• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мифы об онлайн-бакалавриате

Мифы об онлайн-бакалавриате

Canva

В 2021 факультет компьютерных наук открывает свой первый набор на дистанционную программу бакалавриата “Компьютерные науки и анализ данных”. В нашем материале мы подробно описали особенности программы, а также ответили на самые распространенные вопросы абитуриентов по онлайн-обучению.

Трушин Дмитрий Витальевич
Академический руководитель программы "Компьютерные науки и анализ данных"

"Часто бывает, что новые вещи еще не успели появиться в нашей жизни, а уже обросли предрассудками и негативным отношением - так и с онлайн-образованием. Про онлайн-образование нередко говорят только плохое и порой, к сожалению, по делу.

Но онлайн — это всего лишь инструмент. Он не делает образование лучше или хуже, все зависит от того, кто и как этим инструментом пользуется. У него есть свои плюсы и минусы, и важно уметь пользоваться плюсами и минимизировать минусы. Например, от марки молотка не зависит качество забивания гвоздя, все зависит от мастера. Мы за время карантина успели в полной мере опробовать онлайн как новый инструмент, понять его достоинства и недостатки.

Мы уже знаем, что умеем учить в онлайне не хуже, чем на кампусе. Иначе бы мы не открывали целый бакалавриат по одному из самых сложных направлений с серьезной программой и высокой нагрузкой. Теперь наша задача — убедить скептиков, что онлайн-образование работает. Да, для качественного онлайн нужны профессионалы своего дела и отработанная методология. И всё это у нас есть."

 

За последний год многие студенты и школьники опробовали формат дистанционного обучения, получив самый разнообразный опыт. Для кого-то это время запомнилось своими трудностями, а кто-то открыл для себя множество преимуществ образования онлайн. Для факультета компьютерных наук (ФКН) опыт онлайн-обучения позволил проанализировать все плюсы и минусы образовательных практик в дистанционном формате, и собрать лучшие из них в своей новой онлайн-программе “Компьютерные науки и анализ данных.”

Онлайн-программы бакалавриата только набирают популярность и, как все новое и пока что неизведанное, вызывают некоторые  опасения.  В этом материале мы постарались собрать самые популярные вопросы абитуриентов, и запросить комментарий по этим проблемам у студентов, преподавателей и администрации ФКН, чтобы помочь абитуриентам составить свое мнение о нашей программе, основываясь на реальном опыте участников образовательного процесса, а не на мифах и слухах.

Вопрос 1. “Может ли онлайн-обучение дать мне такое же качественное образование, как учеба в кампусе?”

Одним из самых больших опасений, связанных с онлайн-обучением, можно назвать представление о таком образовании как о менее качественном. В частности, абитуриенты переживают, что преподаватели не смогут вести занятия также хорошо, как могли бы в аудиториях, что студентам не будет уделяться достаточно внимания на занятиях, или что процессу будут мешать постоянные технические проблемы - и все это в совокупности приведет к тому, что онлайн-формат не позволит освоить программу также полно и эффективно, как аудиторные занятия.

На самом деле, опыт онлайн-обучения как у студентов, так и преподавателей ФКН в большей степени позитивный. За время пандемии сотрудниками факультета получен большой опыт преподавания в онлайн-формате. Они регулярно обменивались и продолжают обмениваться лучшими практиками между собой, корректируют свои подходы, основываясь на обратной связи от студентов.

Важно понимать, что под онлайн-форматом в случае с КНАД и другими бакалаврскими программами мы понимаем дистанционные синхронные занятия — то есть преподаватель и студенты взаимодействуют через Zoom или другие платформы. Речь идет не об изучении записанных заранее занятий.

Владимир Романов
Студент 3 курса программы “Прикладная математика и информатика”

“Из-за дистанционной формы преподаватели стали писать в различных редакторах, что повышает читаемость и при этом после пар есть конспекты. В целом у онлайна больше инструментов, которыми могут воспользоваться лекторы/семинаристы. А если говорить про записи лекций, то понятность материала (из-за перемоток и пауз) в разы повышается. Знаний я получил точно не меньше, часть лекций, которые бы я не слушал бы в оффлайне, с удовольствием посмотрел на YouTube. Да и ускорение видео лично мне помогает лучше усваивать — повышает концентрацию и делает процесс менее скучным, особенно на простых моментах.”

 

С технической стороны все тоже “схвачено”: все занятия проводятся в Zoom, ссылки на занятия доступны в системе электронного расписания Вышки, записи занятий загружаются на YouTube. Никакие технические заминки не мешают процессу обучения.

Из трудностей, которые встретились во время онлайна, студенты отметили снижение мотивации к учебе, сложности с организацией своего рабочего времени и ощущение отсутствия тесного контакта с преподавателями и одногруппниками.

Петр Гринберг
Студент 3 курса программы “Прикладная математика и информатика”

“[Знаний] получено столько же, но остаточных знаний меньше, так как меньше мотивации слушать лекции и в основном читаешь конспект, который хуже усваивается.”

Сабина Даянова
Студентка 4 курса программы “Прикладная математика и информатика”

“Труднее всего было не потерять концентрацию и мотивацию. Тяжело полдня сидеть на парах, уставившись в один экран, а потом оставшиеся полдня делать домашнюю работу, уставившись в этот же экран. Однако, мы с однокурсниками регулярно проводили настольные игры в Zoom, а также поздравляли с праздниками друг друга. Это помогало скрасить учебные будни.”

 

Мы знаем про такие трудности, и для обеспечения комфортного и эффективного процесса обучения на нашей онлайн-программе планируем уделить особо пристальное внимание нескольким учебным моментам:

  • выделять больше времени на индивидуальную сдачу студентами заданий преподавателям — тогда каждый студент гарантированно пообщается со своим семинаристом и получит развернутую обратную связь о своих подходах к задачам и об ошибках;

  • привлекать кураторов — преподавателей, которые следят за успеваемостью студентов и помогают им подтянуть свои знания, если возникают проблемы с оценками;

  • активно вовлекать студентов в участие в консультациях с лекторами и семинаристами, где можно задавать любые вопросы, даже отдаленно связанные с изучаемыми предметами. У каждого преподавателя Вышки в обязательном порядке есть консультационные часы каждую неделю, и опыт показал, что проводить их в онлайне можно очень эффективно.

Если кратко, то руководство программы готово сделать всё, чтобы студенты много взаимодействовали с преподавателями и регулярно получали от них обратную связь, а не оставались наедине с изучаемым материалом. 

Следует упомянуть один важный момент, связанный с обучением в Вышке в целом: существенная часть обучения — это самостоятельная работа студентов. По каждой дисциплине проводится от 2 до 4 занятий в неделю, но при этом выдаётся немало домашних заданий, которые студенты выполняют дома. Это происходит на всех очных программах, и эта система хорошо себя зарекомендовала. Чтобы перенести её в онлайн-формат, нужно лишь убедиться, что у студентов всегда есть возможность обратиться к преподавателям за советом и помощью, что, как мы уже сказали, является обязательной частью нашей программы.

Наконец, в прошедшем учебном году некоторые дисциплины на ФКН проходили в межкампусном формате. Например, курс “Машинное обучение 1” проходил одновременно для московской программы ПМИ и пермских программ “Программная инженерия” и “Бизнес-информатика”. Лекции шли онлайн сразу для всех, семинары проводились в кампусах своими преподавателями. Формат оказался успешным, курс был признан студентами лучшим сразу по нескольким критериям (https://www.hse.ru/edu/courses/339555332). Это направление будет развиваться и дальше: часть курсов будут общими для ПМИ и КНАД, у студентов будет общий набор тем для проектов, курсовых и дипломных работ. Студенты КНАД смогут участвовать во всех факультативах, проводимых онлайн. Границы между программами будут стираться всё сильнее.

Вопрос 2. “А вдруг никто не возьмет меня на работу, если узнают, что я учился(-ась) в бакалавриате онлайн?”

Итак, онлайн-формат не способствует снижению качества обучения, и шансы получить все необходимые знания и навыки не ниже, чем в процессе обучения в кампусе. Но мы часто слышим вопрос от наших абитуриентов о формальных компонентах программы: форме обучения и получаемой квалификации. На нашей программе практически весь материал осваивается в контакте с преподавателями, а не самостоятельно — поэтому программа является очной. Диплом будет таким же, как и у выпускников программы “Прикладная математика и информатика”. Другими словами, выпускники программы получают диплом государственного образца по направлению “01.03.02 Прикладная математика и информатика” очной формы обучения и являются полноценными бакалаврами по этой специальности.

Но что с дальнейшим трудоустройством? Какова ситуация с работой в сфере IT? Не будет ли проблем в связи с получением образования онлайн? 

О специфике работы в сфере IT говорит Евгений Соколов, академический руководитель программы “Прикладная математика и информатика”:

Соколов Евгений Андреевич
Академический руководитель программы «Прикладная математика и информатика»

“Сейчас многие компании поняли преимущества удалённой работы и перешли на гибридный формат. Кто-то работает полностью из дома, кто-то приходит в офис несколько раз в неделю. Среди прочего, такой подход позволил нанимать людей из других городов и стран, не готовых к переезду. Поэтому у работодателей уже есть понимание, что в онлайне нет ничего плохого. Более того, в IT уже давно сформировался подход к найму, где диплом кандидата вторичен, а решение принимают на основе опыта работы и знаний, продемонстрированных на собеседовании. И к знаниям предъявляются очень серьёзные требования. Студенты других бакалаврских программ ФКН не испытывают никаких трудностей при поиске работы. На КНАД будет перенят опыт этих программ и будут привлечены те же преподаватели, поэтому мы уверены в хороших карьерных перспективах наших будущих студентов.”

 

В целом, можно сказать, что карьерные перспективы у студентов онлайн-программы ФКН такие же, как и у студентов очных программ, то же касается и возможности стажировок, обучения по обмену в других странах и участия в конкурсах по специальности.

Вопрос 3. “Что насчет студенческой жизни? Не буду ли я каким-то неполноценным(-ой) студентом (-кой) из-за того, что учусь онлайн?”

Начнем с того, что студенты КНАД получают все те же возможности, что и студенты других программ Вышки: возможность получить студенческий билет, пропуск в кампус ВШЭ, отсрочку от армии, обратиться к студенческому совету, участвовать в мероприятиях Вышки и давать обратную связь относительно своего опыта обучения. Единственное, что не предусмотрено для студентов онлайн-программ в Вышке - это общежития иногородним студентам.

Студенты онлайн-программ также как и очные студенты могут посещать мероприятия, организованные ФКН, или ВШЭ: праздники, конференции, хакатоны, школы. Но в таком случае для наших студентов могут действовать ограничения, связанные с эпидемиологической ситуацией (например, необходимость вакцинации). Подробнее это можно будет узнать в процессе обучения у своего учебного офиса.

Также наша программа очень заинтересована в подготовке первоклассных специалистов, так что мы будем стараться всячески поддерживать активных студентов, которые проживают в городах, где нет кампусов Вышки, и помогать им организационно в вопросе участия в конкурсах, конференциях и других научно-практических мероприятиях, направленных на повышение уровня знаний и навыков.

Вопрос 4. “А как же общение с другими студентами? Как будет организована внеучебная активность?”

Действительно, существенная часть университетского обучения — это общение с однокурсниками. Онлайн-формат обучения потребует здесь новых подходов.

Первое, что мы планируем делать — с помощью студентов-старшекурсников ФКН организовывать совместные активности для студентов. Сюда могут относиться клубы по интересам, которые собираются в Discord для обсуждения, турниры по компьютерным играм, просто созвоны в формате “посиделок”, вечера нелепых презентаций и все, что мы со студентами сможем придумать!

Второе — очные выездные мероприятия. Безусловно, все студенты программы “Компьютерные науки и анализ данных” будут приглашаться на мероприятия факультета (например, ежегодный семинар по машинному обучению). Также планируется организация ежегодного очного интенсива для студентов КНАД в Москве.

В вопросе поддержания комфортной психологической атмосферы и организации различных активностей студентами нашей программы мы готовы внимательно прислушиваться к пожеланиям и уделять им не меньше внимания, чем учебному процессу.

Мы постарались осветить все ключевые аспекты обучения на программе “Компьютерные науки и анализ данных”, и мы приглашаем всех желающих ознакомиться с нашей официальной страницей и вступить в официальный чат абитуриентов, где всегда можно проконсультироваться с руководством программы. В ближайшее время (2 и 6 августа) запланировано две консультации с абитуриентами, на которых можно задать любые интересующие вопросы академическому руководителю и менеджеру программы. Также можно ознакомиться с записями наших прошедших мероприятий: рассказ про программу, встреча с выпускниками ФКН и разговор о будущих профессиях, популярная лекция про математику и машинное обучение и многое другое.