• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 109028, г. Москва, Покровский бульвар, д. 11

Телефон: +7 (495) 531-00-00 *27254

Email: computerscience@hse.ru

 

Руководство
Первый заместитель декана Вознесенская Тамара Васильевна
Заместитель декана по научной работе и международному сотрудничеству Объедков Сергей Александрович
Заместитель декана по учебно-методической работе Самоненко Илья Юрьевич
Заместитель декана по развитию и административно-финансовой работе Плисецкая Ирина Александровна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Прикладная математика и информатика

4 года
Очная форма обучения
126/80/30
126 бюджетных мест
80 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Программа двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета "Прикладной анализ данных"

4 года
Очная форма обучения
80/12
80 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Программная инженерия

4 года
Очная форма обучения
124/70/30
124 бюджетных мест
70 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Анализ данных в биологии и медицине

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр по наукам о данных

2 года
Заочная
100
100 платных мест
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Науки о данных

2 года
Очная форма обучения
60/15/20
60 бюджетных мест
15 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Системная и программная инженерия

2 года
Очная форма обучения
25/5/15
25 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системное программирование

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Статистическая теория обучения

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Финансовые технологии и анализ данных

2 года
Очная форма обучения
35/1
35 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Глава в книге
Unsupervised neural quantization for compressed-domain similarity search

Morozov S., Babenko A.

In bk.: Proceedings of the IEEE International Conference on Computer Vision (ICCV 2019). IEEE, 2019. P. 3036-3045.

Статья
Nonparametric density estimation from observations with multiplicative measurement errors

Belomestny D., Goldenshluger A.

Annales de l’Institut Henri Poincaré. 2020. Vol. 56. No. 1. P. 36-67.

Статья
The dynamics of canalizing Boolean networks

Paul E., Pogudin G., Qin W. et al.

Complexity. 2020. Vol. 2020. P. 1-14.

Выпуск 2020. Часть II

Выпуск 2020. Часть II

В 2020 году Факультет компьютерных наук выпускает 233 бакалавра и 154 магистра в области анализа данных и машинного обучения, хранения и обработки больших данных, биоинформатики, программной инженерии и системного программирования. 18 красных дипломов получили выпускники бакалавриата и 36 – магистратуры. Более того, в этом году ФКН закончили 9 лауреатов стипендии им. Ильи Сегаловича и 3 лауреата научной премии им. Ильи Сегаловича в номинации “Молодые исследователи” и 4 первых лауреата стипендии ИСП РАН. Выпускники ФКН 2020 вспомнили о самых ярких моментах обучения на факультете, рассказали про сложности, с которыми сталкивались, и поделились своими планами на будущее.

Анастасия Репина
“Системная и программная инженерия”

Закончив бакалаврскую программу ФКН “Программная инженерия” с красным дипломом, Анастасия продолжила обучение в Вышке и поступила на СПИ. Во время учебы в магистратуре работала над темой “Проектирование и разработка прототипа для представления системных уведомлений в AR-очках”. Стала лауреатом НИРС в номинации “Лучшая научно-исследовательская работа по компьютерным наукам для студентов магистратуры и выпускников 2019 года”. Закончила магистратуру с дипломом с отличием. В настоящее время Анастасия работает Associate Engineer в Deutsche Bank и занимается Full-stack разработкой.  

 

Как ты попала на СПИ и почему выбрала эту программу?

Попасть мне помог мой красный диплом бакалавриата “Программной инженерии”, к которому в качестве бонуса прилагалась возможность без дополнительных испытаний попасть на бюджет программы СПИ. Мне всегда хотелось попробовать учиться полностью на английском языке, что позволило бы не только улучшить свой уровень, но и завести друзей со всего мира.

Расскажи, чем тебя заинтересовала тема дополненной реальности?

Все началось с моей курсовой работы, которая открыла для меня новый мир и новые технологии. Кроме того, я посещала факультатив, связанный с тем, как устроены интерфейсы в AR и VR, на котором я как раз и познакомилась с будущим руководителем ВКР Павлом Манаховым. Он смог предложить интересную мне тему и очень грамотно организовал наш рабочий процесс. Несмотря на то, что работу я уже защитила, наше сотрудничество продолжается. Мы планируем провести эксперимент и сделать публикацию по результатам.

Дала ли тебе Вышка и учеба на ФКН навыки и знания, которые сейчас помогают в работе?

Вышка помогла заложить хорошую базу и завести много полезных знакомств. Кроме того, я могла учиться не только на тех курсах, которые изначально предлагались в рамках образовательной программы, что существенно расширило мой кругозор. В том числе благодаря этому на текущем месте работы меня ценят как сотрудника.

Сильно ли учеба в бакалавриате отличается от магистратуры?

Отличия колоссальные. В магистратуру ты приходишь уже с неплохим багажом знаний и навыков, от тебя ожидают намного большего, чем от недавно закончившего школу студента-первокурсника. Ты сразу пропускаешь этап адаптации, потому что все процессы уже давно понятны. Но самое большое отличие - это нагрузка, с которой предстоит иметь дело. В магистратуре большинство студентов работают полный день, а по вечерам приезжают на пары. Это утомляет, зато навыки тайм-менеджмента прокачиваются на максимум.

Григорий Волков
“Системное программирование”

Григорий выступал с докладами на конференциях ISPRAS Open и SYRCoSE. На втором курсе магистратуры был в числе первых лауреатов стипендии ИСП РАН. Закончил магистратуру с дипломом с отличием.

 

Как ты попал на ФКН?

В выпускных классах школы я участвовал в Московской олимпиаде по информатике, которая проходила на Кирпичной. Там я впервые услышал о “Программной инженерии”. Быстро стало понятно, что это практически единственная бакалаврская программа, которая подходит таким, как я – полным “гуманитариям” в школьной математике, при этом уже знающим множество языков, парадигм и технологий программирования. В бакалавриат меня взяли по олимпиаде без вступительных испытаний. 

На втором курсе был набор на специализацию “Системное программирование”, которая занимает все предметы по выбору под учебу в ИСП РАН. Я уже интересовался этим направлением, поэтому и записался. В Институте вместе с учебой предложили интересную работу в реальных проектах, по которой и пишутся курсовые работы. А магистерская программа СП просто оказалась естественным продолжением бакалаврской специализации. 

Но это лишь мой опыт. Эта магистерская программа не только для тех, кто уже два года провел в ИСП РАН. Большинство моих однокурсников заканчивали бакалавриат других университетов. “Системное программирование” ждёт всех, кто интересуется разными продвинутыми, интересными и зачастую “непопулярными” областями компьютерных наук: разработка ядер ОС, компиляторов, “железа” (HDL), анализаторов кода, инструментов тестирования; формальные методы, функциональное программирование и многое другое.

Что тебе запомнилось больше всего?

“Маголего”. Возможность отвлечься от основной области на что-то совсем другое хорошо запоминается. Моим курсом было “Право в развлекательных индустриях” (Entertainment Law), которое я выбрал в продолжении майнора о медиа. Замечательный курс, жаль, что его больше не будет. Забавно, что после этого ФКН переехал в здание, которое буквально через дорогу от корпуса, где проходил этот курс.

Ещё помню, как Нина Владимировна Евтушенко организовала для студентов мини-конференцию: слушали первокурсники, выступали второкурсники (включая меня) и даже приглашенный иностранный специалист.

Расскажи про свою исследовательскую деятельность.

В основном я участвую в проектах по развитию инструментов дедуктивной верификации программ. Это метод, позволяющий статически доказывать, что код соответствует формальной спецификации корректного поведения. Сейчас наши инструменты используются для верификации реальных критических программных компонентов, например, для модулей безопасности ядра ОС.

Почему ты решил пойти в науку?

Благодаря работе в ИСП РАН я понял, что академическая среда мне подходит намного больше, чем корпоративная. И оказалось, что интересная мне работа вполне является научной! Обычно когда люди слышат слово “наука”, в голову приходят только количественные исследования – обработка данных из реального мира (с коллайдера, соцопроса, отчета фирмы - не важно) для проверки гипотез и обнаружения фактов. Даже “исследовательский” формат курсовой работы на ПИ часто подразумевает такую работу – сравнение производительности существующих алгоритмов и предложение улучшенного алгоритма, показывающего цифры лучше. Но ведь математика – тоже наука. И многие области компьютерных наук работают подобным образом: конструируют абстрактные сущности, которые зачастую сложно, невозможно или не имеет смысла сравнивать количественно. В журналах и конференциях по функциональному программированию, теории типов, формальным методам далеко не все работы содержат количественные сравнения. Так что если кто интересуется “сложными программистскими вещами”, но не ощущает их “научность” – возможно, ваши интересы на самом деле вполне представлены в академической среде!

Анна Чикина
“Науки о данных”

Во время учебы в магистратуре Анна провела семестр по обмену в University of Twente в Нидерландах по программе студенческой мобильности. Закончила “Науки о данных” с дипломом с отличием. Сейчас Анна работает аналитиком по машинному обучению в “Открытые Технологии”.

 

Почему ты решила поступать на “Науки о данных”?

Я закончила бакалавриат в другом университете. Сразу после выпуска пошла работать по специальности инженер, но в течение года поняла, что хочется больше математики в жизни. Тогда я начала искать что-то, что могло бы меня зацепить. Этим чем-то оказалось направление “Науки о данных” в ВШЭ. Я даже не стала подавать документы в другие вузы, так как Вышка показалась мне лучшим вариантом, чтобы войти в профессию аналитика больших данных практически с нуля.

Что было самым запоминающимся за эти два года?

Я бы покривила душой, если бы не назвала в первую очередь семестр, проведенный по мобильности в Нидерландах в University of Twente. Это время было настолько полным впечатлений и совершенно неожиданных открытий, что осталось в памяти на всю жизнь. 

Помимо этого запоминаются локальные шутки, характерные черты и фразы преподавателей, напряженные моменты сдачи экзаменов и чувство облегчения, когда всё сдано и неважно, на какую оценку. Мелочи, которые вместе складываются в большую картину позитивного впечатления от магистратуры.

Расскажи поподробнее про семестр в University of Twente.

Я ездила туда по программе студенческой мобильности. Мне понравилось всё, хотя надо быть готовым к тому, что на семестр ты приезжаешь в совершенно незнакомое место и будешь окружён поначалу незнакомыми людьми. Мне очень понравилось, как обустроена территория университета: большой зеленый кампус включает в себя учебные корпуса, кафе, культурный центр с библиотекой, спорткомплекс и общежития. Всё открыто. В европейских университетах вообще нет пропускной системы, и от этого чувствуешь себя более комфортно. 

По каждому предмету обязательно есть групповой проект, тема которого определяется в начале модуля, а защищается он до или вместо экзамена. Такие проекты очень круто прокачивают умение работать в команде и дают ещё больше возможностей сойтись с новыми людьми.

Для меня эта мобильность стала отличной возможностью поездить по Европе. Я люблю путешествовать спонтанно, но визовый режим с ЕС меня в этом ограничивает. Во время стажировки я могла просто подумать “так, я хочу посмотреть Берлин” и взять билеты на поезд уже на выходные.

Мне кажется, студентам стоит съездить поучиться за рубежом именно за такими новыми впечатлениями: опытом жизни в незнакомой среде, знакомством с новыми людьми и их культурой. Также такая поездка может стать мостиком в иностранную аспирантуру или магистратуру.

О чем была твоя выпускная работа?

ВКР я выполняла по теме “Поиск пропаганды в новостных статьях”. Сама тема политической пропаганды в последние годы актуальна. Методы для работы с естественным языком я тоже выбрала современные. Это исследование показалось мне интересным и заставляло меня находить и изучать новые для меня техники работы с текстом. 

В серьёзную научную работу моя ВКР вряд ли выльется, но я бы попробовала развить её. Тема поиска пропаганды новая, и большинство работ написаны для анализа английских текстов. Я тоже исследовала статьи из американских газет. Было бы интересно провести аналогичное исследование для русскоязычных статей. 

Что ты можешь назвать своим самым значимым достижением? 

Знакомство с новыми людьми. Вышка классная всем: уровнем образования, возможностями дополнительного развития, своими научными лабораториями, социальными и культурными проектами. Но университет во многом определяют люди, которые в нём работают и учатся. Поэтому я благодарна нашим менеджерам за постоянную поддержку, преподавателям за человеческое и заинтересованное отношение и горжусь тем, что нашла тут новых друзей.

Пригодились ли тебе знания, полученные на ФКН?

Конечно. Моя бакалаврская специальность - это управление в технических системах, по сути - инженер автоматизации. За два года в Вышке я улучшила свои знания математики и навыки программирования, узнала совершенно новые для себя вещи из области машинного обучения, анализа данных, работы с сетями и графами. Ещё весной я устроилась на должность аналитика по машинному обучению и неплохо со своей работой справляюсь. Знаю, что учиться предстоит ещё многому, но магистратура Вышки заложила серьезную базу для дальнейшего развития.

Какие у тебя планы после выпуска?

Пока в планах только работа и отдых от учебных дедлайнов. Возможно, через год-два я снова заскучаю по науке и вернусь в Вышку уже в качестве аспирантки. 

Владислав Егоров
“Системное программирование”

Параллельно с учебой в магистратуре Владислав работал лаборантом в ИСП РАН. На втором курсе магистратуры был в числе первых лауреатов стипендии ИСП РАН

 

Почему ты решил поступать на “Системное программирование”?

До ФКН я учился в БГТУ им. В.Г. Шухова на направлении “Информационные технологии”. Насчет поступления в магистратуру у меня сомнений не было: хотелось получить более специализированные знания в области компьютерных наук. Конечно, был вариант с поступлением в магистратуру БГТУ, так как я уже был хорошо знаком с преподавательским составом. Но мне захотелось чего-то нового, и я решил попытать удачу, подав заявление в московский вуз, на тот момент еще не знал в какой. 

Про ВШЭ я узнал от одной знакомой, которая поступила здесь на бакалаврскую программу "Экономика". Вначале я выбрал программу "Науки о данных" и даже подал заявление. Однако в один момент я понял, что эта область компьютерных наук мне не сильно симпатизирует, и изменил свое заявление. В конечном итоге выбор пал на "Системное программирование". Почему-то эта программа тогда меня заинтересовала, хотя мой багаж знаний в этой области компьютерных наук был достаточно скудным. 

Что было самым запоминающимся за время учебы на СП?

Для меня практически все, что произошло за эти два года. Большое количество новых знакомств с интересными людьми, с которыми я продолжаю работать и по сей день. В учебе запомнились дополнительные курсы, которые я с радостью посещал во внеучебное время. Также было интересно посещать курс “Маголего” по истории немецких языков, хотя я никогда не интересовался филологией.

Расскажи про область своих научных интересов.

Сетевые технологии, анализ сетевого трафика - это то, с чем я непосредственно работаю. Моя текущая работа напрямую связана со знаниями и навыками, полученными во время учебы. Есть, конечно, еще интерес и в других областях, например, Web разработка, системное администрирование, но это скорее просто увлечения. 

Какие у тебя планы после выпуска?

Я планирую дальше развиваться в профессиональном плане. Продолжу свою текущую работу в качестве научного сотрудника ИСП РАН. Также попробую поступить в аспирантуру.

Денис Солонков
“Прикладная математика и информатика”

Денис закончил бакалавриат с дипломом с отличием. За время своего обучения на ФКН принял участие в ряде соревнований по информационной безопасности. Например, на RUCTF-2019 в составе команды “Shadow Servants” взял второе место в общем зачете и первое место среди российских команд. Также Денис прошел три стажировки в Google.

 

Почему ты решил поступать на ПМИ?

Тут сработал метод исключения. У меня был диплом всероссийской олимпиады, и я выбирал между МФТИ, МГУ и ВШЭ. Вузы вне Москвы откинул, так как не хотелось никуда ехать. Исключив по ряду причин МФТИ и МГУ, остановился на Вышке. 

Я выбрал “Прикладную математику и информатику” вместо “Программной инженерии”, потому что эта программа была мне ближе. ПИ фокусировалась на менеджменте бизнеса, в то время как в ПМИ были интересные курсы, например, машинное обучение.

Что тебе запомнилось больше всего?

Мне весьма запомнился курс матанализа на первом году обучения. Когда я только пришел в Вышку, у меня были крайне слабые знания математики, и именно на этом курсе я мог их подтянуть.

Также запомнился учебный офис, который нам помогал на протяжении всей учебы и в особенности Татьяна Пак, которая крайне активно выручала нас на протяжении всех четырех курсов. 

Тебе пригодились знания и навыки полученные на ФКН?

Я считаю, первые два курса сильно помогли отформатировать мое мышление. После них я стал заметно по-другому мыслить и относиться к проблемам. 

Какие у тебя планы на будущее?

Я уже устроился на работу в Google, но из-за текущей эпидемии моя главная задача - это получить рабочую визу.

Артем Гадецкий
“Статистическая теория обучения”

В 2020 году Артем стал лауреатом научной премии имени Ильи Сегаловича в номинации “Молодые исследователи”. Во время учебы Артем преподавал курс “Непрерывная оптимизация” под руководством Дмитрия Кропотова на специализации “Машинное обучение и приложения” у третьекурсников ПМИ и помогал проводить другие курсы байесовской группы.

 

Как ты попал на ФКН?

На ФКН я с его основания, был еще в “новом” наборе “Прикладной математики и информатики”. С начала третьего курса бакалавриата занимаюсь научными исследованиями под руководством Дмитрия Ветрова в группе байесовских методов, которая базируется на факультете. 

Совместную программу со Сколтехом (СТО) я выбрал, потому что хотел остаться в Вышке, и потому что на программе есть возможность большую часть времени уделять научной работе, чему также способствует стипендия. Все в совокупности дает возможность работать на родном факультете в своей родной группе и сфокусироваться на научной деятельности.

Что тебе запомнилось больше всего?

Подготовка научной статьи совместно с Кириллом Струминским, Дмитрием Ветровым и нашими коллегами из Университета Сассекса (Великобритания) Нови Квадрианто и Кристофером Робинсоном. С Кириллом мы ездили к ним в Сассекс в командировку, что несомненно принесло свои плоды. После того как наш доклад приняли на конференции, мы съездили в Канаду на NeurIPS в декабре 2019 года и в Нью-Йорк на AAAI в феврале 2020. Получили массу положительных эмоций и запаслись впечатлениями перед началом самоизоляции.

Расскажи про свою научную деятельность.

В начале магистратуры мы с коллегами начали исследовать методы построения направленных причинно-следственных графов по данным. Сами методы нужны для того, чтобы выявлять не только корреляции между случайными величинами, но и дополнительно понимать причинно-следственную взаимосвязь. В процессе исследования нам с коллегами удалось сначала свести задачу к комбинаторной оптимизации по перестановкам, а затем и разработать общий метод стохастической оптимизации для такого рода задач. Сейчас продолжаем исследовать применимость разработанного метода в различных приложениях.

Почему ты пошел в науку?

А чем же еще заниматься? В этом есть своя романтика.

Что было самым запоминающимся?

Принятие нашей статьи на AAAI 2020 и воркшоп NeurIPS и получение в прошлом году стипендии имени Ильи Сегаловича и научной премии имени Ильи Сегаловича в этом году, успешное окончание магистратуры и поступление в аспирантуру.

Дала ли тебе Вышка и учеба на ФКН какие-то навыки и знания, которые сейчас помогают в работе?

Безусловно дала, в особенности специализация “Машинное обучение и приложения”, на которой я и познакомился со своей научной группой и моими будущими коллегами и друзьями. Курс от Евгения Соколова по машинному обучению, “Байесовские методы” от Дмитрия Ветрова, “Методы Оптимизации” от Дмитрия Кропотова и курс по глубинному обучению от Антона Осокина - все предметы, которые дают хорошую базу для профессии.

Какие у тебя планы после выпуска?

На ближайшие годы - аспирантура и работа исследователем в группе.