• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: +7 (495) 772-95-90 * 12332

computerscience@hse.ru

125319, Москва, Кочновский проезд, д. 3 (недалеко от станции метро "Аэропорт"). 

 

Руководство

Декан — Аржанцев Иван Владимирович

 

Первый заместитель декана факультета — Вознесенская Тамара Васильевна

 

Заместитель декана по научной работе и международным связям — Объедков Сергей Александрович

 

Заместитель декана по административно-финансовой работе — Гергарт Ирина Александровна

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
100/70/10
100 бюджетных мест
70 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
80/70/10
80 бюджетных мест
70 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Математические методы оптимизации и стохастики

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
40/10/5
40 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Статья
Algorithmic Statistics: Forty Years Later.

Vereshchagin N., Shen A.

Lecture Notes in Computer Science. 2017. Vol. 10010. P. 669-737.

Статья
Grunbaum coloring and its generalization to arbitrary dimension

M.N.Vyalyi, Lawrencenko S., Zgonnik L.

Australasian Journal of Combinatorics. 2017. Vol. 67. No. 2. P. 119-130.

Статья
Dualization in lattices given by ordered sets of irreducibles

Babin M. A., Kuznetsov S. O.

Theoretical Computer Science. 2017. Vol. Volume 658, Part B. No. 7 January. P. 316-326.

Статья
Strongly-Optimal Structure Preserving Signatures from Type II Pairings: Synthesis and Lower Bounds

Scedrov A., Barthe G., Fagerholm E. et al.

IET Information Security. 2016.

Вышка и Яндекс подготовят «спецназ» по работе с большими данными

Российские IT-компании успешно продвигаются на глобальный рынок, но отечественному бизнесу в целом не хватает квалифицированных специалистов в IT-сфере. Восполнить их дефицит должен факультет компьютерных наук, создаваемый Высшей школой экономики при участии Яндекса. Презентация факультета, на которой выступили руководители ВШЭ, Яндекса и Минкомсвязи РФ, состоялась 27 апреля.

 Презентация —  Видеозапись

К 2020 году в мире будет работать 26 миллионов программистов, почти половина из них сосредоточится в трех странах — Индии, Китае и США, сообщил на презентации министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. Между тем в России сегодня количество высококвалифицированных IT-специалистов составляет лишь 300-350 тысяч человек. Потребности российской экономики значительно выше. Есть вопросы и к качеству IT-образования — компаниям приходится доучивать выпускников вузов.

Над проблемой качественной подготовки специалистов могут вместе работать вузы и IT-компании. ВШЭ и Яндекс, организуя новый факультет компьютерных наук, подают именно такой пример. Этот проект станет серьезной вехой в IT-образовании

Николай Никифоров
министр связи и массовых коммуникаций РФ

Количественную проблему российское правительство рассчитывает решить с помощью увеличения числа бюджетных мест в вузах по IT-специальностям (в 2015 году их станет больше на треть), а также стимулируя интерес школьников к выбору соответствующего направления подготовки (сейчас 8% школьников сдают ЕГЭ по информатике или ИКТ, но их доля будет расти). А над проблемой качественной подготовки специалистов могут вместе работать вузы и IT-компании. ВШЭ и Яндекс, организуя новый факультет компьютерных наук, подают, по мнению Николая Никифорова, именно такой пример. «Этот проект станет серьезной вехой в IT-образовании», — уверен министр.

Николай Никифоров отметил, что российские IT-компании уже занимают серьезные позиции на глобальном рынке и в дальнейшем будут только укреплять их. Пример Яндекса в этом смысле особенно показателен. «Компанией «Яндекс» я очень горжусь, — признался министр. — Часто на международных мероприятиях зарубежные коллеги-министры самым лестным образом отзываются о том, как Яндекс приходит в их страны и какие сервисы там представляет. Они им нравятся, этими сервисами пользуются».

Яндекс не просто лидер рынка. Это компания с огромным человеческим «драйвом» и с историей успеха, сделанного своими руками. Вышка — такая же, и мы очень рады, что в этом проекте мы с Яндексом нашли друг друга

 «Яндекс не просто лидер рынка, — сказал, в свою очередь, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Это компания с огромным человеческим «драйвом» и с историей успеха, сделанного своими руками. Вышка — такая же, и мы очень рады, что в этом проекте мы с Яндексом нашли друг друга».

Ярослав Кузьминов напомнил, что в университете уже существуют подразделения, чьи программы связаны с изучением математики и информатики. Это факультет математикиМосковский институт электроники и математики (МИЭМ) и факультет бизнес-информатики. Теперь рядом с ними появится и факультет компьютерных наук.

Информационные технологии стали драйвером экономического роста

По оценке ректора ВШЭ, во всем мире от четверти до трети студентов обучаются на программах, включающих курсы по информационным технологиям. «Это следствие того, что уже примерно 35 лет мы находимся в состоянии информационной революции», — пояснил Ярослав Кузьминов. Ее последствия заметны и в науке (каждые два-три года благодаря развитию IT создается новое научное направление), и в экономике.

Во всем мире от четверти до трети студентов обучаются на программах, включающих курсы по информационным технологиям

Информационные технологии «ведут» за собой новых потребителей, формируют спрос, меняют устройство рыночной экономики. Они помогли сделать рынок глобальным, снизить транзакционные издержки, связанные с поиском информации. Вклад IT-отрасли в экономический рост последних трех десятилетий составляет 20-25 процентов — больше, чем вклад любой традиционной отрасли. «Мы вам в этом процессе предлагаем не просто участвовать, но стать его активными деятелями», — обратился к абитуриентам, собравшимся на презентацию факультета, Ярослав Кузьминов.

Перед абитуриентами выступил и генеральный директор, один из основателей Яндекса Аркадий Волож. Он рассказал, что в компании сегодня трудятся больше 6 тысяч человек, а серверов Яндекса так много, что они потребляют 120 мегаватт мощности. Главное, чем занимаются специалисты компании — это оперирование большими данными. «Анализ данных и машинное обучение стоит практически за всем, что вы сегодня видите на Яндексе», — сказал Аркадий Волож. Это и поисковик, и контекстная реклама, и система рекомендаций, и сервис «Яндекс.Пробки», и переводчик, и сервисы распознавания образов и речи, и почта, и новостные агрегаты.

Но Яндекс работает с большими данными и за пределами интернета. Так, группа специалистов Яндекса работала в знаменитом CERN, где помогала физикам проверять стандартную модель квантовой физики в высоких энергиях. Другая разработка Яндекса помогает производить сложные геологические расчеты. Технологии, созданные в компании, используются и в проекте по расшифровке генома, и в авиации, и при работе с базами данных операторов связи, и при обслуживании банковских карточек.

Места, где люди умеют работать с данными, станут центрами следующей индустриальной революции

Аркадий Волож
генеральный директор Яндекса

При этом данных становится все больше и больше. В электронике существует так называемый закон Мура, согласно которому количество транзисторов на интегральной схеме каждые два года увеличивается в два раза. Так вот количество данных, собираемых человечеством, растет еще быстрее. Даже незначительное, на несколько процентов, повышение эффективности их обработки дает огромный экономический эффект. А 10-процентный сдвиг приводит к новой индустриальной революции. «Места, где люди умеют работать с данными, станут центрами следующей индустриальной революции», — полагает Аркадий Волож.

Сочетание трех традиций в обучении

Образовательные проекты Яндекса начинались с поддержки олимпиад, затем компания создала базовые кафедры в вузах (в том числе ВШЭ) и открыла Школу анализа данных (ШАД), слушатели которой обучались на программах, сходных с магистерскими. Создание факультета в ВШЭ позволит выстроить полный образовательный цикл. «Мы с Вышкой начинаем обучать «спецназ» — тех редких людей, которые могут обрабатывать данные, а, значит, помогать экономить, — сказал Аркадий Волож. — Наши выпускники смогут работать где угодно — и в России, и за границей. Но я надеюсь, что большинство останется здесь — производить прибавочный продукт».

Об образовательных программах факультета компьютерных наук рассказал его декан Иван Аржанцев. По его словам, на факультете будут объединены три традиции. Во-первых, традиции российских и советских математических школ, которые всегда были «визитной карточкой» отечественного образования. Во-вторых, традиции, создающиеся вокруг коллективов, занимающихся разработками в компаниях. «Эти коллективы накопили огромный практический опыт, у них есть четкое представление, чему надо учить, а чему — нет, и мы этот опыт обязательно используем», — пояснил Иван Аржанцев. Наконец, это традиции спортивного программирования — российские программисты регулярно побеждают на международных чемпионатах, для многих опыт участия в таких турнирах сопоставим с получением второго высшего образования. Это занятие не только увлекательно, но и полезно для будущих профессионалов, полагает декан.

Факультет предлагает две бакалаврские программы: «Прикладная математика и информатика» (100 бюджетных мест) и «Программная инженерия» (80 бюджетных мест). Программных инженеров Вышка готовила и в предыдущие годы — на одноименном отделении. Содержание учебных курсов там существенно не изменится. А вот программа «Прикладная математика и информатика» обновится.

Большое место в обучении будет занимать самостоятельная и проектная работа. Первые два года студентов ждут базовые курсы, а вот с третьего года обучения можно будет выбрать одну из трех профессиональных траекторий

Большое место в обучении будет занимать самостоятельная и проектная работа. Первые два года студентов ждут базовые курсы, а вот с третьего года обучения можно будет выбрать одну из трех профессиональных траекторий: анализ данных, big data или теоретическую информатику (последняя траектория рассчитана на студентов, которые захотят больше заниматься наукой). «Легко не будет», — предупредил абитуриентов Иван Аржанцев. А чтобы лучше понять, какого рода курсы будут преподаваться, можно посетить лекции Малого ШАД, которые регулярно проводятся для старшеклассников в офисе Яндекса. Или посмотреть их видеозаписи.

Для поступающих в магистратуру нового факультета открыты три магистерские программы: «Науки о данных» (25 бюджетных мест), «Системная и программная инженерия» (20 бюджетных мест) и «Анализ и принятие решений» (15 бюджетных мест).

О том, как можно поступить в бакалавриат и магистратуру, абитуриентам рассказал проректор ВШЭ Григорий Канторович. А директор по распространению информационных технологий Яндекса Григорий Бакунов на наглядных примерах объяснил, что такое машинное обучение (оказывается, люди и машины в своих «рассуждениях» используют схожие схемы), чем компьютерное зрение отличается от человеческого и почему анализ данных требует не только отличного знания математики, но и «банальной житейской мудрости».