• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с лауреатами стипендии Сегаловича-2022. Часть 2

Интервью с лауреатами стипендии Сегаловича-2022. Часть 2

ФКН

Продолжаем рассказывать о лауреатах стипендии Сегаловича-2022. Читайте в нашем материале о том, чем живут и что исследуют лауреаты этого года. Первую часть можно найти здесь

Цзинтао Сюй
3 курс, «Прикладной анализ данных»

Когда я впервые услышал о НИУ ВШЭ, его репутация в России произвела на меня большое впечатление. Мне говорили, что учеба в Вышке сильно отличается от учебы в других университетах, а ФКН является одним из лучших исследовательских факультетов в России. Вышка предоставляет студентам много возможностей помимо занятий, в том числе спорт и десятки студенческих мероприятий и организаций. Я считаю, что учиться в Вышке сложно, именно поэтому я выбрал ее. Мне нравится принимать вызовы и превозмогать трудности. 

В прошлом году я занимался исследовательским проектом «Механизм корпоративных расчетов на основе смарт-контрактов», моим наставником был Павел Болотов, старший архитектор программного обеспечения из Райффайзенбанка. В этом году я работал над другим проектом — «Глубокие генеративные модели для быстрого моделирования трекера в эксперименте многоцелевого детектора коллайдера NICA» в Лаборатории методов анализа больших данных с двумя замечательными наставниками, Федором Ратниковым и Артемом Маевским

Я занимаюсь и внеучебной деятельностью: я был председателем ассоциации китайских студентов и сотрудников в Вышке. Во время моей работы наша команда помогала налаживать общение между китайскими студентами. Я также участвовал в разработке сайта сообщества майнеров. 

Я не знал, что получу стипендию, это стало для меня полной неожиданностью. Я очень обязан факультету. Это достижение станет хорошей мотивацией в моей жизни и будет стимулировать меня к дальнейшим достижениям. Здесь, на ФКН, меня окружает куча блестящих людей, это очень стимулирует и побуждает к самосовершенствованию. 

Чтобы ободрить других студентов: начиная со дня поступления на факультет, вы достаточно квалифицированы, чтобы достичь своих целей, единственное, что вам нужно сделать, это быть самим собой! Не сравнивайте себя ни с кем, старайтесь и изучайте то, что вам интересно.

Никита Игумнов
3 курс, «Программная инженерия»

Я учился в лицее НИУ ВШЭ в 10-11 классах. Когда в лицее я посещал занятия в факультетский день на ФКН, мне очень понравились курсы, поэтому я целенаправленно шел именно на этот факультет. В 10-11 классах я также усиленно занимался спортивным программированием и поступил на ФКН по олимпиаде. Этим занятием меня очень увлёк преподаватель лицея Владимир Куренков, за что я очень благодарен ему.

В своих исследованиях я занимаюсь алгоритмами и их обобщением для многомерных пространств. Тема моего исследования «Исследование и разработка версий алгоритма Мо и его приложений» пришла мне ещё в 11 классе, за два года до старта официальной работы над ней. Я заметил, что полученная временная сложность для алгоритма с обновлением элементов не очень плотная. Как сейчас помню, после окончания учебного дня в лицее, я ездил в метро и пытался улучшить границы разными способами. 

Год назад я познакомился с Рамоном Антонио Родригесом Залепиносом, который читал курс «Алгоритмы и структуры данных». Я тогда предложил свою тему, он меня поддержал, и под его руководством я написал первую версию научной статьи. Я подал ее на НИРС и стал победителем второй степени. Затем я продолжил разработку статьи на втором и третьем курсах.

Сейчас я – главный учебный ассистент по курсу «Алгоритмы и структуры данных» на втором курсе ПИ, учебный ассистент по АиСД на первом курсе магистратуры «Машинное обучение и высоконагруженные системы» и уже второй год ассистент по алгебре на первом курсе ПИ. Будучи главным учебным ассистентом, я руковожу группой из семи ассистентов, отвечаю за работу с Яндекс.Контестом. Я автоматизировал проверку различных реализаций алгоритмов (по итогу уменьшил время тривиальной проверки примерно в пять раз). Очень благодарен Марии Горденко, Александру Бессмертному и Роману Нестерову за поддержку и помощь в моих разработках. 

Когда я узнал, что стал лауреатом стипендии, я очень обрадовался и удивился. Огромное спасибо всем моим преподавателям, кто помогал мне на этом пути. Будущим лауреатам я посоветовал бы усердно учиться, активно искать себя в разных направлениях и пробовать новое, и, найдя область, от которой «горят глаза», постоянно развивать себя в ней. Ведь то, во что мы вкладываемся — всегда приносит результат.

Анатолий Волков
2 курс, «Прикладная математика и информатика»

В школе я с седьмого класса активно участвовал в олимпиадах по математике и информатике, ездил на разные сборы и летние школы. В итоге я взял диплом призера Всероса по информатике, который делал поступление проще и спокойнее. Тогда я выбирал между факультетом инноваций и высоких технологий МФТИ и ФКН, но в итоге выбрал ФКН, потому что мне понравилась организация учебного процесса на факультете и его местоположение.

Я думаю, что сделал абсолютно правильный выбор и сейчас мне очень нравится здесь учиться: у нас сильная программа и очень хорошие преподаватели. На курсе учатся мотивированные студенты, и они создают на факультете атмосферу, которая не дает расслабиться и поддерживает желание учиться (и не только). При этом на ФКН можно выбирать, сколько времени ты хочешь посвящать учебе, а сколько — другим активностям. Так, многие записываются на факультативы, а кто-то работает. 

Я же помимо учебы активно занимаюсь преподаванием: веду кружок по олимпиадному программированию в школе №2007, езжу преподавать на московские сборы и в образовательный центр «Сириус». Также я сам продолжаю участвовать в олимпиадах и тренировочных сборах, а в прошлом году мы с командой прошли в полуфинал ICPC. 

Новость о том, что я стал лауреатом стипендии, стала одной из немногих позитивных за последние месяцы, поэтому была особенно радостной. Для меня большая честь быть в числе всего десяти студентов бакалавриата ФКН, получивших стипендию: в это тяжело поверить, но все цели достижимы. Мне кажется, что самое главное — это верить в себя и заниматься тем, что интересно, и тогда все получится.

Алеся Иванова
2 курс, «Прикладная математика и информатика»

Со школы мне нравилось изучать математику и программировать, участвовать в олимпиадах и тренировочных сборах, поэтому я решила продолжить обучение в этой области. Выбрала именно ПМИ, потому что это одна из лучших программ в России, куда каждый год поступает много талантливых студентов.

Я продолжаю заниматься олимпиадной деятельностью в вузе, но уже больше в роли преподавателя. Я преподаю в школе №2007, которую окончила, а также в образовательном центре «Сириус», в Летней компьютерной школе и на сборах для школьников города Москвы. Мне кажется очень важным развивать олимпиадное движение, делиться своими знаниями и опытом со школьниками. Также я помогаю подготавливать задачи для олимпиад по информатике. Кроме этого, я работаю ассистентом по курсу «Алгоритмы и структуры данных» и сама принимаю участие в студенческих олимпиадах по программированию и тренировочных сборах.

Я была очень рада узнать, что стала лауреатом стипендии. Было приятно, что мою работу высоко оценили, это мотивирует меня продолжать свою деятельность дальше и добиваться новых успехов.

Думаю лучшее, что можно посоветовать будущим потенциальным лауреатам — это найти занятие по душе, развиваться и совершенствоваться в нем, получать от этого удовольствие. Трудолюбие и мотивация являются залогом достижения практически любой цели.

Рябинин Максим Константинович
Научно-учебная лаборатория компании Яндекс: Младший научный сотрудник, аспирант 1 года обучения

Когда в 2014 году я узнал об открытии ФКН, то заинтересовался им из-за системы обучения в Вышке и актуальной программы, составленной с учётом пожеланий людей как из академии, так и из индустрии. Изучив другие варианты среди лучших университетов Москвы, я понял, что интереснее и перспективнее всего мне будет учиться на программе ПМИ, поэтому почти сразу же, как только появилась возможность, отнес оригиналы документов на факультет.

Мои научные интересы лежат на стыке глубинного обучения и обработки естественного языка, а темой моей диссертации является децентрализованное обучение нейросетей. Если описывать коротко, то суть этой темы исследований состоит в поиске ответа на следующий вопрос: можно ли обучать современные огромные модели, объединив по интернету мощности компьютеров добровольцев? Как известно, для обучения самых больших нейросетей требуются недели или даже месяцы работы суперкомпьютеров: доступ к ним есть далеко не у каждого, поэтому возможность заполучить сравнимые ресурсы, используя имеющиеся у многих домашние компьютеры, оказалась бы очень полезной на практике.

Как мы с соавторами показали в ряде работ, принятых на такие конференции по машинному обучению, как NeurIPS и ICML, подобная постановка задачи существенно отличается по своим вызовам от «классического» распределенного обучения, однако грамотное сочетание новых методов с уже проверенными подходами позволяет достаточно успешно решать многие из возникающих проблем. Хотя мы уже провели несколько публичных экспериментов, планируется и дальше развивать эту технологию, чтобы простота ее использования позволяла любому энтузиасту deep learning без особых трудностей участвовать в таких экспериментах и даже самому создавать запуски с волонтёрами, чтобы решать свои задачи.

Помимо учёбы я работаю исследователем в Yandex Research, а также веду лекции и семинары на ФКН и в Школе анализа данных Яндекса. В свободное время изучаю мир, играю, громко слушаю музыку, смотрю аниме, веду пару телеграм-каналов, сохраняю картинки в интернете и спамлю ими потом в чаты. 

Думаю, что стипендию мне присуждают не в первый раз по причине того, что почти вся моя деятельность во многом связана с факультетом: и исследования, и преподавание, и учеба проходят на ФКН и в конечном итоге помогают факультету развиваться. Я считаю, что стипендия — это крайне ценный способ поддержки факультетом тех студентов, которых он считает перспективными. 

При этом мне кажется, что статус лауреата стипендии не должен быть самоцелью: если у студента есть стремление заниматься исследованиями, преподаванием или еще как-то участвовать в жизни факультета и он его реализует, то это не останется незамеченным. Посоветую разве что не бояться обсудить возможность своего номинирования со знакомыми сотрудниками факультета: вполне возможно, что есть достаточные основания для присуждения стипендии и преподаватели будут рады представить вас комиссии.