Состоялась вторая летняя школа по анализу данных
С 25 по 28 июня на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ прошла вторая летняя школа по анализу данных, организованная совместно с базовой кафедрой ПАО Сбербанк «Финансовые технологии и анализ данных». Цель школы — познакомить школьников с анализом данных, а главный приз — оплачиваемая стажировка в Сбере.
Организаторы школы получили 313 заявок, из которых по результатам входного тестирования и мотивационного письма были отобраны 50 старшеклассников.
В первый день школы участников разбили на команды и рассказали им о задаче, решение которой им предстояло найти. Следующие дни участники школы провели в кампусе Вышки на Покровке. Он знакомились со студенческой жизнью, общались со студентами, слушали лекции по машинному обучению и анализу данных от сотрудников факультета и работали над поиском лучшего решения задачи.
В рамках основной программ ребят ждали сюрпризы — например, в один из дней участники посетили офис СБЕРа, в другой все лекции читались на английском языке, а в завершающий день школы с лекцией выступил Евгений Соколовский, начальник центра модельных рисков банковской и торговой книги в Сбере. Евгений также наградил победителей соревнования, которые получили возможность пройти в Сбере стажировку. Ими стали учащиеся Лицея НИУ ВШЭ Егор Прахов, Михаил Кондрашов и Яна Павлова.
Вознесенская Тамара Васильевна
Первый заместитель декана факультета компьютерных наук, академический руководитель школы
Школа продемонстрировала большой интерес школьников к анализу данных, машинному обучению. Некоторые участники уже хорошо разбирались в теме. Многие, надеюсь, получили полезные знания на школе. Ребята пообщались с единомышленниками, получили опыт командной работы и, конечно, посоревновались за стажировку Сбера.
Соколовский Евгений Игоревич
Начальник центра модельных рисков банковской и торговой книги, Сбер
Впечатления от второй школы ФКН и Сбера остаются самыми положительными. Участники соревнования показали высокий уровень знаний и интереса к теме анализа данных и искусственного интеллекта. Подобные инициативы способствуют привлечению молодых и талантливых специалистов в индустрию, создают возможности для их профессионального роста и развития.
Артём Гуйван
Учащийся Университетского лицея точных и естественных наук Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого
Уже второй год подряд я приезжаю на летнюю школу и получаю самые яркие эмоции от всего того, что происходит на ней. И речь не только о невероятно интересных лекциях от самых значимых специалистов в области машинного обучения, но и об участниках, которые делают атмосферу школы еще более захватывающей. С некоторыми из участников я знаком уже больше двух лет и с уверенностью могу сказать, что конкуренция на школе была высокой, а это вызывало еще больше огня в наших глазах.
Для того, чтобы участники могли лучше узнать друг друга, были организованы интеллектуальные игры. Я оказался в команде с очень сильными ребятами в сфере машинного обучения — Никитой Угрюмовым и Данисом Динмухаметовым.
Мы начали сразу же придумывать стратегии, чтобы выиграть соревнование, победа в котором давала возможность пройти стажировку там, где мечтают работать почти все программисты — в Сбере.
Ключевой проблемой оказалось то, что данные были очень шумные и, к нашему удивлению, даже аугментации и разные фильтры не повышали точность нашей модели. Уже в первый день наша команда вышла в лидеры рейтинга с результатом близким к 100 % правильно предсказанных цифр. На протяжении многих часов мы пробовали большинство передовых техник для того, чтобы добиться более высоких результатов, но и наши заклятые друзья-участники не спали.
В последние дни результат нашей модели был побит и все зависело от того, как наша модель справится с приватными данными. В таких соревнованиях часто делают две выборки — публичная и приватная. С помощью публичной выборки участники могут определять, насколько корректно их модель решает поставленную задачу. Некоторые участники пытаются предугадать публичную выборку с помощью иных, не совсем соревновательных методов. С помощью приватной выборки проверяют, может ли модель точно предсказывать те данные, которых она не видела).
После пяти дней жестоких баталий на полях из данных результат был оглашен. Мы заняли второе место, нам не хватило сотых, чтобы стать первыми, но нашей команде дали грамоту за оригинальное решение, потому что мы использовали передовые техники машинного обучения.
Если вы только думаете ехать или нет на летнюю школы по анализу данных, то однозначно пробуйте себя. Я уверен, что вы получите незабываемый опыт, окунетесь с головой в данные и попробуете обучать нейронные сети. Но даже во время соревнования не забывайте наслаждаться процессом!
Михаил Антонов
Учащийся Пятьдесят седьмой школы
О школе я узнал из соцсетей и сразу заинтересовался ею, потому что хотел попрактиковаться в анализе данных. Школа по анализу данных — уникальный проект, и я очень рад, что смог в ней поучаствовать. Также я рад, что смог побывать в ВШЭ, одном из ведущих вузов России.
Команду я нашел уже на самой школе. Так как я заканчиваю восьмой класс, разница в возрасте с остальными учениками школы была большая и мне было непросто, но я справился.
Летняя школа для меня была очень полезна, так как хочу развиваться в области анализа данных и, благодаря школе, узнал об общем подходе к этой теме, улучшил знания библиотеки sklearn и попрактиковался в работе с ней на более сложных задачах.
Также мне очень понравилось работа в команде, и я очень надеюсь в будущем повторить этот опыт.
Артём Кулаков
Учащийся школы «Летово» (Москва)
Школу я нашел на сайте ВШЭ. Я очень заинтересовался ею, так как давно хотел себя попробовать себя в сложном проекте по анализу данных и уже имел необходимые для этого навыки и опыт. Школа запомнилась большим количеством практики и интересной командной работой. Несмотря на то, что награда была очень ценной, ребята часто помогали друг другу и среда была довольно комфортной.
Во время школы я познакомился с большим количеством людей, прокачал навыки работы в команде, навыки быстрого поиска информации и навыки работы с моделями машинного обучения. Было очень интересно генерировать и тестировать различные гипотезы по улучшению качества модели.
В программе школы были не только разнообразные лекции, но и экскурсия в СБЕР. Очень обрадовал кампус ВШЭ: разнообразные архитектурные решения — стильные и функциональные, удобные коворкинги, комфортные аудитории и переходы. Дополнительно стоит отметить ассистентов — они были очень отзывчивы и всегда помогали устранить техническую неполадку или ответить на интересующий вопрос.
Будущим участникам этой школы я советую активно искать любые возможности: будь то хитрая реализация, помощь ассистента или вопрос лектору. Помните: не бойтесь тестировать новые гипотезы, как бы много их не было, мыслите нестандартно и получайте удовольствие от того, что делаете!
Екатерина Комкова
Учащаяся Школы Центра педагогического мастерства
Школой я заинтересовалась сразу, как только увидела ее название – меня завлекала тема анализа данных, ведь я весь год обучалась на курсах по этому направлению. Мне очень хотелось сделать проект и закрепить свои знания, в этом летняя школа мне отлично помогла.
Поначалу казалось, что нам выделено слишком много времени на работу с задачей, но позже я поняла, что это не так: каждый день приходилось сидеть до ночи, чтобы успеть попробовать разные варианты решения.
Еще было много интересных лекций, некоторые даже на английском языке. Занятия были не только теоретические, где рассказывали про различные модели, которые нам могут пригодиться при решении задачи, но и более общие, например, про применение анализа данных в бизнесе и физике. Поэтому школа была полезна и для новичков, и для тех, кто уже занимался этим направлением.
Будущим участникам школы желаю не сдаваться, придумывать нестандартные решения, и не забывать отдыхать.
Данис Динмухаметов
Учащийся школы № 2107 (Москва)
Впервые про летнюю школу я услышал от своего друга Никиты Угрюмова. Я сразу же захотел в ней поучаствовать, потому что увидел возможность получить опыт и выиграть стажировку в СБЕРе. Помимо этого школа привлекала отзывами других знакомых и возможностью послушать лекции от топовых спикеров.
Я заранее договорился быть в команде со своими друзьями Никитой Угрюмовым и Артёмом Гуйваном, ведь мы уже имели опыт совместного участия в соревнованиях.
Как только мы узнали про задачу, мы немного разочаровались, так как она показалась нам очень простой и напоминала задачу классификации изображений на датасете MNIST. Однако благодаря этой задаче мы вспомнили, как работать с изображениями, и попробовали множество разных техник и моделей.
На протяжении хакатона нам очень хотелось победить и занять первое место, ведь мы потратили очень много времени. Но, к нашему сожалению, мы оказались на втором месте, не выбрав нужную посылку, которая бы давала нам победное место.
Несмотря на это я не жалею, что поучаствовал в школе, так как считаю, что в этом опыте для меня было больше положительных моментов, чем отрицательных. Благодаря школе я улучшил навыки работы в команде и закрепил свои знания по работе с изображениями, а также познакомился с новыми ребятами.
Будущим участникам школы я хочу, во-первых, пожелать удачи. Во-вторых, не сдаваться, даже если кажется, что проиграл, и перепробовал все возможные решения. На школе была дружелюбная атмосфера, так что даже если вы не очень опытный участник, не бойтесь и пробуйте свои силы!
Валерия Лапинская
Учащаяся ГБОУ г. Москвы «Пятьдесят седьмая школа»
Я достаточно давно занимаюсь программированием, анализом данных и машинным обучением. Я узнала про школу еще в прошлом году, но попасть в число счастливчиков не удалось, а в этом году, имея больше успехов в олимпиадах, я наконец смогла принять участие в летней школе по анализу данных.
Сначала я подавала заявку не зная, кто будет участвовать, но потом увидела в списках много знакомых фамилий. Некоторые ребята, к сожалению, не смогли принять участие в школе, но я быстро нашла себе команду на хакатоне. С Мишей Лашиным мы учились в одном классе, а с Димой Ярочкиным мы уже участвовали в другом соревновании на похожую тематику и одержали победу, поэтому мы решили объединить свои усилия для победы.
В рамках школы я узнала много нового в области машинного обучения и анализа данных, впервые попробовала применить теоретические знания на практике, научилась работать в команде. Вместе с ребятами мы постарались распределить задачи на всех и использовать все имеющееся время с пользой.
Несмотря на то что у нас был правильный алгоритм решения, мы ошиблись с выбором лучшей посылки. Мы немного расстроились, но поняли, что в любом случае получили ценный и незаменимый опыт, а также замечательно провели время в рамках школы, играли в настольный теннис и общались со студентами ВШЭ.
Будущим участникам я желаю удачи и успехов, а также не расстраиваться, когда что-то не получается, ведь негативный опыт — это тоже ценно.