkent НИУ ТИИИМСХ и академического лицея при Университете мировой экономики и дипломатии. Главная цель проекта — дать ташкентским школьникам факультативные знания университетского уровня и подготовить их к предстоящему поступлению.
Проект реализуется при активном участии факультета компьютерных наук. Преподаватели лицейских классов за рубежом, Мария Горденко, Михаил Подаев и София Сурова знакомят учащихся с алгоритмами и структурами данных, программированием на С++, изучают особенности работы с данными, помогают подготовиться к Международной олимпиаде молодёжи, которую ВШЭ проводит для иностранных студентов.
Занятия в ИТ-классах лицея — это двухгодичное дополнительное обучение с преподавателями ВШЭ по математическим и ИТ-дисциплинам. Обучение проходит онлайн с очными интенсивами.
В процессе обучения лицеисты не только готовятся к поступлению в университет, но и знакомятся с культурой обучения в Вышке. По словам Александра Деева, директора по работе с талантами за рубежом, за год реализации проекта интерес к обучению в лицейских классах не просто сохранился, но даже возрос.
На данный момент программа реализуется в 10 и 11 классах. Всего в проекте участвуют 88 школьников.
В 2023 году было проведено пять очных интенсивов в ИТ-классах: 6–8 февраля, 23–29 апреля, 5–8 июня, 25–29 сентября и большой семидневный интенсив с 17 по 23 декабря.
Деев Александр Владимирович
Руководство Университета: Директор по работе с талантами за рубежом
Проект лицейских классов НИУ ВШЭ за рубежом набирает все большую популярность — интерес к нему растет среди учащихся зарубежных школ и лицеев, растет число общеобразовательных учреждений, заинтересованных в реализации такого проекта. В текущем учебном году к обучению в действующих лицейских классах приступили 120 новых учеников, а общее число участников составило порядка 200 человек.
Особой и неизменной популярностью среди предлагаемых нами направлений пользуется информационно-технологический профиль — почти половина учащихся обучается именно в классах IT. Обусловлено это не только высокой востребованностью специалистов данного профиля, но и, в частности, живым интересом учеников к возможности дальнейшего поступления и обучения на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ. Это, безусловно, подтверждает высокий уровень подготовки факультетом квалифицированных специалистов и доказывает, что имя НИУ ВШЭ прочно ассоциируется сегодня не только с экономикой, но и целым рядом других областей знаний.
Понимая определенные трудности онлайн-обучения, особенно для школьников, мы стараемся как можно чаще организовывать для них занятия в очном формате, так называемые интенсивы, на которых у учащихся есть возможность более плотного взаимодействия с преподавателями и, хоть и частичного, но знакомства с культурой обучения в НИУ ВШЭ.
Подаев Михаил Валерьевич
Приглашенный преподаватель
Это мой первый подобный опыт — мы работали на стыке двух образовательных систем и выстраивали мостик между ними. Несмотря на разницу в культуре, образовательных программах и языке, язык математики остается универсальным связующим звеном. Также подтверждается тезис о том, что распределение таланта везде примерно одинаковое: что в России, что в Узбекистане можно найти талантливых учеников. Участвуя в проекте, я приобрел уникальный опыт и теперь хочу продолжать данную программу и совершенствовать ее.
Горденко Мария Константиновна
Академический руководитель образовательной программы: Анализ данных в девелопменте
Интенсивы для обучающихся в лицее International House составляют очень важную часть нашего образовательного процесса в ИТ-классах. Буквально за неделю нам с ребятами удается пройти большой набор тем и, что немаловажно, провести практические занятия. И ребята, и мы, преподаватели, отмечаем эффективность интенсивов и очень высокую вовлеченность школьников.
В этом году на интенсивах нам с ребятами удалось реализовать интересные проекты. Мы делали с десятым классом Telegram-ботов, а с одиннадцатыми — приложения по анализу данных. Надо отметить, что ребята впервые столкнулись с таким форматом проектной работы, кто-то делал ее командно, кто-то нет, но всем очень понравилось. Они попросили нас приехать ещё раз, рассказать им об этом.
Конечно, хорошо виден прогресс у одиннадцатиклассников. Они стремятся поступить в вузы. Есть и те, кто мечтает поступить к нам на факультет компьютерных наук. И сравнивая уровень, и даже просматривая работы этих же ребят прошлого года, мы видим колоссальный рост в их знаниях. Я была бы рада, если бы эти ребята поступили к нам, потому что они и заинтересованы, и замотивированы, и, на данном этапе, у них очень хорошая база, с точки зрения программирования и математики.