• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выпускники рассказывают: Алексей Башлыков. Часть I

Выпускники рассказывают: Алексей Башлыков. Часть I

Алексей Башлыков закончил бакалаврскую программу “Прикладная математика и информатика” в 2018 году в первом выпуске факультета компьютерных наук. Сейчас Алексей является сооснователем и техническим директором Zerion – финтех стартапа, который совсем недавно в ходе посевного раунда инвестиций привлек $2 млн. В первой части интервью Алексей расскажет об эволюции Zerion, пользе нетворкинга и децентрализованных финансах. 

Что полезного тебе дала учеба на ФКН?

Самое главное, что я получил от Вышки – это знакомства. Знания – вещь относительная, сегодня они актуальны, а завтра нет. А вот знакомства ты никуда не денешь. Например на ФКН мы познакомились с Женей Юртаевым, с которым мы вместе участвовали в хакатонах и позже основали свою компанию. 

Сейчас я часто путешествую по разным странам. Почти в каждом городе есть ребята из Вышки, с кем можно пересечься, пообщаться и выпить кофе. Часто от знакомств можно получить и более практическую пользу, например выйти на нужного тебе человека.

Где ты сейчас работаешь?

Я работаю в Zerion. Всего нас три основателя: я, Женя Юртаев и Вадим Колеошкин. Женя первые два года учился в Вышке со мной, а Вадим на три года раньше нас закончил бизнес-информатику. 

Я являюсь CTO компании и отвечаю за технические решения при разработке продукта. У нас в Zerion есть отличный продакт менеджер, который позволяет всем нашим процессам работать гораздо эффективнее, чем они работали бы без него. Он координирует дизайн с фронтендом, с бекендом и т.д. Я же с одной стороны являюсь тимлидом команды бэкэнда: распределяю задачи и  сам занимаюсь написанием кода. В то же время, я нахожусь на стыке различных технических кусков системы, продумываю как заставить их все вместе эффективно работать, и принимаю решения, как мы технически можем реализовывать то или иное обновление.

Женя у нас CEO. Последний год он преимущественно занимался общением и выстраиванием отношений с инвесторами. Также Женя решает бюрократические вопросы, консультируется с юристами, составляет при их помощи различные договоры. Естественно он занимается и глобальной миссией компании: в его основные обязанности входит стратегическое развитие продукта. Тем не менее, судьбу Zerion мы обсуждаем все втроем, когда решаем, что будет правильным следующим шагом. 

Вадим, третий основатель, занимается business development, выстраиванием отношений с другими компаниями, клиентами и т.д. Он очень хорош тем, что умеет познакомиться с нужными людьми. Вадим постоянно мониторит рынок, узнает о всех новых возможных конкурентах, потенциальных партнерствах, пишет людям, договаривается о звонках, узнает, как с теми или иными людьми мы можем найти точки соприкосновения.

Как все начиналось?

На втором курсе мы вместе с Женей Юртаевым поучаствовали в хакатоне: вроде это был первый блокчейн хакатон в России. Мы выиграли небольшой приз, и главное, познакомились с местным комьюнити, которое было на тот момент очень небольшим. Тогда про блокчейны и биткойны никто толком еще ничего не слышал. Мы начали погружаться в эту сферу, начали заниматься разработкой смарт контрактов. 

На том же хакатоне мы познакомились с Сашей Ивановым. Он оказался тем человеком, который в последствии запустил в России Waves – блокчейн-платформу для выпуска криптографических токенов и проведения краудфандинговых кампаний. Нам повезло познакомиться с человеком, который стал основателем этой компании, до того, как он ее непосредственно создал. Той весной они провели успешный фандрейзинг, а мы с Женей немного помогли компании, написав для них смарт контракты. Успешный запуск Waves в первый раз дал нам какую-то видимость. Люди узнали что мы умеем разрабатывать смарт-контракты и начали нам писать с просьбой сделать для них нечто похожее. 

Несколько позже в Москве проходила конференция, на которую приезжал Виталик Бутерин, создатель платформы Ethereum. На той конференции я и Женя неожиданно встретились с Вадимом. На тот момент мы знали его как сооснователя Jufy, веб-студии где еще на первом курсе я работал Android-разработчиком, а Женя какое-то время занимался разработкой под iOS. После конференции мы пошли втроём пообщаться и поняли, что у нас есть общий интерес – Ethereum, а также что есть большой спрос на разработку в этой новой сфере, и что можно что-то делать не просто как контрактники, а как полноценная компания. Так начался Zerion. 

Алексей Башлыков

Как развивался Zerion?

На самом деле, тот Zerion, который мы начали в конце второго курса, и тот Zerion, которым мы занимаемся сейчас – это две совершенно разные компании. Всё чем мы занимались, всегда было вокруг блокчейна, криптовалют и Ethereum, в частности. Также у нас остался изначальный костяк команды, но с точки зрения самого бизнеса всё кардинально менялось несколько раз. 

Сначала мы занимались смарт-контрактами, потом – проектами под ключ, а после начался хайп с ICO и краудфандингами через крипту. На этом хайпе мы успешно сделали свою платформу и в 2016-2017 годах стали  довольно прибыльной компанией. Разрослись. В какой-то момент вместе с нами работало более двадцати человек. На фоне безумно растущей крипты, мы могли позволить себе нанимать больше сотрудников. Мы смогли выстроить довольно успешную историю без привлечения каких-либо внешних инвестиций, начиная с того, что сами писали код. А уже потом, когда появились первые деньги, мы стали нанимать людей, чтобы масштабировать наш бизнес.

Всё это существовало примерно пару лет, пока весь этот пузырь не лопнул  зимой 2017/18 года. Все курсы резко обвалились, рынок схлопнулся. У нас осталось немного денег, чтобы продолжать работать, но совершенно исчез спрос на нашу деятельность. Мы поняли, что нужно придумывать новую бизнес-модель. На тот момент на рынке существовало очень много токенизированных ассетов и не было совершенно никакого возможности следить за ними, кроме централизованных бирж и отдельных сайтов под каждый токен. У нас появилась идея, что было бы интересно создать единое приложение для трекинга портфолио. Чтобы можно было зайти в приложение и увидеть все свои ассеты в одном месте. Мы хотели создать такую платформу для всех токенизированных ассетов, которые появились на рынке за предыдущие два года. 

Разработкой того продукта мы занимались около полугода. Потом осенью мы с Женей поехали в Прагу на ежегодную конференцию Ethereum комьюнити, Devcon 4, которая каждый раз проходит в новом городе. Там мы услышали про DeFi (децентрализованные финансы), что нас очень заинтересовало. Тогда это направление было совершенно маленьким, само слово только-только появилось. Если до этого всё использование криптовалюты сводилась к токенам и спекуляциям, то вместе с DeFi, впервые появился более осмысленный юзкейс.

Что такое DeFi?

На мой взгляд, все началось с того, что люди придумали, как создать децентрализованный токенизированный доллар. Компания Maker DAO построила огромную экономическую систему на смарт-контрактах, которая работает без центрального звена в виде, например, банка и является эмитентом токена, DAI, цена которого всегда стремится к одному доллару. Это было большим шагов в развитии, потому что в крипте появился неволатильный ассет, “стейблкоин”, который всегда остается постоянным в своей цене. А это значит, что появился инструмент для хеджирования против резких колебаний цен. 

В переходе из реальных долларов в криптовалютные активы есть ряд существенных издержек. Во-первых, сам процесс дорогой. Каждый раз продавать в реальный доллар было неэффективно, как минимум из-за огромных комиссий. Также нужно учитывать время, затраченное на тот же депозит из банка.

Вместе с DAI же появилось решение, которое позволило мгновенно продавать крипто-ассеты в эти токенизированные доллары и обратно, без использования централизованных бирж и обменников. Вместе с этим, у владельцев крипто-ассетов исчезла в целом необходимость постоянно  взаимодействовать с фиатными деньгами для трейдинга и инвестирования. Только в случае когда кому-то нужны деньги на банковском аккаунте, можно поменять токенизированные доллары на реальные. 

Наличие “стейблкоина” позволило возникнуть множеству финансовых инструментов аналогичных тем, что есть в традиционном финансовом мире. Стали появляться кредиты, вклады, индексы и т.д. Например, появились системы, позволяющие закладывать токенизированные доллары под гарантированный процент. Буквально прошлой весной такие депозиты стали давать очень высокие проценты. В то время как в Штатах банки предлагают людям 0,01 % на сберегательный счет, депозиты в “стейблкоинах” генерировали от 7 до 15% годовых. Кажется именно в этот момент люди вне мира криптовалюты впервые услышали про DeFi. И несмотря на то, что рынок по-прежнему микроскопический, все больше и больше людей начинают узнавать про его существование, а сам рынок продолжает развиваться огромными темпами.

Как выглядит Zerion сейчас?

Изначально мы думали, что хотим быть приложением, где люди могут следить за своими токенизированными ассетами. Но услышав про DeFi, мы поняли, что можем быть местом, где люди будут ими управлять. Мы пытаемся построить нечто между банком и инвестиционным приложением. Кто угодно может прийти в Zerion, открыть аккаунт и начать инвестировать в различные активы.

Мы хотим создать нечто похожее на Robinhood (или Tinkoff инвестиции) для криптовалют. Uber создал сервис по заказу такси не имея таксопарков, Airbnb сдаёт жильё не имея собственной недвижимости, мы же хотим построить финансовое приложение не имеющее активов в управлении. Технология блокчейн и смарт-контракты делают создание финансовых продуктов не имеющих непосредственного доступа к деньгам пользователей возможным. Мы же являемся неким интерфейсом, предоставляющим доступ ко всем этим возможностям.

Отсутствие доступа к деньгам наших пользователей – одно из наших основных преимуществ. Сделать глобальный традиционный банк или даже просто финансовое приложение крайне сложно. Основная проблема в том, что как только ты начинаешь управляешь деньгами клиентов, ты попадаешь под огромное количество регуляций. Это накладывает существенные ограничения, требует большого числа лицензий специфичных для каждого региона и получить их все просто физически не является возможным. Наш же бизнес требует соблюдения гораздо меньшего количества регуляций и несмотря на то, что мы стартап на ранней стадии, мы уже сейчас оперируем глобально. 

Что нравится в твоей работе?

Больше всего мне нравится то, что это моё дело. Я ни к кому не привязан. Мы вместе с партнерами решаем, что делать правильно, зачем и для чего мы это делаем – именно это всегда вдохновляюще. Второе, что мне нравится – это то, что я на самом деле очень верю в эту сферу. Несмотря на то, что сейчас сфера децентрализованных финансов очень маленькая, я верю, что через несколько лет она может составить конкуренцию текущей финансовой системе, как с точки зрения новых инвестиционных возможностей, так и в более классических сферах вкладов и кредитования. Децентрализованные финансы могут стать следующим витком в развитии финансовой системы у потенциального основания которого мы сейчас находимся, и это очень здорово.


Часть II