Студенты факультета компьютерных наук заняли 1 место на BPI Challenge 2017
Во время соревнования исследователи должны были проанализировать логи событий информационной системы нидерландского кредитного банка и попытаться найти способы усовершенствовать бизнес-процессы компании. Ход исследования, полученные результаты и рекомендации оформлялись в виде статьи-отчёта.
Вы сказали на презентации, что у компаний есть тенденция повышать планку в обслуживании клиентов, и сами только что установили новую в конкурсе BPIC
Как вы узнали о конкурсе и почему решили себя в этом попробовать?
На третьем курсе мы посещали научно-исследовательский семинар «Процессно-ориентированные информационные системы» профессора Ирины Ломазовой. В ходе семинара в том числе разбирались и анализировались решения BPI Challenge прошлых лет. Таким образом, нам удалось получить некоторый практический опыт в анализе бизнес-процессов, и мы решили: «Почему бы не попробовать поучаствовать самим?» По итогам работы семинара и была создана наша студенческая команда.
Как проходила работа над решением BPI Challenge 2017?
Представьте, даны анонимизированные логи функционирования информационной системы за весь 2016 год. Логи содержат следы шагов процесса предложения и выдачи кредитных предложений. Шаги процесса дополняются информацией: дата и время, цель кредита, идентификатор обслуживающего сотрудника или робота, запрошенная сумма, предложенная сумма, индикатор результата (подтвержденное, отклоненное или отмененное предложение) и другие. Это достаточно большой объем данных. Когда мы с этим столкнулись впервые, возник вопрос: а с чего, собственно, начать? Что является целью анализа? В результате выполнения BPIC должны быть сформулированы ценные для бизнеса компании рекомендации, построенные на основе анализа эффективности бизнес-процесса по логам событий.
В нашем решении мы попытались сформировать глубокое понимание процесса (логика, пропускная способность и узкие места), что стало возможным благодаря тщательному анализу самого лога и общению с представителями компании. После того как понимание процесса было достигнуто, были выявлены особенности процесса для последующего анализа. Мы сконцентрировались прежде всего на вопросах, предложенных в задании BPI Challenge этого года, и дополнили ответы на них нашими наблюдениями. Наше резюме — необходимо повышать качество взаимодействия с клиентом.
Какие знания и навыки вам понадобились для участия?
На самом деле нам пригодились не только подходы из области Process Mining, которые мы изучили в ходе семинара и работы над задачей соревнования. Помогли также курсы анализа данных, машинного обучения, математической статистики. Нам очень повезло, что все эти знания мы ранее получили в Вышке. Также нам помогал ментор-руководитель нашей группы, научный сотрудник лаборатории ПОИС Алексей Мицюк, который советовал, какие выбрать направления для исследования процесса, на что обратить внимание при анализе имеющихся данных. Алексей Александрович также помогал правильно оформить наш отчёт в формате прикладной исследовательской работы.
Как удалось победить?
Для победы в соревновании нужно не только обнаружить интересные тенденции и закономерности, анализируя данные, но и правильно проинтерпретировать их, а также сформулировать краткие рекомендации и советы для улучшения бизнес-процессов компании. Видимо, нам удалось выявить какие-то более интересные закономерности, чем другим участникам соревнования, а рекомендации оказались полезны.
Как вы оцениваете возможность практического применения результатов?
Само мероприятие — в чистом виде практический опыт анализа бизнес-процессов, так как логи для соревнования предоставляются реально существующей компанией. Причем эта фирма уже предоставляла данные в 2012 году. Видимо, полученные в ходе такого исследования рекомендации помогли им, и они захотели еще.
Чем запомнилась конференция?
Process mining как направление исследования сейчас стремительно развивается и BPM Conference собирает исследователей, представителей компаний каждый год в начале сентября. Запомнилась конференция обменом опытом и идеями, презентациями новых методов и инструментов, встречами группы IEEE CIS Task Force on Process mining, обсуждениями дальнейших направлений для развития области управления бизнес-процессами. Для нас это был первый опыт участия в подобных конференциях. И да, мы были единственными студентами, еще не окончившими бакалавриат.
Какие планы в дальнейшем?
Process mining — направление, которое ещё не успело найти широкого применения в России. Иностранные компании сейчас начинают предпринимать попытки внедрения, а те, кто уже успел внедрить технологию, используют её преимущества. Наши планы — продолжение исследовательской работы (в рамках лаборатории ПОИС и научно-исследовательских семинаров), а также анализ возможностей применения в реальности российского бизнеса.
И, кстати, в следующем году данная конференция пройдет в Сиднее, Австралия.
Это отличная мотивация принять участие спустя год.
Boudewijn van Dongen
Associate Professor Technische Universiteit Eindhoven